Слайд 1Повышение мотивации обучения иностранному языку
в 7 классе общеобразовательной школы.
Выполнила: Кустенко Александра
Павловна,
Учитель английского языка
МОУ «Шумиловская СОШ»
Приозерского района Ленинградской области
Слайд 2Актуальность исследования.
Повышение мотивации изучения английского языка становится важнейшей задачей на среднем
этапе обучения.
Ученик с запущенностью знаний не видит возможности преодоления сложившейся ситуации и потому зачастую игнорирует задания любого рода.
Надо помочь таким ученикам стать более успешными на уроках ИЯ.
Слайд 3Целью исследования
является выяснение причины спада интереса обучающихся к изучению английского
языка и
определение наиболее эффективных путей, методов и средств повышения познавательной мотивации.
Слайд 4Объект исследования
процесс обучения английскому языку в 6 – 7 классах общеобразовательной
школы.
Предмет исследования: повышение мотивации обучения английскому языку.
Слайд 5Задачи исследования:
1. Изучить проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить трудности
и проблемы в процессе обучения.
3. Провести анализ исследований по проблемам мотивации при изучении английского языка в школе.
4. Проанализировать и предложить наиболее эффективные способы повышения познавательной мотивации к изучению английского языка.
Слайд 6Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по
данной проблеме.
2. Беседа с учащимися.
3. Наблюдения за деятельностью учащихся в процессе обучения ИЯ
4. Анкетирование среди учащихся и учителей.
Слайд 7Ожидаемый результат.
Если учитель будет реально и последовательно осуществлять деятельный характер
обучения за счет сочетания разных режимов работы для реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию, применяя средства различных методик, то
1) повысится уровень внутренней мотивации учащихся к изучению ИЯ у учащихся и более качественному владению иностранным языком у хорошо успевающих учеников;
Слайд 8Ожидаемый результат.
2) повысится уровень владения языковым материалом и говорением как
одним из видов речевой деятельности;
3)повысится уровень самостоятельности учащихся, уровень сплоченности коллектива, а также их общее интеллектуальное развитие.
Слайд 9Теоретическая часть
Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и
в зарубежной психологии.
Ей посвящено немалое число работ (Л.И.Божович, В.Ф.Моргун, Г.И.Ибрагимов, В.С.Ильин, Ш.А.Амонашвили, М.В.Матюхина, А.К.Маркова и др.).
Исследование учебной мотивации особенно важно в школьном возрасте.
Организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение.
Слайд 11В зарубежных исследованиях
Мотивацию как верный путь достижения успеха западные психологи
изучают тщательнее других проблем.
Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных.
Слайд 12В зарубежных исследованиях
Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель
«персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека.
В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность).
Слайд 13В зарубежных исследованиях
В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида
к непрерывному развитию как ведущий мотив.
Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализаций.
Слайд 14В зарубежных исследованиях
Видный знаток искусства обхождения с людьми Д.Карнеги утверждает:
на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. И он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать.
Углубленным изучением мотивации учения американские педагоги занимаются со времен Д.Дьюи, но так и не сумели разобраться в идеях, питающих школьную практику.
Слайд 15Отечественные психологи
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович и её сотрудники
установили, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
Слайд 16В педагогической психологии.
Проблема мотивации учебной деятельности является традиционным предметом исследования.
А.К.Маркова подчеркивала, что знание мотивационной основы конкретного процесса учения равносильно знанию движущей силы этого процесса.
Слайд 17Как заинтересовать ученика учением?
В классической педагогике, стремившейся разрешить положительно этот
вопрос, мы находим много интересных идей и попыток его практического осуществления:
«риторическая школа» М.Ф. Квинтилиана (1—11 вв.),
школа Вильяма де-Фельтре (XIV — XV вв.) под названием «Дом радости»,
школа «Чешских братьев», возглавляемая Я.А. Коменским (XVI — XVII вв.),
школы И.Г. Песталоцци (XVIII—XIX вв.)
Слайд 18Как заинтересовать ученика учением?
Яснополянская школа Л.Н. Толстого (XIX—XX вв.),
школы
«бодрой жизни», организованные С.Т. Шацким, одним из основоположников советской педагогики,
детские колонии, руководимые А.С. Макаренко,
Павлышская средняя школа, возглавляемая известным советским педагогом В.А. Сухомлинским.
Слайд 19Как заинтересовать ученика учением?
Это тот непрерывный поток педагогических поисков, который направлен
на облегчение школьной жизни ребенка,
на увлечение учащихся процессом познания,
на организацию обучения и воспитания, основанных на обоюдном доверии, любви и уважении учащих и учащихся.
Слайд 20Мотивация
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться»
или «ты
можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».
Слайд 21Что такое мотивация?
Мотивация - специально направленное воздействие на внутренние чувства человека с
целью побуждения к действиям, формирования желания сделать что-то.
это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач,
наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Слайд 22
Типы мотивации учебной деятельности
Существует следующая классификация мотивов по П.Б. Гурвичу
.
1. Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения иностранного языка, так и цели выполнения каждого задания.
Слайд 23Типы мотивации учебной деятельности
2. Мотивация успеха. Учащиеся хотят получить что-то реально
осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно.
(использование
знаний языка во
внеклассной
работе,
участие в
олимпиаде).
Слайд 24Типы мотивации учебной деятельности
3. Страноведческая мотивация.
Факт перемещения обыденных действий и
событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся.
Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые явления.
Слайд 25Типы мотивации учебной деятельности
4. Эстетическая мотивация. Изучение ИЯ для учащихся должно
превратиться в удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика.
Слайд 26Типы мотивации учебной деятельности
5. Инструментальная мотивация. Исходя из особенностей работы мозга,
темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работы.
Каждому ученику надо дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ.
Слайд 27Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:
поддерживать ровный стиль
отношений между всеми учениками;
ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
поддерживать
положительную
обратную связь;
Слайд 28заботиться о разнообразии методов обучения;
приучать учеников к напряженному познавательному труду,
развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
Слайд 29Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:
поощрять выполнение заданий
повышенной трудности;
учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
Слайд 30Формировать чувство долга, ответственности, учить предъявлять требования прежде всего к самому
себе
Слайд 31Чтобы мотивация была на должном уровне
Дети любопытны и проявляют особенное внимание
к новым и неизвестным обстоятельствам.
Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания.
Слайд 32Чтобы мотивация была на должном уровне
Если учебный материал содержит мало или
почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»:
учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое «двигательное беспокойство».
Слайд 33Чтобы мотивация была на должном уровне
педагогам следует постоянно помнить об «эффекте
любопытства», учиться управлять им.
Слайд 35Отношение учащихся к изучению английского языка
Слайд 37Основные мотивы изучения английского языка в 7 классе
Слайд 38«Исследование мотивации к изучению предмета»
41 – 50 баллов – очень высокая
мотивация к изучению предмета
31 – 40 - баллов – высокая мотивация к изучению предмета (38 баллов )
21 - 30 баллов – средняя мотивация к изучению предмета
11 - 20 баллов - низкая мотивация к изучению предмета
0 – 10 баллов - очень низкая мотивация к изучению предмета
Слайд 39«Отношение учащихся 7 класса к предмету «Английский язык»
По результатам анкетирования (18
человек из 23)- 12 – средний показатель
Слайд 40Мнения учителей
60% - в обучении английскому языку, скорее заинтересованы родители, а
не дети.
40% - детям интересно изучать его независимо от позиции родителей.
60% - дети понимают важность изучения английского языка для своего будущего.
33% учителей не согласны с тем, что ученики могут постепенно терять интерес к изучению английского языка,
67% учителей отмечают снижение
интереса детей к предмету
(к 7-8 классам).
Слайд 42Условия поддержания учебной мотивации
1.эмоциональность, увлеченность учителя;
2. использование наглядных пособий;
3. использование технического оборудования, ИКТ;
4.индивидуально-дифференцированный подход за счет использования дидактического материала;
5. строгий контроль, оценочное подкрепление со стороны учителя;
6. объяснение важности и необходимости знания английского языка;
7. творческие задания; проектная методика;
8. приобщение детей к английской культуре;
9. игровые технологии.
Слайд 43Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка
нетрадиционные формы
уроков;
современные информационно-коммуникативные технологии;
технологии личностно- ориентированного обучения
игровые технологии
Слайд 46современные информационно-коммуникативные технологии
Слайд 47современные информационно-коммуникативные технологии
Слайд 51Игровые технологии
Психологи отмечают, что игра - оптимальная форма обучения при изучении
иностранного языка.
Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни,
является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.
Слайд 57Заключение
В ходе исследования были выявлены сущность и особенности мотивации учебной деятельности
школьников на уроках английского языка.
По результатам исследования мною сделан ряд выводов и наблюдений.
Изучение иностранного языка предполагает ежедневную и систематическую работу.
Это требует от детей определенной умственной нагрузки.
Кроме того, отсутствие языковой среды создает дополнительные сложности в его изучении.
Слайд 58Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и
преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.