Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Работу выполнила
Магистрант 1 курса группы ИЯ-ИЯМ-11
Козинцева М.
Слайд 2«Чтобы объяснить, как устроен язык и как он используется, необходимо выйти
за пределы самой языковой системы и связать её со всем тем, что мы знаем о восприятии, о памяти. О поведении человека»
Н.Н.Болдырев
Слайд 3Множественность понятий дискурса:
1) связный текст; 2) устно-разговорная форма текста; 3)
диалог; 4) группа высказываний, связанных между собой по смыслу; 5) речевое произведение как данность - письменная или устная речь.
Слайд 4Категория «дискурс»:
от лат. discursus – рассуждение; от франц. discourse –
речь. Допускает не только разные варианты произношения (дискурс или дискурс), но и множество интерпретаций. ДИСКУРС
Слайд 5Некоторые из интерпретаций дискурса:
Слайд 6«Дискурс есть текст, но такой, который состоит из коммуникативных единиц языка
- предложений и их объединений в более крупные единства, находящиеся в непрерывной смысловой связи, что позволяет воспринимать его как цельное образование». (В.Г. Борботько)
Слайд 9педагогический, антропологический, образовательный, учебный, междисциплинарные (медико-педагогический дискурс (Л.С. Бейлинсон), социально- образовательный
дискурс (М. Г. Курбанов) и др.).
Слайд 10Образовательный дискурс - форум широкой общественности, свободно обсуждающей преимущества и недостатки
механизмов и этапов реформы образования в той или иной стране. (Е.В. Добренькова)
Слайд 11Педагогический дискурс в широком смысле понимается как «объективно существующая динамическая система
ценностно- смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса» (Т. В. Ежова).
Слайд 12Педагогический дискурс в узком смысле вербальный слепок с некоторых сторон процесса
обучения, позволяющий зафиксировать в тексте интерпретацию процессов, происходящих в учебной среде. (В.И. Слуцкий)
Слайд 13Педагогический дискурс (определение понятия) - это объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой
коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую, обеспечивающая приобретение обучаемыми опережающего опыта в проектировании и оценке любого педагогического или социального явления в соответствии с нормами культуросообразной деятельности.
Слайд 15цель, участники, ценности, стилистическая специфика педагогического взаимодействия, образовательная среда, условия обучения,
хронотоп, стратегии, жанры, прецедентные тексты, дискурсивные формулы, оценочно насыщенные концепты
Слайд 16Факторы педагогического дискурса: уровень интеллекта обучающегося (необходимо учитывать, чтобы затронутая педагогическая
проблема была не слишком сложна для обучающегося); опыт обращения с аналогичными педагогическими проблемами (личный педагогический опыт); стратегии понимания (например, ведение записей на уроке или лекции, формирование ментальной модели педагогической реальности, способы графической обработки информации и т.д.); социальные навыки (навыки кооперации в целях понимания).
Слайд 181. Высказывание
2. Когерентность
3. Семантический повтор
4. Устный модус дискурса
и письменный модус дискурса
5. Коммуникативный эпизод (фрагмент)
6. Дискурсивное событие (текст)
7. Коммуникативный ход
8. Реплика
Слайд 191. Высказывание - единицы дискурса, представляет собой совокупность следствий или выводов.
2. Когерентность - связность в дискурсе, передача информации о данной ситуации (объекте, субъекте, явлении и т.д.) из одного фрагмента дискурса в другой. Виды когерентности:интонационно- ритмическая, логическая, семантическая, формально- грамматическая.
Слайд 203. Семантический повтор - связь в тексте, связующая роль служебных слов
и предложений и др. Средства реализации семантического повтора
Слайд 21Средства реализации семантического повтора : 1) прямое повторение слова; 2) прономинализация;
3) синонимия; 4) антонимия; 5) повтор с использованием членов парадигмы словоизменения или словообразования.
Слайд 224. Высказывание или фраза, входящие в диалогическое единство (устный модус дискурса),
либо единство сверхфразовое (письменный модус дискурса).
Слайд 23Речевая характеристика дискурса: связный текст, сопряженный речевой ситуацией; целостная коммуникативная (речевая)
единица; устный или письменный вид текста (речевое произведение), обращенный к слушателю/читателю; монолог - диалог; адресованное сообщение; семантически связанная последовательность предложений-высказываний (реплик).
Слайд 24Основные ступени анализа дискурса: высказывание объединенная по дискурсивным параметрам группа высказываний
тематическое единство высказываний.
Слайд 25Коммуникативный ход может реализовываться как в единичном речевом акте, так и
в последовательности речевых актов, под эгидой единого коммуникативного фокуса (цели): ПРОСЬБА + АРГУМЕНТАЦИЯ + ЭМОЦИЯ (Сами мы не местные, все погорели, дайте на хлебушек!)
Слайд 26Реплика формально может совпадать с дискурсивным актом (ходом), но может включать
и несколько ходов. Например: И того, и другого, и желательно побольше, а еще скажите, который час!
Слайд 27Заимствованный из лингвистики, педагогический дискурс из плоскости речевой коммуникации переходит в
плоскость проблемного формирования новой образовательной реальности. Понимание дискурса как общения, реализуемого в ходе многочисленных дискурсивных практик, в педагогическом контексте все еще является доминирующим, но уже не единственным.