Слайд 1Современный урок ИЯ
в аспекте требований государственного образовательного стандарта второго поколения
Слайд 2Современный урок
УРОК – основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе
обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).
БСЭ
Слайд 3УРОК – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом
(знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
В такой форме обычно проходят занятия в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т.п.)
Википедия
Слайд 4Современный урок
СОВРЕМЕННЫЙ
1. Относящийся к настоящему времени, к текущему моменту,
к настоящей эпохе, теперешний. Напр.- Современная литература. Современная жизнь.
2. Стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий материальным потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени.
Словарь Ушакова
Слайд 6
Урок как единица учебного процесса
«Единица – часть целого, которая обладает всеми
его свойствами».
Выготский Л.С.
УРОК
Слайд 7«В каждом уроке отражаются важнейшие требования педагогики, психологии, физиологии, социологии и
преподаваемого предмета; реализуются общие и непосредственный задачи обучения, воспитания, развития; органически сочетаются деятельность учителя и учащихся, выступают в сложном взаимодействии цели, содержание методы»
Данилов М.А. и Скаткин М.Н.
Слайд 8«Как единица учебного процесса , урок является сложным управляемым динамичным комплексом
учебных задач, ведущим учащихся оптимальным путем к конкретной цели при конкретных условиях».
Пассов Е.И.
Слайд 9Факторы, влияющие на содержание урока ИЯ
Содержание урока ИЯ
Государственный
образовательный
стандарт
Научная концепция
Учебник
Учитель
Слайд 10Образовательный стандарт: особенности подхода
Стандарт как общественный договор
Стандарт задает ориентиры развития
системы образования
Ориентация стандарта на результаты образования
Системно-деятельностный подход
Стандарт – совокупность трех систем требований
Слайд 11Научная концепция как система
основополагающих принципов
Грамматико-переводной метод
Сознательно сопоставительный
метод
Silent Way
Total Physical
Response
Suggestopedia
Метод активизации резервных возможностей личности
Китайгородская Г.А.
Коммуникативный метод
Пассов Е.И.
Слайд 12Современные УМК как воплощение научной концепции и требований ГОС
Слайд 13Если учитель работает по учебнику, который соответствует ГОС, отвечает современным научным
представлениям, в который заложены современные образовательные технологии, будет ли урок современным?
Слайд 14 Знание предмета
Общая эрудиция
Человеческое
обаяние
Сценарист
Режиссер
Энергизатор (аниматор)
Актер
(организатор)
Речевой партнер
Контролер
Учитель ИЯ
Личность
Профессионал
(методическое мастерство)
«Урок – это педагогическое произведение».
Скаткин М.Н.
Слайд 15ГОС – как фактор, определяющий содержание ИЯ
Слайд 16Какие стандарты действуют в настоящее время? Когда они были приняты? Почему
возникла необходимость в их разработке?
Слайд 17Что несет новый стандарт учителю ИЯ?
Слайд 18
Стандарт как общественный договор: ориентиры развития
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода
и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого капитала
Конкурентоспособность
Развитие
Личностное
Социальное
Общекультурное
…
Слайд 19Стандарт как общественный договор
Следствия
Вариативность образования – необходимое условие
Разделение ответственности между семьей,
обществом и государством
Слайд 20
организация и
содержание
планируемые и достигаемые результаты
ресурсы и условия
реализуемые
результаты
К структуре образо-
вательных
программ
К результатам освоения
образовательных программ
К условиям реализации
образовательных программ
Стандарт как совокупность
трех систем требований
Слайд 21Стандарт: ориентация на результаты образования. Деятельностный подход
Следствия
Результаты образования – ключевое понятие
Основной
результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)
Слайд 22Ориентация стандарта на результаты образования.
Деятельностный подход
Следствия
Ведущие элементы Концепции:
Требования к результатам
образования
Система оценивания
Слайд 23
гигиенические и
ресурсные требования,
их оценка
легитимизация и
контроль исполнения
стандарта
учебники и ЦОР, учебное оборудование,
педобразование, …
педагоги-ческие технологии
педагоги-ческие технологии
учебные модули, порталы …
Стандарт и его сопровождение
Слайд 24Портрет будущего
выпускника — гражданина России
Патриот, носитель ценностей гражданского общества,
осознающий
свою сопричастность к судьбам Родины
Уважающий ценности иных культур, конфессий и
мировозренний, осознающий глобальные проблемы
современности, свою роль в их решении
Креативный, мотивированный к познанию и творчеству,
обучению и самообучению на протяжении всей жизни
Уважающий других людей, готовый сотрудничать
с ними для достижения совместного результата
Осознающий себя личностью, способный принимать
самостоятельные решения и нести за них ответственность
Слайд 25Чем отличается новый образовательный стандарт от старого?
Слайд 26Следствия
На уроке ИЯ придется достигать более сложные цели: не только
учебные, но и развивающие, познавательные, воспитательные.
На уроке ИЯ должны развивается УУД. Должна быть программа развития УУД как предметных так и надпредметных. В том числе информационные умения, умения ориентироваться в электронно-образовательной среде.
Слайд 27Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от цели
усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося
Слайд 28Универсальные
учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством
сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 29Универсальные
учебные действия
- это система действий учащегося, обеспечивающая:
культурную идентичность;
социальную
компетентность;
толерантность;
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности
Слайд 30Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Общепознавательные
Коммуникативные
Слайд 31Общеучебные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
Информационный поиск
Знаково-символические действия
Структурирование знаний
Произвольное и
осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Слайд 32Общеучебные УУД
Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с
целью чтения
Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Слайд 33Общеучебные УУД – знаково-символические
Знаково-символические действия выполняют функции:
отображения учебного материала;
выделения существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений;
формирования обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий:
Замещение
Кодирование/декодирование
Моделирование
Слайд 34Познавательные УУД – логические действия
Подведение под понятия, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей
Построение
логической цепи рассуждения
Выдвижение гипотез, их обоснование
Доказательство
Слайд 35Познавательные УУД – Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера
Слайд 37УУД в системе общего образования
Формирование УУД должно выступить как цель образовательного
процесса, определяя его содержание и организацию
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов
Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспита-тельного процесса и его результаты
Слайд 38От стихийности –
к целенаправленному и планомерному формированию УУД
Слайд 39Задачи
формирования УУД
1. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной.
Выделить
учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.
Слайд 40Задачи
формирования УУД
2. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и
учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД.
Слайд 41Задачи
формирования УУД
3. Разработать учебно-методические рекомендации для педагогов.
Осуществить специальную психолого-педагогическую
подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или профессиональной подготовки педагогов
Слайд 42Иноязычная культура
как содержание иноязычного образования
и средство развития индивидуальности.
Слайд 44
Содержание иноязычного образования
Процессуальные аспекты образования
Аспекты содержания
Компоненты содержания
Объекты овладения
Цель образования
ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА
Познание
Воспитание
Развитие
Учение
Культуро-логический
Психоло-гический
Педагогический
Социальный
Факты культуры
страны, как неотъемлемый компонент этой культуры в ее диалоге с родной культурой
Способности осуществлять речевую деятельность, общение,
учебную деятельность и др.
Нравственность.
Интернационализм. Патриотизм. Гуманизм. Этическая культура. Эстетическая культура. Экологическая культура и др.
1. Умение говорить.
2. Умение читать.
3. Умение аудировать.
4.Умение писать как средство общения.
Индивидуальность как модель-идеал общества – человек духовный (homo moralis).
Слайд 45Lessons 6-7 Angelina is a talented ballerina!
Цели урока:
познавательный аспект: знакомство с
некоторыми персонажами англоязычных сказок (Angelina Mouseling), мультфильмов (Daisy), и телевизионных шоу (Barney); а также с героями сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; знакомство c некоторыми особенностями английского языка в сравнении с русским языком: с особенностями звукоподражаний животным и предметам в англоязычных странах, со звуками английского языка, аналогов которым нет в русском языке [Î] и [³], со словами, схожими по звучанию и значению в обоих языках (интернациональная лексика, личные имена);
развивающий аспект: развитие способности к слуховой и зрительной дифференциации, способности к догадке (по словообразованию, по аналогии с родным языком на основе звуковых образов слов), способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей;
воспитательный аспект: воспитание потребности хорошо относиться к литературным героям и реальным людям, обладающими положительными качествами;
учебный аспект: формирование произносительных навыков, навыков аудирования и чтения по транскрипции, а также лексических навыков.
Сопутствующая задача: формирование навыков каллиграфии (обучение написанию букв Bb, Cc, Dd, Ee, Gg, Pp, Tt, названия которых ученики могут прочитать по транскрипции).
Языковой материал:
фонетический: звуки [b],[r], [z],[d], [³],[¸],[eI],[i:] [Î];
лексический: park*, tree*, lake*, smart, kind, gentle, talented, merry, a ballerina, a mite;
грамматический: глагол to be в 3-ем лице ед. числа в настоящем времени (is); структура простого предложения с глаголом to be.
Речевые функции: characterizing/evaluating (называние качеств характера), оценка (Angelina is nice. Angelina is a mouse. Angelina is a nice mouse.).
Оснащение урока: аудиозапись, карточки с транскрипционными знаками, книги Н. Носова о Незнайке (желательно).
Слайд 46 Познавательный аспект Знакомство:
с
персонажами сказок – англоязычных (Angelina Mousling) и русскоязычных (Незнайка и его друзья);
с героями мультфильмов (Jerry, Daisy), и телевизионных шоу (Barney);
c особенностями английского языка в сравнении с русским языком:
со звуками английского языка, аналогов которым нет в русском языке [Î] и [³],
со словами, схожими по звучанию и значению в обоих языках (интернациональная лексика, личные имена);
с отличиями в передаче языка животных и звуков предметов.
Lessons 6-7
Слайд 49Памятки как средство развития
учебных умений
Слайд 52Речемыслительные задачи как средство развития УУД
Слайд 64Общая воспитательная (образовательная цель): способствовать формированию счастливых, гармоничных и всесторонне развитых
личностей, компетентных и ответственных членов общества
Общенациональные ценности
Родина как ценность (восстановление и процветание России как цель):
- формирование способности и готовности защищать Родину
- воспитание чувства патриотизма как потребности и способности к деятельной любви к своей Родине, т.е. активное участие в строительстве и процветании новой России с материально-обеспеченной, граждански достойной и духовно богатой жизнью каждого россиянина
- воспитание уважения к своей Родине, чувства гордости к ее достижениям и успехам
- воспитание любви и уважения к своей малой Родине (городу, селу,…)
Слайд 65
Общечеловеческие ценности
Жизнь (природа, человек, семья и цивилизация) как ценность :
- воспитание
потребности в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении, потребности к самосовершенствованию
- воспитание любознательности, познавательных потребностей, желания расширять кругозор
- воспитание уважительного отношения к родителям, членам семьи
- формирование гуманистического мировоззрения: воспитание чувств великодушия, сочувствия, милосердия, стремления приходить на помощь
- воспитание стремления к мирному сосуществованию между индивидумами, нациями и государствами
- формирование способности и потребности к решению проблем, связанных с сохранением природной среды, выживанием, преодолением кризисов цивилизации
Слайд 66Истина как ценность:
- формирование потребности в поиске истины, невосприимчивость к монопольным
идеологиям
- воспитание убежденности в приоритете общечеловеческих ценностей
формирование потребностей и способностей к рефлексии и критическому мышлению
Слайд 67Разнообразие культур как ценность:
- воспитание стремления к освобождению от предубеждений и
стереотипов
- воспитание стремления к противодействию фашистской и расовой пропаганде
воспитание интернационализма (иммунитета к национализму, шовинизму и т.д.)
- воспитание уважения и терпимости по отношению к другим культурам
- воспитание уважительного отношения к мировой истории, памятникам литературы и искусства, философии, науки
- воспитание потребности в приобщении к мировой культуре (через чтение, искусство и т.д.)
- формирование межкультурного осознания: формирование положительного отношения к чужой культуре
- формирование межкультурного осознания: осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран
- формирование межкультурного осознания: развитие умения представлять свою культуру
Слайд 68Свободы и права личности как ценность:
- формирование уверенности в себе и
своих силах, уверенности в собственной правоте
- воспитание уважения к правам и свободам личности, правового сознания
- формирование чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других людей, осознание права человека на собственное мнение
- формирование способности к принятию решений
- формирование самосознания
- формирование осознания ответственности, прав и обязанностей в государстве и обществе, а так же в своем собственном окружении
Слайд 69Общение как ценность:
- осознание знаний и способностей, требуемых для плодотворного сотрудничества
-
развитие способности к общению: формировать свое собственное мнение
- развитие способности к общению: принимать свои собственные решения
- развитие способности к общению: справляться с манипулирующим поведением
- развитие способности к общению: осознавать (понимать) чьи-либо недостатки и терпимо к ним относиться
- формирование умения вести обсуждения, дебаты, переговоры, давать оценки, проводить презентации
- снижение уровня тревожности и преодоление замкнутости в общении
- воспитание ненасильственного поведения, способности к преодолению конфликтов без насилия, враждебности и ненависти
- формирование адекватных способов выражения эмоций и чувств
- развитие способности к установлению социальных контактов с иностранцами, потребности учитывать статус собеседника в разных ситуациях общения, соблюдать нормы речевого этикета, принятые в культуре носителя языка
- воспитание уважительного отношения к собеседнику, его взглядам, вкусам, предпочтениям
Слайд 70Сотрудничество как ценность:
развитие умения сотрудничать: нести индивидуальную ответственность за выполнение коллективной
деятельности
развитие умения сотрудничать: принимать коллективные цели
развитие умения сотрудничать: оказывать взаимопомощь
- развитие умения сотрудничать: воспитание готовности к коллективному творчеству
Слайд 71Что несет новый стандарт учителю ИЯ?
Положительные для учителя
Разделение ответственности.
В настоящее
время основная тяжесть ответственности за реализацию образовательного стандарта возложена на ученика (он должен усвоить школьную программу, т.е. выполнить обязательный минимум) и учителя (он обязан дать ученику обязательный минимум, выполнить требования к подготовке выпускников). Новый стандарт устроен принципиально по-другому. Он представляет собой определенную систему требований. Это требования к структуре образовательных программ, требования к результатам освоения образовательных программ и требования к условиям реализации образовательных программ.
Рассмотрим подробнее каждое из них. Требования к структуре образовательных программ говорят о том, какую образовательную программу "(вместе с учебниками "и учебным планом) должна, построить школа. Ответственность за этот 'блок требований ложится на учебное заведение, оно делает выбор, с него и спрос.
Требования к результатам освоения образовательных программ не сводятся, как это было раньше, к перечислению знаний и умений по программам отдельных учебных предметов. Они становятся требованиями к системе образования. И оценка степени выполнения этих требований теперь не будет сводиться к проверке знаний каждого отдельного ученика. Интегральной оценке подлежит вся система образования. Оценку уровня выполнения требований к результатам освоения образовательных программ предстоит получать из результатов мониторинговых исследований, а ответственность за реализацию этих требований лежит на государстве.
Важной новацией нового стандарта является включение в него требований к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования, четко отнесены к региональному уровню власти и управления.
Конечно, многие нормативные документы, такие, как базисный учебный план, учебные программы и т.д. - никуда из системы образования не уйдут, но роль и место их изменятся. Они не будут частью стандарта, а станут его сопровождать, конкретизировать.
Никакого усиления давления на учителя и ученика с введением новых стандартов не будет! Наоборот, будет гораздо более четко прописана сфера ответственности государства, системы управления на всех уровнях перед обществом, перед детьми и родителями за качество и уровень образования.
Сложности
Спрашивать будут с учителя, но только за усвоение материала, но и за результаты образования. За общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся за вклад в развитие универсальных учебных действий, за развитие предметных и метапредметных учебных действий.
Современный урок должен быть комплексным, познавательным, развивающим, воспитательным, обучающим