Слайд 1Использование технологической карты на уроках иностранного языка для детей с ОВЗ
Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Что такое технологическая карта?
Требования к уроку для обучающихся с
ОВЗ
Особенности построения урока для обучающихся с ОВЗ по ФГОС
Особенности дистанционного урока иностранного языка для обучающихся с ОВЗ
Технологическая карта урока в контексте инклюзии
Слайд 3 Технологическая карта урока (ТКУ) – это современная форма методической
продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Слайд 4 Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока,
основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.
(Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006.)
Слайд 5ТКУ отвечает на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять.
В какой последовательности выполняются операции.
С
какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Результат выполнения каждой операции.
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Слайд 6Требования к результатам освоения программы по ФГОС
личностным, включающим готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Слайд 7Требования к результатам освоения программы по ФГОС
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Слайд 8Требования к результатам освоения программы по ФГОС
предметным, включающим освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 9Методологическая основа новых стандартов
Системно-деятельностный подход
Система -
целостность, выстроенная взаимосвязь между всеми элементами.
Деятельность
–
в педагогике (игровая, учебная, трудовая) в психологии (сенсорная, мыслительная и т.д.)
Слайд 11«Шапка» ТК
Предмет
Класс
Тип урока
Тема урока
Этапы урока
Слайд 12Этапы урока для ТК
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация субъективного опыта учащихся
Изучение новых
знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания изученного
Закрепление пройденного материала
Применение изученного материала
Обобщение и систематизация
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Домашнее задание
Подведение итогов учебного занятия
Рефлексия
Слайд 13Этапы, которые должны быть на каждом уроке
Этап организации учебного занятия;
Этап подготовки
учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
Этап подведения итогов учебного занятия;
Рефлексия.
Слайд 14Учитель может сделать учебный процесс открытым
Использование методов учебной мотивации;
Опора на стремление
учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового;
социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество;
Слайд 15Требования к уроку для обучающихся
с ОВЗ по ФГОС
Слайд 16 Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 17Требования к уроку для обучающихся
с ОВЗ по ФГОС
Учитель должен владеть
учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
Слайд 18Требования к уроку для обучающихся
с ОВЗ по ФГОС
На каждом уроке
должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений и т.п.);
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
Слайд 19Требования к уроку для обучающихся
с ОВЗ по ФГОС
На уроке должны
осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Слайд 20Каким должен быть урок?
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед
школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Слайд 21При подготовке к уроку следует помнить:
Тема урока.
Тип урока.
Основная цель
урока.
Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
Формы и методы обучения.
Оценка учащихся.
Анализ урока.
Слайд 22Типы уроков
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления знаний.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Урок проверки и оценки знаний.
Комбинированный урок.
Урок-игра.
Урок-экскурсия.
Урок-диалог.
Слайд 23Образовательные задачи
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…;
знакомить,
познакомить, продолжать знакомить…;
уточнить…;
расширить…;
обобщить…;
систематизировать…;
дифференцировать…;
учить применять на практике…;
учить пользоваться…;
тренировать…;
проверить….
Слайд 24Коррекционно-развивающие задачи
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания)
путем выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
Слайд 25Коррекционно-развивающие задачи
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными
текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
коррекция и развитие зрительных восприятий…;
развитие слухового восприятия…;
коррекция и развитие тактильного восприятия…; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
Слайд 26Коррекционно-развивающие задачи
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление
главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)
Слайд 27Воспитательные задачи
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в парах,
в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Слайд 28Методы обучения
объяснение;
рассказ;
демонстрация;
наблюдение;
работа с книгой;
игра;
упражнение;
лабораторно-практическая
работа;
практическая работа;
самостоятельная работа;
применение технических средств обучения;
программированное обучение;
проблемное обучение.
Слайд 29Прием – это часть метода.
Например, при использовании метода упражнений
применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Слайд 30Особенности построения урока для обучающихся с ОВЗ по ФГОС
Слайд 31 "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра".
Джон Дьюи
Слайд 32Приемы и методы
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения
УУД
Слайд 33 Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником
информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Слайд 34Системно-деятельностный подход
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
соотносить
результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;
создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
Слайд 35Построение современного урока для детей с ОВЗ
учитель должен спланировать свою деятельность
и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
Слайд 36Построение современного урока для детей с ОВЗ
минимум репродукции и максимум
творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 37Принципы педагогической техники
Свобода выбора
Открытости
Деятельности
Идеальности
Обратной связи
Слайд 38Особенности дистанционного урока иностранного языка для обучающихся с ОВЗ
Слайд 39ОГБОУ «ЦОД с ООП г. Смоленска»
реализация образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий;
индивидуальное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Слайд 40 Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения
знаний, умений и навыков основан на использовании телекоммуникационных технологий и посвящен одному или нескольким школьным учебным предметам.
Слайд 41Особенности дистанционного урока иностранного языка для обучающихся с ОВЗ
Продолжительность урока (30
минут)
Индивидуальные особенности обучающихся (темп работы; особенности, связанные с определенным заболеванием обучающегося и т.д.)
Слайд 42Образец технологической карты
Ф. И. О. педагога: Шорикова Мария Николаевна
Предмет: английский
язык
Класс: 3
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: «Clothes» («Одежда»)
Слайд 43 Цель урока: познакомить обучающегося с новыми лексическими единицами и включить
новое знание в систему знаний
Слайд 44Задачи урока
Образовательные:
- Расширить словарный запас по теме «Одежда»
Учить применять на
практике имеющиеся и новые знания
Систематизировать полученные знания
Слайд 45Задачи урока
Коррекционно-развивающие :
корригировать внимание путем выполнения заданий с наглядной опорой;
корригировать
и развивать связную устную речь;
корригировать и развивать мыслительную деятельность;
корригировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Слайд 46Задачи урока
Воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества.
Слайд 47ЭТАПЫ УРОКА
Организационный момент
Фонетическая зарядка
Актуализация знаний
Первичное усвоение новых знаний
Физкультминутка
Первичная проверка понимания
изученного
Первичное закрепление
Включение нового знания в систему знаний
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия.
Слайд 514. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 536. Первичная проверка понимания изученного
Слайд 558. Включение нового знания в систему знаний
Слайд 569. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Слайд 59Технологическая карта урока в контексте инклюзии
Слайд 60 Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Слайд 61Инклюзивное образование способствует:
• социализации ребенка на всех возрастных этапах развития;
• внедрению
в культуру сверстников и формированию "здоровых" межличностных отношений;
• достижению потенциально возможного уровня образованности с учетом общих и специфических потребностей ребенка.
Слайд 62Требования инклюзивного образования
• системный подход (образовательный, социальный, нормативно-правовой, экономический);
• законодательное реформирование
системы образования под задачи интеграции;
• изменения в подготовке учителя, психолога и других специалистов массовой школы:
• социальное партнерство массовой и специальной школ;
• социально-психологический аспект — формирование толерантности, изменение менталитета;
• командная работа специалистов (администратор, учитель психолог, специальный педагог, логопед и др.) по сопровождению учащихся;
• организационные, методические и дидактические преобразования в массовой школе;
• налаженная система ранней комплексной помощи и др.
Слайд 63Трудности внедрения модели инклюзивного обучения в РФ
• на юридическом уровне —
нет необходимой законодательно-правовой базы;
• на уровне финансирования — не предусмотрены материальные затраты на эти нужды;
• на уровне профессиональной деятельности — отмечается нехватка специалистов в системе общего образования (педагогов, дефектологов, психологов и пр.)
Слайд 64
Технологическая карта в контексте инклюзии