Слайд 1Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка с учетом их
индивидуальных способностей
Из опыта работы Арабаджи З.И.
учителя английского языка
МБОУ «Селиховская СОШ»
Курского района, Курской области
Слайд 2Любой урок должен вызывать у детей интерес, ведь интерес – главная
движущая сила познавательной деятельности.
Для развития интереса я использую различные педагогические технологии, методы и приемы обучения.
Слайд 3интерактивные ресурсы
На разных этапах урока, в зависимости от конкретных целей и
задач использую
аудиоматериалы, которые позволяют развивать навыки аудирования, отработать фонетику;
видеофильмы, приобщающие учащихся к культуре страны изучаемого языка, позволяющие создать ситуации общения;
мультимедийные обучающие программы, помогающие развивать лексические и грамматические навыки; развивать навыки говорения, чтения, аудирования и письма.
Слайд 4Основное их преимущество – наглядность и интерактивность. Оказывается одновременное воздействие на
два важнейших органа восприятия - слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию обучающегося.
Слайд 5мультимедийные обучающие программы
При проведении уроков с применением компьютера я использую разные
задания (особенно интересно работать с мультимидийным приложениям к учебнику "Enjoy English").
Детям легко и интересно передвигать предметы и слова на мониторе, пользоваться клавиатурой и чувствовать то, что они владеют современными инновационными технологиями.
Слайд 6Презентация
новое дидактическое средство для организации учебного процесса.
Использую
презентации на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц включаю в свои презентации картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики..
Слайд 7 При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или
важную информацию (например, при изучении вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого).
Слайд 8 Для закрепления изученного материала использую всевозможные упражнения (например, с
пропусками, составить предложения, поставить вопросы к выделенным словам). При наличии в классе электронной доски можно вызывать к ней обучающихся, которые будут самостоятельно выполнять различные задания. При этом экономится большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратится на излишнее переписывание заданий.
Слайд 9проектная деятельность
Проекты предполагают активизацию деятельности обучающихся, в том числе
и познавательной: школьники подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами.
Слайд 10 Очень важно, что обучающиеся с разным уровнем языковой подготовки
могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображение, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умения вести исследовательскую работу.
Слайд 12
Проекты на средней ступени обучения
Слайд 13Проектно-исследовательские работы
Слайд 14Олимпиады и конкурсы
Интернет открывает обучающимся прекрасную возможность принять участие в
общероссийких и международных дистанционных олимпиадах и конкурсах по английскому языку. Например, мы принимали участие в таких олимпиадах как «Олимпус», «Новый урок», «Инфоурок», в конкурсе «Я- лингвист», «Мультитест» и занимали призовые места.
Слайд 15
Таким образом, интерактивные методы обучения очень эффективны, так как они:
Развивают самооценку
и уверенность в себе;
Делают уроки интересными;
Развивают чувство ответственности;
Дают возможность осваивать жизненно важные навыки;
Способствуют инициативе обучающихся;
Учеба происходит в действии при сотрудничестве обучающихся с учителем;
Учеба начинается с того уровня, на котором обучающиеся находятся;
Помогают создавать положительные эмоции.
Слайд 16Проблемное обучение
Категории проблемного обучения
проблемная ситуация
проблема
проблемная задача
Слайд 17Я использую проблемные задания на разных этапах обучения.
Для младших школьников применяю поисково-игровые задания,
направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления, например:
Слайд 18Для более продвинутого уровня использую познавательно-поисковые задания: на систематизацию и обобщение, на
интерпретацию представленной информации:
- выберите из текста информацию,
- составьте рассказ по схеме,
- составьте вопросы по таблице,
- проведите анкетирование,
- составьте анкету, викторину.
Слайд 19На старшей ступени обучения возможно использование ролевых игр, познавательно-исследовательских проектов, иноязычных дискуссий
(реальная коммуникативная ситуация в рамках обозначенного контекста).
Например: За и против мобильных телефонов, школьная форма: преимущества и недостатки.
Слайд 20 Активизировать познавательную деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения:
- пересказ от
лица неодушевленного героя, который не принимает активного участия в событиях рассказа
- переработка диалога в монолог и наоборот
Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.
Слайд 21
Проблемный подход способствует развитию способности к прогнозированию,
творческого воображения и повышает мотивацию. При проблемно – поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке, а это требования новых стандартов.
Слайд 22Игровая деятельность
В своей педагогической деятельности я использую лингвистические,
фонетические и орфографические игры. Подобные игры делают скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же структур, более интересной и увлекательной. Могу с уверенностью сказать, что игра- один из самых любимых видов деятельности на уроке особенно в начальной школе. С помощью игр я развиваю наблюдательность при описании предметов и явлений, активизирую внимание, развиваю навыки воспроизведения услышанного и многое другое.
Слайд 25Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики.
Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.
Слайд 26 Динамические физкультминутки – одна из форм игры – релаксатора
на уроках языка. Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к учению, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную активность, присущую младшим школьникам, благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном тонусе.
Слайд 27Дифференцированный подход в обучении
Дифференцированное обучение строю, в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений.
Формы дифференцированного обучения разнообразны. В своей практике применяю следующие:
использование разных вариантов однотипных заданий;
применение заданий разной степени сложности;
оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;
выполнение упражнений при помощи ИКТ в различных режимах
различная длина пауз для выполнения задания;
различные количества повторений для выполнения одного и того же задания;
разные виды ключей, опор;
чтение текстов разной трудности;
выполнение упражнений по индивидуальным карточкам;
Слайд 28Дифференциация обучения «+»
- Слабые учащиеся охотно принимают участие в обсуждении заданий
,
- повышается интерес,
- создается благоприятный психологический климат,
- Учащиеся испытывают чувство удовлетворения, после каждого решенного задания, чувство успеха,
- Происходит повышение познавательной активности,
- растет уверенность в своих силах, нет чувства страха перед новыми заданиями,
- рискуют попробовать свои силы в незнакомой ситуации,
- берутся за решение задач более высокого уровня.
- активизация мыслительной деятельности,
- положительная мотивация к учебе.
Слайд 29Нетрадиционные формы уроков
Урок – деловая игра, ролевая игра;
Урок-конференция, семинар;
Урок-соревнование, состязание;
Урок –
презентация проекта;
Урок-конкурс;
Урок-консультация;
Урок-интервью;
Урок-экскурсия;
Урок-путешествие;
Урок- «Что? Где? Когда?»;
Урок – литературная гостиная;
Урок- в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже;
Театрализованный урок;
Урок с групповой формой работы;
Слайд 30Внеклассная работа
Для повышения мотивации и познавательной деятельности обучающихся
мною проводятся предметные недели английского языка, внеклассные мероприятия, в ходе которых наблюдается растущий интерес к изучению предмета.
Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения.
Слайд 31 Работу с хорошо успевающими и мотивированными детьми провожу следующим
образом. Предлагаю им на уроке выполнять более трудные задания, провожу консультации после уроков, предлагаю им дополнительную учебную литературу с заданиями повышенной сложности, готовлю их к участию в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах по английскому языку.
Слайд 32 Стараюсь строить процесс обучения таким образом чтобы те
обучающиеся, которые испытывают затруднения при изучении английского языка, имели желание изучать язык и самостоятельно добывать информацию. Приучаю их к работе с лингвистическим словарем, в задачи которого входит; во-первых, расширить общеобразовательный кругозор учащихся, во-вторых, сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой, энциклопедическими словарями, тем самым стимулируя учеников на успех, провожу индивидуальные занятия.
Слайд 33 Важным условием для обучения школьников общению на английском языке
является специфика и направленность упражнений. Задания подбираю личностно- ориентированые и носящие творческий характер. Именно выполняя задания такого рода, даже ученик со слабыми знаниями может полностью раскрыть себя, свои потенциальные возможности и в полной мере использовать языковые средства.
Слайд 34Чтобы помочь слабо успевающим ученикам, я прикладываю все усилия чтобы научить
их осуществлять опору на прошлый опыт и родной язык, использовать в отдельных случаях приемы сравнения и сопоставления.
Слайд 35 Учет индивидуальных способностей ученика осуществляю только для того, чтобы
узнать направление его дальнейшего развития, а не пределы его возможностей. Урок должен стимулировать познавательную активность, на которую способен школьник, обучая его приемам восприятия, осмысления, усвоения, воспроизведения и творческого применения.