Слайд 1Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности ученика.
Слайд 2 Введение.
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным
в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.
В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, в основе которого предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда знания не преподносятся в готовом виде, а самостоятельно добываются в ходе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
Исследовательская и проектная деятельность являются одной из наиболее эффективных обучающих и развивающих инновационных технологий. Их преимущества для учащегося заключаются в том, что он сам (или с помощью родителей, педагогов) устанавливает цели своей учебной деятельности, выбирает средства и достигает результата. Именно поэтому задача проектно-исследовательской деятельности состоит в том, чтобы постепенно подводить учащихся к овладению методом науки, будить и развивать у них самостоятельную мысль.
Слайд 3 Исследовательская деятельность - это организованная, познавательная, творческая
деятельность учащихся, которая соответствует научной деятельности и характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Слайд 4Проектная деятельность– совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Слайд 5Основные этапы проектной деятельности.
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и
анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Слайд 6Проектная работа на уроках английского языка
Основной целью использования метода проектов в
обучении иностранному языку является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком.
Проектное обучение способствует:
Повышению личной уверенности учащихся;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения.
Слайд 7Виды и тематика проектов
- конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, "придумывание" игры
и ее описание;
- игровые-ролевые, например, разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственной пьесы;
- информационные и исследовательские, например, "Английский язык и его использование как языка международного общения", "Изучение региона или какой-либо страны";
- проекты по типу конкретного социологического исследования, например, "Влияние американской и британской культуры на образ жизни в моей стране", "Отношение иностранцев к моей стране", "Использование английского языка в моей стране, в моем городе", "Группы риска";
- издательские, например, "Портрет моего класса", "Радиопрограмма", "Школьная стенная газета";
- сценарные, например, "Организация клуба встреч", "Вечер английского языка и культуры", "Ток-шоу";
- творческие работы, например, свободное литературное сочинение (сказка, рассказ, комикс и прочее), литературный перевод произведения на родной язык;
- ситуационный анализ(case-study).
Слайд 8Этапы организации проектно-исследовательской деятельности:
1 этап – погружение в проблему (выбор темы
исследования, поиск и анализ проблемы, постановка цели и задач);
2 этап – организация деятельности (обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей);
3 этап – осуществление деятельности (поиск информации, выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений);
4 этап – презентация результатов (подготовка и защита презентации);
5 этап – рефлексия (продукт - анализ результатов выполнения работы, оценка качества выполнения проекта).
Слайд 9КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- адекватность их изучаемой
тематике;
- соответствие используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
-активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
-коллективный характер принимаемых решений;
-доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
-эстетика оформления результатов выполненного проекта.
Слайд 10Посредством исследовательской деятельности решается ряд важных задач:
Развиваются творческие и интеллектуальные способности
учащихся.
Формируются социальные и коммуникативные качества учащихся (умение строить общение).
Учитываются интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности учащихся.
Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта.
Учащиеся участвуют в исследовательской деятельности, что позволяет сделать следующие выводы:
обогащается социальный и духовный опыт, развиваются творческие и умственные способности;
работа мотивирует учащихся на изучение английского языка и формирует желание иноязычного общения;
Совершенствуются устно-речевые и лексические навыки, умения и навыки письменной речи и позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
Слайд 11 Роль учителя в проектной деятельности
помогает ученикам в поиске нужных источников
информации;
сам является источником;
координирует весь процесс,
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом;
создает комфортную среду для каждого школьника;
способствует развитию мотивации учения.
Слайд 12Роль ученика в проектной деятельности
Вовлекается в активный познавательный творческий процесс на
основе методики сотрудничества.
Погружается в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету.
Выполняет вместе с учителем собственный проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу.
Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Слайд 13Преимущества метода проектов
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения,
умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению;
способствует развитию самостоятельности в поисках информации из разных источников, обработке её с помощью современных компьютерных технологий;
создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету.
Слайд 14 Виды учебных проектов
Исследовательский проект - включает
обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и т. п.
Ролевой /игровой/ проект. Участвуя в нем, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Слайд 15Проектная работа в моей
педагогической деятельности
Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли
к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, способствовать развитию творческого мышления ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.
Слайд 16Проекты в начальной школе
Со 2 класса дети начинают работать над своими
первыми проектами :
« Знакомьтесь, это - я!», «Мое любимое животное», «Мои игрушки», «Мое портфолио», «Мои летние каникулы», «Школа чудес», «Рождество в России и в Англии», «Школы в Англии» и другие.
Слайд 17 Еще одна увлекательная форма работы – составление коллажей по
самым различным темам:. «Мое семейное дерево», «Веселые животные», «Любимое блюдо» и др. Учащиеся рассказывают о своей семье, о забавных животных, делятся рецептами различных блюд, приносят готовые изделия, фотографии своих кулинарных шедевров.
Слайд 18Конечный продукт в работе над проектом:
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов
урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка»
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Слайд 19Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения
последовательность выполняемых действий, усваивать знания
и применять их в практической деятельности;
развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать развивает творческие способности и самостоятельность;
он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;
позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Слайд 20Проекты в средней школе
Процесс обучения английскому языку в средней
школе построен так, что изучение темы модуля заканчивается выполнением проекта с элементами исследовательской деятельности, продуктом которого является создание презентации, газеты, коллажа, альбома, путеводителей, рекламы, постера, статьи в газету.
Со своими учениками мы выполнили уже несколько проектных работ по самым различным темам: «Спортивные игры», «Достопримечательности мира», «Британские сувениры»,
« Необычные дома», «Дом моей мечты», «Англо-говорящие страны», « Россия - многонациональная страна», «Талисманы Олимпийских игр», «Школа моей мечты».
Слайд 21ЗАКЛЮЧЕНИЕ
использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более
актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным, а также способствует развитию одарённости.
можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата – это ли не развитие одаренности.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.
Слайд 22Выводы
Метод проектов очень эффективен на уроках английского языка при обобщении, закреплении
и повторении учебного материала, при организации его практического применения.
Проектная деятельность вызывает у учащихся большой интерес и здоровый азарт, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.
Кроме того, у школьников формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются умения работать с различными источниками, анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого, что очень актуально в современной школе.