Слайд 1Словообразование.
Суффиксы -less и -ful
Слайд 2Что такое словообразование???? Как образуется слово???
Слайд 3Слова английского языка могут быть простыми, сложными и производными. Простое слово
состоит из корня, к которому могут присоединяться окончания. Сложное слово- это такое слово, которое образовалось в результате сложения двух или более слов (blackboard — black (черный) + board (доска) = (школьная) доска). Производное слово — это слово, которое было «произведено» с помощью того или иного способа от другого слова (a plan — to plan).
Слайд 4В английском языке, как и в русском, существует несколько способов образования
новых слов. Основными являются:
Слайд 5
словообразование посредством присоединения суффиксов и префиксов;
Словосложение
Конверсия
Слайд 6Словообразование посредством суффиксации и префиксации.
Словообразование путем присоединения суффиксов и префиксов является
самым продуктивным способом. Практически каждая строчка текста содержит производные слова. Вспомним, что такое суффикс и префикс:
Слайд 7суффикс — словообразующая частица, стоящая в конце исходного слова. Суффиксы могут
прибавляться как к простым словам, так и к производным. Они могут присоединяться к существительным, прилагательным и глаголам, образуя при этом новые слова одной и той же с ними или другой грамматической категории.
Слайд 8Например:
глагол: to read [rı:d] читать —> существ.: reader ['rı:də]
читатель
глагол: to differ ['dıfə] различаться —> прилаг.: different ['dıfr(ə)nt] другой
прилаг.: natural естественный —> наречие: naturally ['nætʃrəlı] естественно
Слайд 9префикс — словообразующая частица, которая используется в начале исходного слова. Префиксы
обычно образуют слова, одинаковые с грамматической категорией исходного слова. Они выполняют главным образом смысловую функцию.
Слайд 10Например
глагол: to cover покрывать —> глагол: to discover [dıs'kʌvə]
открывать
прилаг.: usual обычный —> прилаг.: unusual [ʌn'jʋ:ʒʋəl] необычный.
Слайд 112) Словосложение
Это образование нового слова из двух или более слов. В
русском языке при соединении двух слов в одно используется соединительная гласная о или е (водопровод, пылесос, толстостенный). В английском языке два слова соединяются друг с другом непосредственно, причем ударение обычно падает на первое слово.
Слайд 12Например
handbook ['hændbʋk] — hand (рука) + book (книга) =справочник
something ['sʌmθıŋ] — some (некоторый) + thing (вещь) =что-то
to whitewash ['waıtwɒʃ] — white (белый) + wash (мыть) =белить.
Слайд 133)Конверсия
Это такой способ образования новых слов, по которому от одной части
речи образуется другая без каких-либо изменений во внешней форме слова. Наиболее распространенной моделью конверсии является: существительное -> глагол , например: a test — испытание -> to test — испытывать, a check — проверка -> to check — проверять.
При конверсии двух- и многосложных существительных, имеющих ударение на первом или втором слоге, в глаголах ударение переносится на последний слог.
Слайд 14Например:
export ['ekspɔ:t] экспорт —> to export [eks'pɔ:t] экспортировать
progress ['prəʋ(g)rəs] прогресс —> to progress [prə'ʋ(g)rəs] прогрессировать.
Слайд 15Suffix –less.
- less - суффикс, означающий отсутствие качества.
hope – hopeless
(without hope) - безнадежный
name – nameless (without name) - безымянный
Слайд 16a cloudless sky
a homeless dog
a leafless tree
Слайд 171. Образуй прилагательные от существительных, используя суффикс -less.
Составь словосочетания с
этими прилагательными.
Care-забота
Fear-страх
Help-помощь
Hope-надежда
Use-польза
Слайд 18Suffix –ful.
ful — суффикс означает наличие качества. Дословно “полный чего-либо” (full
of …).
beauty - beautiful (full of beauty) – красивый
care – careful (full of care) – заботливый
Слайд 192. Образуй прилагательные с помощью следующих суффиксов:
- ful
(Правда) truth-
(Цвет)colour-
(Вред) harm-
(Чудо)wonder-
- less
(Шум)noise-
(Сон)sleep-
(Звук) sound-
(Сердце)heart-
Слайд 203. Закончи следующие предложения, используя прилагательные с суффиксами –ful, -less.
The man
felt no fear when he went hunting(охота). He was really a .... hunter. (fear)
My friend talks all the time. His words are ..... . (end)(конец)
I liked the story very much. I thought it was ..... . (delight)(очарование)
Some of them had already lost any hope that they would be saved. They were sure that their situation was .... . (hope)
Children should be …. To their parents. (thank)
He made a lot of mistakes in his composition due to(из-за) …. writing. (care)
Bright flowers make the room look .... . (cheer)(радость)
A ..... person can do nothing for himself. (help)
Richard was ill and could not fall asleep. He had to spend a ..... night. (sleep)(сон)