Слайд 1Использование технологии языкового портфеля на уроках английского языка
Лобанова Жанна Ивановна
МАОУ СОШ
№20 г. Балашиха
учитель английского языка
Слайд 2 Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать
свой труд.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Задачи школы
создание таких условий, которые бы обеспечивали развитие механизмов самообразования и
самопознания личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения результата. Для того, чтобы ученик был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, необходимо сформировать у него ключевые компетенции и способность к объективной самооценке.
Слайд 4Что такое портфолио?
Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами»,
«папка специалиста».
Портфолио или портфель достижений - это способ накопления индивидуальных образовательных, профессиональных, творческих и личных достижений его владельца.
Слайд 5Цели создания и ведения портфолио
для ученика
отмечать способности, умения, навыки и
личный опыт учащегося на уровне самооценки и оценки взрослыми;
исследовать собственное развитие в течение определённого времени;
ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем;
развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы;
развивать письменные навыки;
обеспечивать преемственность в процессе обучения;
узнать что-то новое и улучшить свои умения.
Слайд 6Задачи портфолио:
Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания
фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
Развить навык самостоятельной работы учащихся.
Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Продолжить работу с одаренными детьми.
Развить у обучающихся навык рефлексии.
Слайд 7Принципы технологии языкового портфолио:
1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами
коммуникативной деятельности.
2. Умения учащегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений.
3. Особенности коммуникативной способности школьника.
4. Системность и регулярность мониторинга.
5. Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратно и эстетично выполненное оформление портфолио.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных в портфеле материалов.
8. Наглядность и обоснованность презентации языкового портфолио ученика.
Слайд 8
Основные функции языкового портфеля
Образовательная. Языковой портфель помогает учащемуся организовать самостоятельную работу
по изучению иностранного языка, определить наиболее способы совершенствования своих знаний.
Педагогическая. Языковой портфель способствует развитию у учащихся мыслительных и аналитических способностей, а также навыков самооценки.
Социальная. Портфель может служить в качестве приложения к аттестату или диплому, предоставляя дополнительную информацию о достижениях студента в области иностранных языков.
Слайд 9Типы языкового портфолио:
I тип - “папка достижений”, направленная на повышение собственной
значимости ученика и отражающая его успехи по иностранному языку.
похвальные грамоты за учебу, достижения в олимпиадах, конкурсах и т.д.;
результаты успеваемости, значки, медали , грамоты, дипломы и т. п.
II тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане.
контрольные и творческие работы ученика по предмету;
учебные презентации, коллажи, буклеты, стихи и т. п.
отзывы учителя, родителей.
III тип - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции.
рецензии, отзывы, рекомендации.
IV тип - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Слайд 11Успешность в достижении образовательных результатов
(личностных, метапредметных, предметных)
Учебный материал
Способы действия
ФГОС: личностные результаты
(примеры)
«формирование российской гражданской идентичности личности;
воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания,
стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения
к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры»
Слайд 13Выводы:
Создание "Языкового Портфеля" требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика,
учителя и родителей.
Посредством "Языкового Портфеля" осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.
"Языковой Портфель" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.
Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.
"Языковой Портфель" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.
Слайд 14«Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда
она поставит образование на почву самообразования и саморазвития. Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»
Каптерев П. Ф.
Слайд 15Использованная литература и интернет-источники:
Полат Е.С. Портфель ученика // Иностранные языки в
школе. – 2002. – №1. – С. 22 – 27.
Скачкова Г.А. Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка.
http://festival.1september.ru/2006/2007
Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 5,6,7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.
Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/ – нормативные документы, программы элективных курсов.
Книги для учителя к учебникам 5,6,7 кл. Английский в фокусе Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляка О.Е., Эванс В.- – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016
«Лингвистическое образование сегодня: актуальные задачи и пути их решения в процессе обучения иностранному языку». Семинар Издательство «Просвещение». 2017, г. Москва.