Слайд 1Типология уроков английского языка по ФГОС
Игнатьева Наталья Владимировна
БОУ СОШ №31
МО Динской
район
Слайд 2Функции уроков общеметодологической направленности
Уроки общеметодологической направленности проводятся в начале и
в конце изучения определенных разделов, глав курса
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Слайд 3Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Слайд 4Типология уроков по ФГОС
2004
2012
Слайд 5Структура урока общеметодологической направленности:
Этап мотивации
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в
пробном учебном действии
Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Этап включения изученного в систему знаний
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Слайд 61. Самоопределение
1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно
создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.
Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр. (Пример из шаблона урока)
Слайд 7
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
На данном этапе урока важно
выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.
Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.Приемы
Слайд 8Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:
Ассоциативный ряд. Попросите учеников
вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.
Тестирование. Тесты тоже можно подобрать не стандартные, с набором вариантов ответов, а логические, сопоставительные.
Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.
Дидактические игры.
«Дерево познаний»
Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.
Слайд 93. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.
Задача
учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.
Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:
Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.
Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.
Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.
В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником.
Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, пресс-конференция, проблемный ряд.
Вариант работы на уроке обобщения:.предложить ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов,составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.
Слайд 104. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель данного этапа: применение усвоенного
знания в новых условиях, на практике.
Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.
На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.
Слайд 11Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Теперь важно, чтобы полученные на
предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.
На данном этапе можно использовать следующие приемы:
Построение алгоритмов.
Работа по карточкам.
Исследования или мини-проекты.
«Лови ошибку».
«Реставратор».
«Щадящий опрос».
Тест
Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.
Слайд 12Рефлексия учебной деятельности
завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.
Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии — инсерт, кластер
графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как «Отсроченная отгадка»,«Дерево знаний», «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.
Слайд 13Прием "дерево знаний" («дерево предсказаний»
Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить
аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.
Слайд 14Алгоритм работы с приемом
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная
тема, ключевой вопрос темы,
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.
Слайд 15Для рефлексии
В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока
учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде "листочков"). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились или добавились новые