Презентация, доклад по иностранном языку Характеристика подхода к обучению иностранному языку

Содержание

Подход - базисная категория методики Он выступает в качестве общей лингводидактической основы обучения;дает представление об избранной стратегии обучения, которая служит основанием для выбора методов и приемов преподавания языка.

Слайд 1Характеристика подходов к обучению иностранному языку
В обучении ИЯ приняты следующие подходы:

личностно-ориентированный

системно-деятельностный;
коммуникативно - когнитивный;
социокультурный.
Характеристика подходов к обучению иностранному языкуВ обучении ИЯ приняты следующие подходы:личностно-ориентированный системно-деятельностный;коммуникативно - когнитивный; социокультурный.

Слайд 2 Подход - базисная категория методики

Он выступает в качестве общей лингводидактической основы

обучения;
дает представление об избранной стратегии обучения, которая
служит основанием для выбора методов и приемов преподавания
языка.
Подход - базисная категория методики Он выступает в качестве общей лингводидактической основы обучения;дает представление об избранной

Слайд 3 Личностно-ориентированный подход

Его цель - обеспечение развития каждого ребенка

с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля.

.

Личностно-ориентированный подход  Его цель - обеспечение развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и

Слайд 4Личностно-ориентированный подход - это

интеграция уникального и

неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности, и системы усваиваемых им научных понятий.
Личностно-ориентированный подход - это   интеграция уникального и   неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося

Слайд 5Отечественные ученые – разработчики личностно-ориентированного подхода

В.Д. Шадриков,
В.И. Слободчиков,

И.С. Якиманская
Отечественные ученые – разработчики личностно-ориентированного подхода  В.Д. Шадриков,  В.И. Слободчиков,  И.С. Якиманская

Слайд 6Роль учебной ситуации

Согласование социально-заданного и личностно значимого индиви-
дуального опыта

познания происходит в учебной ситуации взаимодействия учителя и ученика.
Роль учебной ситуацииСогласование социально-заданного и личностно значимого индиви-  дуального опыта познания происходит в учебной ситуации взаимодействия

Слайд 7Преобразование ситуаций
Переход учащегося к самообучению и саморазвитию обеспечивается за

счет преобразования педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в образовательную учебную ситуацию.
Преобразование ситуаций  Переход учащегося к самообучению и саморазвитию обеспечивается за счет преобразования педагогической учебной ситуации в

Слайд 8Переход от одного вида учебных ситуаций к другому сообразуется с возрастными

особенностями учащихся

В начальной школе реализуются педагогические учебные ситуации.
В основной школе – проблемные ситуации, требующие проявления познавательной активности и творчества самих учащихся.
В средней школе- образовательные ситуации, предполагающие осуществление учеником сознательного самостоятельного выбора содержания образования и форм учебного сотрудничества.

Переход от одного вида учебных ситуаций к другому сообразуется с возрастными особенностями учащихся В начальной школе реализуются

Слайд 9 Системно-деятельностный подход

Отечественные ученые
Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин.
рассматривали обучение как движущую силу развития
Системно-деятельностный подход   Отечественные ученые   Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  Д.Б. Эльконин, П.Я.

Слайд 10Процесс обучения есть всегда обучение деятельности
Это предполагает формирование либо практических действий,

либо умственных действий.
Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельностиЭто предполагает формирование либо практических действий, либо умственных действий.Обучать деятельности – значит

Слайд 11Основные принципы деятельностного подхода:
Принцип обучения деятельности.

Принцип управляемого перехода от деятельности в

учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Принцип опоры на предшествующий жизненный опыт ребенка.
Принцип креативности.
Основные принципы деятельностного подхода:Принцип обучения деятельности.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной

Слайд 12Смена ориентиров
Сегодняшнее отношение школьника к миру в схемах «знаю

– не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею»
должно смениться параметрами
«ищу- и нахожу», «думаю-узнаю», «пробую- и делаю».
Смена ориентиров  Сегодняшнее отношение школьника к миру в схемах «знаю – не знаю», «умею – не

Слайд 13Системно-деятельностный подход призван осуществить переход

от цели обучения, направленной на усвоение знаний,

к цели обучения как формирование умений «учиться» (в начальной школе);
от стихийности деятельности ученика к ее целенаправленной организации;
от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию учебной деятельности, как системы учебных действий по усвоению научных понятий;
от индивидуальной формы усвоения ЗУНов к признанию ведущей роли учебного сотрудничества, как способа обучения в зоне ближайшего развития ребенка.
Системно-деятельностный подход призван осуществить переходот цели обучения, направленной на усвоение знаний, к цели обучения как формирование умений

Слайд 14В ходе реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе можно выделить следующие

виды деятельности:

совместно распределенную учебную деятельность (дискуссия, работа в группе);
игровую деятельность;
творческую деятельность;
трудовую деятельность;
спортивную деятельность.

В ходе реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе можно выделить следующие виды деятельности: совместно распределенную учебную деятельность

Слайд 15Условия для формирования учебной деятельности
Необходимо:
организовать постановку целей учащимися;
поддерживать детские

инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
организовать усвоение знаний посредством коллективных форм работы;
организовать постепенный переход функций контроля и оценки учащимся;
Условия для формирования учебной деятельности  Необходимо:организовать постановку целей учащимися;поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и

Слайд 16Условия для формирования учебной деятельности

реализовать основную образовательную программу в разнообразных организационно-учебных

формах (проекты, практики, конкурсы, выставки, презентации);
обеспечить условия для смены ведущей деятельности (в начальной школе) – игровой на учебную;
создавать условия для творческой продуктивной деятельности учащихся:
ставить задачу, способствующую возникновению собственных замыслов;
помогать в осуществлении проектов;
обеспечивать презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (выставки, конкурсы).
создавать пространство для социальных практик и приобщения их к общественно-значимых дел.
Условия для формирования учебной деятельностиреализовать основную образовательную программу в разнообразных организационно-учебных формах (проекты, практики, конкурсы, выставки, презентации);обеспечить

Слайд 17В рамках системно-деятельностного подхода учитель изменяет:
- стратегию обучения учащихся (начальная

школа). На смену девизу «Прочитай, запомни, перескажи, реши по алгоритму, по аналогии» приходит девиз «Исследуй проблему, изучи ситуацию, прими решение, докажи свое мнение, проанализируй полученный результат»;
- структуру урока
В рамках системно-деятельностного подхода учитель изменяет:  - стратегию обучения учащихся (начальная школа). На смену девизу «Прочитай,

Слайд 18 Коммуникативный метод

Он является наиболее актуальным для современной технологии обучения иностранному языку.

В

основе метода лежит теория речевой деятельности, прагматическая лингвистика, социальная философия и психология.

Этот метод предназначен для обучения говорению на основе общения. Основной идеей является уподобление процесса обучения процессу общения.
Коммуникативный метод Он является наиболее актуальным для современной технологии обучения иностранному языку.В основе метода лежит теория

Слайд 19 Общение выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания в коммуникативном

обучении иноязычной культуре.

Оно служит:
каналом, по которому осуществляется познание;
средством, развивающим индивидуальность;
инструментом воспитания необходимых черт личности;
способом передачи опыта и развития умения общаться.

Общение выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания в коммуникативном обучении иноязычной культуре.  Оно

Слайд 20Характеристики коммуникативного метода
Обучение на основе коммуникативности предполагает усвоение не языка и

его системы, а системы речевых средств. В связи с этим исключается перевод как средство формирования навыков говорения, так как он основан на других механизмах.
Владение системой речевых средств на одном языке должно формироваться через упражнения этой же системы, а не через сопоставление с системой речевых средств; другого языка.
Характеристики коммуникативного методаОбучение на основе коммуникативности предполагает усвоение не языка и его системы, а системы речевых средств.

Слайд 21Характеристики коммуникативного метода

Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Все упражнения должны

быть не на проговаривание, а на говорение, на решение речемыслительных задач разного уровня проблемности и сложности..
Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций. Ситуация является универсальной формой функционирования процесса обучения и служит способом организации речевых средств, способом их презентаций, способом мотивации речевой деятельности, главным условием формирования навыков и умений. Ситуативность обучения предполагает соотнесенность высказывания с системой взаимоотношений собеседников
Характеристики коммуникативного методаКоммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Все упражнения должны быть не на проговаривание, а на

Слайд 22Характеристики коммуникативного метода
.
Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения. Обучаемый

рассматривается как индивидуальность во всей совокупности его индивидных, субъектных и личностных свойств. Учет и развитие способностей учащихся составляют так называемую индивидную индивидуализацию. Формирование умений учиться-субъектную индивидуализацию. Учет и использование для повышения мотивации в изучении языка личного опыта учащихся, контекста их деятельности, интересов, склонностей, эмоций, мировоззрения, статуса в коллективе являются основой личностнсй индивидуализации.
Характеристики коммуникативного метода.  Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения. Обучаемый рассматривается как индивидуальность во всей совокупности

Слайд 23Характеристики коммуникативного метода
Коммуникативность связана с понятием функциональности. Согласно этому принципу объектом

усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые или в речи (сомнение, похвала, отказ, уверенность).
Коммуникативное обучение строится таким образом, что все его содержание и организация пронизаны новизной, то есть постоянной сменой предмета разговора, обстоятельств, условий , задач.
Характеристики коммуникативного методаКоммуникативность связана с понятием функциональности. Согласно этому принципу объектом усвоения являются не речевые средства сами

Слайд 24Отрицательные черты коммуникативного метода
пренебрежение литературным языком и проблемами развития личности учащихся,

односторонним ориентиром на бытовую тематику, трудностями в определении страноведческого аспекта.
слабым обеспечением сознательного овладения языковыми средствами, что, по мнению А.А. Леонтьева, ведет к вульгаризации общения.
Отрицательные черты коммуникативного методапренебрежение литературным языком и проблемами развития личности учащихся, односторонним ориентиром на бытовую тематику, трудностями

Слайд 25Когнитивный (сознательный) подход
предполагает осознание учащимися единиц языка и формирование

способности объяснять выбор и употребление таких единиц в процессе
общения.
Ведущим принципом обучения является принцип сознательности.
Когнитивный (сознательный) подход  предполагает осознание учащимися единиц языка и формирование способности объяснять выбор и употребление таких

Слайд 26 С позиции когнитивной теории
- была обоснована теория стадиальности развития

навыков и умений, включающая четыре стадии усвоения материала: ознакомление, тренировка, применение, контроль;
- были предложены разнообразные виды упражнений, направленных на развитие речевых умений, формирование речевых навыков, контроль уровня владения языком.
С позиции когнитивной теории   - была обоснована теория стадиальности развития навыков и умений, включающая

Слайд 27Социокультурный подход
Такой подход к обучению иностранному языку предполагает

тесное взаимодействие языка и культуры его носителей.
Культура рассматривается сегодня:
как специфический способ развития и организации человеческой деятельности;
как система социальных норм, традиций, обычаев;
как способ жизнедеятельности отдельного индивида, группы, общества;
как совокупность отношений людей к самим себе, науке, природе, религии.
Социокультурный подход    Такой подход к обучению иностранному языку предполагает тесное взаимодействие языка и культуры

Слайд 28Между языком и культурой существует причинно-следственная зависимость

Подобно тому, как в культуре

каждого народа есть общечеловеческое и этнонациональное, так и в семантике каждого языка есть отражение универсального компонента культур и своеобразия культуры конкретного народа.

Между языком и культурой существует причинно-следственная зависимостьПодобно тому, как в культуре каждого народа есть общечеловеческое и этнонациональное,

Слайд 29Кумулятивная функция языка
Мир языка есть не что иное, как своеобразная переработка

в общественном сознании мира реалий.
П.Я.Вяземский писал: «Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной»
По образному выражению Герцена, за словами нашей речи, «как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана».
«Наш язык также наша история»,- писал немецкий историк Якоб Гримм.

Кумулятивная функция языкаМир языка есть не что иное, как своеобразная переработка в общественном сознании мира реалий. П.Я.Вяземский

Слайд 30«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек»

Изучение иностранного языка служит

ключом к пониманию другого народа, к осознанию ценностей другой культуры, к поликультурности.

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек»Изучение иностранного языка служит  ключом к пониманию другого народа,

Слайд 31Иноязычное культурное образование реализуется в четырех аспектах: познавательном, развивающем, воспитательном и

учебном

.
В познавательном плане основой обучения в рамках названного подхода является диалог культур.

В воспитательном плане акцент делается на выявление общих нравственных ориентиров в жизни двух народов и существующих между ними различий.

Основная задача развивающего аспекта- формирование
стойкой мотивации к изучению иностранного языка и иноязычной культуре в диалоге с родной.

Учебная цель сводится к формированию коммуникативной и социокультурной компетенции с опорой на родной язык учащихся.

Иноязычное культурное образование реализуется в четырех аспектах: познавательном, развивающем, воспитательном и учебном.В познавательном плане основой обучения в

Слайд 32В основе социокультурной компетенции лежат следующие моменты:
:
-=

- умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций;
- готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом возможной межкультурной интерференции со стороны слушателей;
- признание права различных культурных моделей;
- готовность конструктивно отстаивать свою позицию, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов (Соловова Е.Н., 2008).
В основе социокультурной компетенции лежат следующие моменты:: -=        -

Слайд 33Реализация социокультурного подхода в ходе обучения ИЯ

Овладение моделями поведения носителей изучаемого

языка; на бытовом уровне предполагает знакомство с культурными нормами и ценностями, с социальными традициями

На профессиональном уровне общения необходимо формирование умения сообщать информацию и задавать вопросы, четко формулировать точку зрения, уметь связывать события прошлого, настоящего и будущего,

знать определенные социальные условности, принятые в данном обществе
Реализация социокультурного подхода в ходе обучения ИЯ Овладение моделями поведения носителей изучаемого языка; на бытовом уровне предполагает

Слайд 34Для социокультурного подхода в преподавании языка характерны две тенденции интерпретации фактов

языка и культуры в учебных целях

:
от фактов языка к фактам культуры;
от фактов культуры к фактам языка.
В первом случае культуроведческая информация извлекается из самих языковых единиц. К ним относятся: «безэквивалентная лексика», не имеющая соответствия в родном языке; фоновая лексика; имена собственные; устойчивые словосочетания; заимствования из фольклора;
формулы речевого этикета; единицы афористического уровня: пословицы, поговорки, фразеологизмы; сленг.
- Такой тип знакомства с фактами культуры разрабатывается в рамках лингвострановедения

Для социокультурного подхода в преподавании языка характерны две тенденции интерпретации фактов языка и культуры в учебных целях:от

Слайд 35Лингвокультурология
Во втором случае целью обучения иностранному языку являются факты культуры, а

язык- средство обучения.
Этот тип знакомства с фактами культуры разрабатывается в курсе лингвокультурологии и наиболее успешно реализуется в концепции иноязычного коммуникативного образования (Пассов Е.И., 2000).
ЛингвокультурологияВо втором случае целью обучения иностранному языку являются факты культуры, а язык- средство обучения.Этот тип знакомства с

Слайд 36По мнению И. Л. Бим социокультурная компетенция -

это знание учащимися национально-культурных

особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях и умение осуществлять своё речевое поведение в соответствии с этими знаниями.

В рамках коммуникативного подхода пересматривается приоритетность изучения страноведческого материала - приоритет отдаётся знаниям и умениям социокультурного плана, отражающим типичные явления современной действительности.

По мнению И. Л. Бим социокультурная компетенция -это знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого

Слайд 37Социокультурный план

включает в себя:
- особенности быта и

повседневной жизни;

- формы проведения досуга: народные обычаи, традиции;
светские и религиозные праздники;
особенности национального характера;
этические нормы поведения;

- памятники духовной и материальной культуры;
культурное наследие в области искусства;
имена выдающихся представителей литературы и искусства;
- взаимодействие с культурой нашей страны.

Социокультурный план  включает в себя: -  особенности быта и повседневной жизни; -  формы проведения

Слайд 38формирование социокультурной компетенции средствами иностранного языка
предполагает также овладение:
определенным объемом фоновых знаний

(ономастическая лексика: имена собственные, личные имена-антропонимы, географические названия-топонимы, фразеологизмы, пословицы; безэквивалентная лексика и реалии страны изучаемого языка, слова- интернационализмы;
овладение информационным запасом знаний о природно- климатических, экономических, общественно- политических особенностях страны изучаемого языка, основных вехах ее исторического развития.
формирование социокультурной компетенции средствами иностранного языкапредполагает также овладение:определенным объемом фоновых знаний (ономастическая лексика: имена собственные, личные имена-антропонимы,

Слайд 39Социолингвистическая компетенция затрагивает следующие аспекты:
маркеры социальных отношений:
приветствия, формы обращения,

условности при ведении диалога, использовании восклицаний;
правила вежливости;
Народную мудрость: пословицы, поговорки, присказки и др.;
различные регистры общения; диалект
Социолингвистическая компетенция затрагивает следующие аспекты:маркеры социальных отношений:  приветствия, формы обращения, условности при ведении диалога, использовании восклицаний;правила

Слайд 40 Одно из системообразующих качеств современного мира - поликультурность.

Поликультурность стала одной

из основополагающих идей ФГОС нового поколения.
Ключевые слова поликультурного образования – культура и язык.
Одно из системообразующих качеств современного мира - поликультурность.Поликультурность стала одной из основополагающих идей ФГОС нового поколения.Ключевые

Слайд 41Путь к общечеловеческому лежит через национальное
В основе полилингвального образования лежит

философская концепция «диалога культур», которая предполагает формирование у учащихся национального самосознания, развитие способностей осмысления духовных истоков и потребности в обращении к исторической памяти своего народа.
Путь к общечеловеческому лежит через национальное  В основе полилингвального образования лежит философская концепция «диалога культур», которая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть