Слайд 2В сянци, как и в европейских шахматах, доска имеет 64 квадрата,
у каждого игрока 16 фигур, из которых одна является главной, и с ее гибелью партия проиграна
Правила игры
Слайд 3Начальная расстановка фигур в сянци
Слайд 4Начальная расстановка фигур в сянци
Если взглянуть на начальную расстановку, то сразу
же бросаются в глаза две особенности:
1) фигуры стоят не внутри квадратов, а на точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий. Именно эти точки и являются полями доски. На доске имеется 10 горизонтальных и 9 вертикальных линий, поэтому число полей китайской шахматной доски составляет 90, что почти в полтора раза превышает число полей на доске для международных шахмат.
Слайд 5Начальная расстановка фигур в сянци
Вторая особенность - сложность китайской доски. Она
напоминает карту. Посредине мы видим полосу, на которой прерываются вертикали. Эта полоса называется пограничной или небесной рекой, но чаще - просто рекой. У крайних горизонталей мы видим два больших квадрата с прочерченными диагоналями. Это дворцы. Каждый дворец состоит из 9 полей или четырех малых квадратов. Дворцы иногда называют крепостями или штабами.
Слайд 6Фигуры в сянци
Фигуры в сянци - плоские круглые шашки, на которых
написаны иероглифами названия фигур. Цвета фигур - красный и черный. Точнее, это цвета не самих фигур, а иероглифов на них.
Ходы в сянци совершаются по очереди красными и черными, по одному ходу за раз. Ходить можно либо на свободное поле, либо на поле, занятое чужой фигурой. В последнем случае эта фигура бьется - снимается с доски и больше в игре не участвует. Выигрыш в сянци возможен матом, патом и при нарушении противником правил.
Слайд 7Главные полководцы — Шуай и Цзян.
帅(shuai) 将 (jiang)
Слайд 8Король ходит только в пределах дворца на соседние поля по вертикали
и горизонтали. В сянци существует очень важное правило открытой вертикали, превращающее короля в атакующую фигуру, хотя он и узник дворца: оба короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между королями нет других фигур.
Слайд 10У каждого игрока две такие фигуры, они стоят справа и слева
от короля. Как и король, они не имеют права выходить за пределы дворца. Ходят они на соседние поля по прочерченным диагоналям. Телохранителям доступны только его центр и углы. Назначение этих фигур — защищать короля. Китайцы называют телохранителя "ши", это слово имеет целый ряд значений: воин, гвардеец, телохранитель, ученый, мудрец, благородный человек, советник.
Слайд 12Красные и черные слоны обозначаются также разными иероглифами, но произносятся одинаково
— сян. Ходят по диагонали на две точки. Не могут пересекать реку.
Слайд 14В сянци конь может ходить в любую сторону, но, как и
слон, он не может перепрыгивать через фигуры. Ход китайского коня состоит из двух шагов: первый — на соседнее поле по горизонтали или вертикали и второй — по диагонали на соседнее поле. Любая фигура, стоящая в точке излома траектории хода коня (т.е. на стыке обоих шагов), блокирует коня, или, как говорят китайцы, связывает коню ноги.
Слайд 15
车(che) 车(che)
Ладья (колесница) —
Цзюй (Че)
Слайд 16На флангах в начальной позиции стоят самые грозные фигуры - это
ладьи. Ладья - единственная фигура в сянци, которая без всяких исключений ходит так, как мы привыкли в традиционных шахматах, то есть по открытым горизонтальным и вертикальным линиям без ограничений на нужное количество полей. Для ладьи, как и для коня, Небесная Река не является препятствием. Китайцы называют ладью "цзу" или "че", что значит боевая колесница, повозка или телега.
Слайд 17
兵(bing) 卒(zu)
Пешка (воин) —
Бин и
Цзю
Слайд 18В сянци пешек меньше, всего пять, и стоят они в начале
игры не плечом к плечу, а через свободное поле. Пока пешка не перешла реку, она ходит и бьет только вперед на соседнее поле по вертикали, но перейдя реку, она усиливается и может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали, то есть вправо и влево на соседнее поле. Ни при каких обстоятельствах пешка не может отступать.
Слайд 20Самая экзотическая фигура сянци — пушка. У каждого игрока две пушки,
которые в начальной позиции стоят в среднем ряду обоих лагерей. Пушка пока не атакует, т.е. пока не бьет и не шахует, действует абсолютно так же, как и ладья. Но для взятия или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура, называемая очень образно — лафет.