Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №51 г. Липецка
Дифференцированный подход как фактор
успешности развивающего обучения.
Автор: Сапрыкина Инна Михайловна
Учитель английского языка
МАОУ СШ № 51 г. Липецка
Липецк 2016
Слайд 2Дифференцированный подход в обучении является одной из актуальных проблем в методике
преподавания иностранных языков в школе.
Как отмечает Е.И. Пассов, задача учителя заключается в поиске оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке ,определении индивидуальных особенностей личности учащихся, организации на этой основе своей деятельности, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.(см: Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.- М.; 1988-с.188)
Слайд 3Т.о., с учётом индивидуальных особенностей, учащиеся делятся на 3 группы:
1. хорошо успевающие (сильные) дети;
2. средне успевающие;
3. слабо успевающие. Деление на группы условно, т.к. каждый ученик в процессе обучения может продвинуться на более высокую ступень или наоборот.
Дифференцированный подход осуществляется на всех этапах урока в зависимости от различных видов речевой деятельности.
Слайд 4Чтение
При работе с текстом “Class Zoo” в 4 классе учащимся были
предложены такие разно-уровневые задания:
1. сильным:
– передать в нескольких фразах основную мысль текста (используя план на доске),
- охарактеризовать обстоятельства, при которых происходит действие главного героя рассказа,
- помочь героям завершить действие.
Слайд 52. средним:
- выделить смысловые куски, озаглавить их и найти в каждом
смысловом куске текста определенные ключевые предложения, подтверждающие основную мысль;
- найти русский эквивалент пословицы;
- прочесть первую синтагму фразы, продолжить фразу.
3. слабым:
- ответить на вопросы по тексту;
- определить соответствуют ли данные предложения тексту.
Слайд 6Письмо
На послетекстовом этапе для совершенствования навыков письменной речи учащиеся
также могут получить индивидуально-дифференцированные задания на дом по теме The animals I like:
- сильные – сочинение “My pet”;
- средние – письмо другу по схеме:
My pet
Hi,….
I….
I have got ….. . It is…. My….can….
… look after my…. . …(walk with my pet, feed it, wash it, give…to my pet……..)
We enjoy…..
I also….. Best wishes….
- слабые – передать содержание текста рисунками и подписями к ним.
Слайд 7 Аудирование
При обучении аудированию для разных типов уроков также применимы разноуровневые
задания.
Например, в 3 классе при прохождении темы: “Are you a good helper?” на уроке СЛНГ использовался микротекст:
I usually help my grandma and grandpa about the house. I always make my bed and wash the dishes. I gather apples in the garden and sweep the path there. I always feed the pets. I sometimes clean the car. I never cook meals. My grandma cooks tasty meals. I don`t set the table. I don`t like it. I don`t dust the furniture either. It is boring.
Слайд 8- сильные – прослушать текст 2 раза и восстановить его содержание
по ключевым вопросам:
a. Does Dan usually help his grandparents about the house? B. Does he always make his bed? C. What does he do in the garden? и т.д.;
- средние – прослушать текст 3 раза и найти несоответствие между его содержанием и последующими высказываниями на доске:
I sometimes help my grandparents about the house. I never make my bed. I always dust the furniture ……..
-слабые – прослушать 4 раза 2-3 короткие фразы и соединить их в 1 фразу.
1. I don`t dust the furniture. 2. and I don`t set the table. 3. but I always make my bed. И т.п.
Из приведённых примеров видно, что количество повторений для каждой группы учеников различно.
Слайд 9Развитие речевого умения (диалог, монолог)
На этом этапе для ликвидации разрыва между
сильными, средними и слабыми учащимися используется групповая и парная работа, где имеет место использование упрощенных и усложненных заданий.
Рассмотрим на примере урока английского языка в 7 классе по теме: “Be a good sport”, цель которого - развитие диалогической речи.
Слайд 10- Орг. момент.
- Проверка ДЗ.
- Предъявление диалога на слух. Отработка клише.
-
ВОУ по содержанию прослушанного диалога.(сильные и средние уч-ся)
- Чтение диалога.(сначала слабые)
- Составление собственных диалогов по функциональным опорам разной сложности.
Слайд 12Работа над орфографией
На этом этапе могут применятся индивидуально-дифференцированные задания:
- для сильных
и средних учащихся – словарные диктанты,
- для слабых – вставить пропущенные буквы в слова ( на карточках):
A c…ntry, f…nt..stic, b….tiful и т.д.
Слайд 13Формы дифференцированного подхода на уроках ИЯ
-применение заданий разной степени сложности
- оказание
различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания
- различное количество повторений для выполнения одного и того же задания
- различные виды опор
- чтение текстов разной трудности
- выполнение индивидуальных заданий на карточках.
Слайд 14 При работе с грамматическим материалом (Past Simple) при изучении
темы “ Хороший помощник” в 3 классе использовались карточки разной степени сложности.
Вар.1 (для сильных учеников):
Расскажи как ты помогал родителям на выходных, используя глаголы в Infinitive: wash, clean, dust, feed, make….
Вар.2 (для средних):
Поставь глаголы в скобках в форму Past simple:
A. I…(help) my grandma yesterday.
B. My father…(clean) the car yesterday.
C. My mother…(cook) meat.
D. My brother…(wash) the dishes.
Слайд 15Вар.3 (для слабых):
Выберите правильную форму глагола:
A. I…(dust) the furniture yesterday.
1. dust 2. dusted 3. dusts
B. Tom …(make) his bed last Sunday.
1. made 2. maked 3. make
Слайд 16
Педагогические условия успешной дифференциации
1. Весь урок не может быть дифференцированным.
2. Дифференциация
не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.
3. Дифференциация не должна быть явной.
Слайд 17Цель дифференцированного обучения – развитие личности, учитывая её индивидуальные особенности через
разно-уровневые задания.