Слайд 1Обучение монологической речи
на уроках английского языка
Учитель английского языка
МБОУ с УИОП
№ 14 г. Балахна
Власовских Антонина Анатольевна
Слайд 2Монологическая речь - это связное высказывание одного лица, обращенное к другому/другим
или самому себе.
Отличительные черты МР – это последовательность, содержательность, логичность и законченность.
По форме МР должна быть развернутой и направленной на то, чтобы слушатели поняли, о чем говорится.
Речь в монологической форме сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин.
Слайд 3Монологическая речь может быть не только устной, но и письменной.
Будучи устной, она
характеризуется спонтанностью, однократностью, наличием паралингвистических средств и обратной связью. Все это отсутствует в письменной речи.
Важно заметить, что МР является более организованной речью, чем диалогическая.
Слайд 4Функции монологической речи:
- Информативная
- Воздейственная
- Оценочная
Типы монологической речи:
- Контекстная
- Ситуативная
Виды монологических
высказываний:
- Сообщение - Повествование
- Описание - Доклад
- Объяснение - Пересказ
Слайд 5Содержание обучения монологической речи на иностранном языке.
Задачи:
Высказываться в конкретных
условиях;
Выражать законченную мысль;
Высказываться логично и связно;
Высказываться с достаточной скоростью.
Слайд 6Для овладения МР необходимо развить у школьников следующие умения:
Исходя из
целей коммуникации, соединять друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.
Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.
Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).
Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.
Строить сообщения с элементами суждения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.
Слайд 7В области МР учащиеся должны уметь следующее:
на начальном этапе обучения
описать
картину, собственный рисунок;
сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, о своих занятиях.
Слайд 8на среднем этапе обучения:
делать краткие сообщения (о своей школе и
досугах, об увлечениях и о проведенных каникулах, о достопримечательностях и т.п.);
кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;
выражать свое отношение к прочитанному: понравилось – не понравилось, что уже было известно – что нового;
описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы: кто, каков, что делает, как, где, зачем).
Слайд 9на старшей ступени обучения:
делать краткое сообщение в русле основных тем
и сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, о спорте, о распорядке дня и т.п.;
выражать свое отношение к прочитанному, используя определенные речевые клише;
строить рассуждение по схеме: тезис + аргумент + резюме, т.е. что-то характеризовать, обосновывать.
Слайд 10Эти умения формируются путем применения условно-речевых упражнений, целью которых является обучить
связности и логичности высказывания.
Эти упражнения различаются по опорам:
Упражнения с опорой на вопросы или на данный языковой материал.
Упражнения для развития МР, построенные на так называемой логико-психологической теме.
Упражнения с опорой на ситуацию (рассказ по плану или без).
Упражнения с опорой на текст.
Упражнения с опорой на наглядность.
Упражнения с опорой на тему.
Слайд 11 К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие
как:
ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
учащиеся не понимают речевую задачу;
у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.