Слайд 1
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ
В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 2
Целью данной работы является раскрытие женских образов в произведениях английской литературы,
начиная с раннего и позднего средневековья, заканчивая 20-м веком.
Задачи:
- изучить и проанализировать образ женщины в английской литературе начиная с раннего и позднего средневековья, заканчивая 20-м веком;
- рассмотреть динамику развития женского образа в произведениях английской литературы.
Объект исследования – произведения английской художественной литературы различных периодов.
Предмет исследования - женские образы в произведениях английской художественной литературы.
Слайд 3
ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(«Беовульф»,
«Кентерберийские рассказы»
Дж. Чосера )
Слайд 4Образ женщины в поэме «Беовульф
Во времена написания «Беовульфа» в англосаксонском обществе
женщине принадлежала второстепенная роль не только в семье, но и в обществе. Главное, что входило в ее обязанности - это продолжение рода и ведение хозяйства.
Королева Вальхтеов – главный женский образ поэмы «Беовульф».
Слайд 5Образ женщины в поэме «Беовульф
Также на страницах «Беовульфа» встречаются и другие
образы женщин:
Хильдебург, она охарактеризована как несчастливая жена, так как в битве погибли ее сын и брат.
Описание судьбы Хюгд, наиболее ярко показывает положение женщины в тогдашнем мире, когда от нее ничего не зависело и ей нечего не оставалось, кроме как смириться со своей судьбой, так как она всего лишь являлась своеобразным «украшением жилища».
Слайд 6Женские образы в «Кентерберийских рассказах»
Джеффри Чосера
В "Кентерберийских рассказах", с одной
стороны, можно найти все традиционные обвинения женщин — женщины лицемерны, сварливы, жадны, болтливы по своей природе и даже порочны, всего дороже им держать власть над мужем. С другой стороны, герои Чосера высказывают и иную позицию; они призывают женщин "смелей отстаивать свое положенье" перед мужчинами и не допускать насмешек, оскорблений и унижений со стороны мужа.
Слайд 7Женские образы в «Кентерберийских рассказах»
Джеффри Чосера
Женский образ в «Кентерберийских рассказах»
представлен батской ткачихой, как трагедия стареющей жизнелюбивой женщины. Здесь Батская ткачиха показана как бойкая, уверенная в себе женщина, не перед кем не робеющая. Помимо того, она уверенна, что главой в семье непременно должна быть женщина, но никак ни мужчина. Он всего лишь обязан содержать свою жену и потакать всем ее капризам. Иными словами: муж-голова, а жена – шея.
Слайд 8Женские образы в «Кентерберийских рассказах»
Джеффри Чосера
Но необходимо отметить и другой
образ, созданный Чосером в «Кентерберийских рассказах». Автор вложил в уста оксфордского студента очень подходящий для него рассказ о безропотной страстотерпице Гризельде, которая делала все, лишь бы доказать мужу свою любовь. Чосер берет под сомнение поступок матери, жертвующей детьми в угоду супружеской покорности.
Слайд 9ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В АНГЛИЙСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БАЛЛАДАХ
Тенденции к индивидуализации женских образов стали
намечаться еще в средневековой литературе (начиная с XIV в.); происходит движение от статичного легендарного героя, абстрактной сущности или этнического типа, к изображению человека как он есть в конкретной исторической реальности.
Позитивным женским образам присущи такие качества и понятия, как бессмертие, рождение (и возрождение), развитие, расцвет, мудрость, провидение; негативным сопутствуют смерть, болезнь, беспамятство, безумие.
Слайд 10ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В АНГЛИЙСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БАЛЛАДАХ
«Деяния Робин Гуда»
Ненадолго появляется жена сэра
Ричарда Ли в «Деяниях Робин Гуда», обладающая определенными чертами, которые способны были привести слушателей в восхищение – в частности, незаурядной смелостью. Единственная женщина, которая играет определенную, хоть и косвенную, роль в сюжете баллады – это жена шерифа в «Robin Hood and the Potter», покупающая посуду у мнимого горшечника. И только настоятельница Кирклейса, виновница смерти Робина, – активный женский персонаж.
Слайд 11ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В АНГЛИЙСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БАЛЛАДАХ
Женщина по определению не может быть
главным действующим лицом в героической балладе. Герой – в первую очередь мужчина, воин. Позже появляется особый тип персонажа, определенная литературная конструкция: «сильная женщина», «дева щита», чья независимость выражается в неженском пристрастии к битвам. Ее сопротивление патриархальной власти – это исторический контраст, больше реакция на бесправие женщины, чем попытка вернуться к матриархальному состоянию общества.
Слайд 12ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В АНГЛИЙСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БАЛЛАДАХ
На долю женщины выпадают баллады любовного
и фантастического содержания; произведения, построенные по принципу «песни-загадки» (riddle-song), наподобие «Jennifer, Gentle and Rosemary», где умная и сообразительная девушка посрамляет заносчивого посягателя – и баллады, которые условно можно назвать историческими.
Женские персонажи в любовных (романтических) балладах иллюстрируют собой определенные сдвиги в человеческом сознании. («Молодой Масгрейв и леди Бернард»).
Слайд 13ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В АНГЛИЙСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БАЛЛАДАХ
Историческая баллада «Мэри Гамильтон» является одной
из наиболее известных баллад о преступлениях в высшем свете. В балладах о Мэри Гамильтон, по крайней мере, в некоторых из них (тех, что стали наиболее популярными), есть характер, индивидуальность, а не просто персонаж, совершающий ряд поступков. Грусть девушки, ее тщетные обращения к безвольному королю, ее скорбь и нежность при мысли о покинутом доме, ее упреки неблагодарной и жестокой королеве и знаменитая заключительная строфа с ее пафосом («Вчера нас четверо было при ней…») - все это превращает Мэри Гамильтон из «персонажа» в «героя».
Слайд 14Женские образы в творчестве Шекспира
Женские образы в произведениях Шекспира очень важны.
Они являются отражением эпохи, когда правила королева Елизавета I, величайшая королева Англии, победительница непобедимой испанской армады, превратившая страну в мощную, процветающую державу. Для героинь Шекспира характерна решимость, готовность бороться за своё счастье.
Леди Макбет очень красива, пленительно женственна, завораживающе притягательна. Не знает ни сомнений, ни колебаний, не ведает сострадания: она в полном смысле слова «железная леди».
Слайд 15Женские образы в творчестве Шекспира
Образ Офелии – один из ярчайших примеров
драматургического мастерства. Покорность отцу остаётся главной чертой её характера. Любовь Офелии - её беда. У неё отсутствует воля и самостоятельность. Она поддалась на уловку отца и не стала бороться за счастье. Она предала.
Корделия чиста духом, чуть-чуть своенравна. Трогает молчаливой нежностью. Очень стыдлива и ненавидит пустословие, ей дано только плакать. Печальная горечь, с которой Корделия намекает на лицемерие сестер, порождена нежностью. Её душа изливается в справедливейшем негодовании и вместе с тем обнаруживает все свое благородство в словах.
Слайд 16Женские образы в творчестве Шекспира
Джульетта любит впервые, и любит со всей
безраздельностью. Любовь ее соткана из правды и здоровья. Она не может существовать без любимого человека. Она любит, думает, действует. Причиной смерти стала обстановка в обществе, в котором она жила.
Дездемона, несмотря на силу своей страсти, не теряет самосознания и сохраняет власть над своими поступками. Любовь к Отелло — самая большая правда для Дездемоны. Во имя этой правды она готова обмануть родного отца; во имя этой правды она, умирая, предпринимает последнюю попытку спасти своего возлюбленного. Эта великая правда любви делает Дездемону одним из самых героических женских образов во всей шекспировской драматургии.
Слайд 17
Образ женщины в английской
литературе конца ХVIII - ХХ веков
В «мужской»
литературе XIX века положительные образы женщин становятся предметом почти беспредельной идеализации. Так, уже в романе В. Скотта «Айвенго» англо-саксонская красавица Ровена является идеализированным воплощением женской пассивности, мягкости, неспособности к сопротивлению, в отличие от еврейской красавицы Ревекки, обладающей большими знаниями и жизненной стойкостью.
Слайд 18
Образ женщины в английской
литературе конца ХVIII - ХХ веков
В произведениях
Ч. Диккенса встречается множество идеально добродетельных, добрых, пассивных героинь из разных слоев общества (Роз Мейли в «Приключениях Оливера Твиста», Флоренс Домби в «Домби и
сыне», Агнесс в «Дэвиде Копперфильде» и др.) Эти героини при всей своей мягкости, тем не менее, волей автора, строго придерживаются норм морали.
Именно диккенсовские героини наиболее полно соответствуют викторианскому образцу поведения женщины
Слайд 19
Образ женщины в английской
литературе конца ХVIII - ХХ веков
Лишь некоторым
авторам удается выйти за рамки стереотипизации женских образов на уровне авторского отношения. Таковы Ребекка Шарп и Эмилия Седли в «Ярмарке Тщеславия» У.Теккерея, Мэрион Голкомб в «Женщине в белом» У. Коллинза, Тэсс в «Тэсс из рода Д’Эрбервилей» Т. Гарди. Здесь стереотипные образы охотницы за женихами, положительной героини, компаньонки и падшей женщины находят свое более сложное воплощение. В то же время, сюжет всякий раз разрешается торжеством добродетели и наказанием порока.
Слайд 20
Образ женщины в английской
литературе конца ХVIII - ХХ веков
В женской
литературе изображение женщины более правдоподобно, здесь тема семьи, замужества выдвигается на первый план. Проблема замужества для английской женщины стояла необыкновенно остро. Вся полнота драматизма ситуации с замужеством раскрывается в романе Д. Остен «Гордость и предубеждение», написанном еще до наступления викторианской эпохи, где на примере семьи, которой не посчастливилось иметь пять дочерей, да еще не обремененных приданным, демонстрируются практически все возможные варианты замужества.
Слайд 21
Образ женщины в английской
литературе конца ХVIII - ХХ веков
В романах
сестер Бронте появляется новый тип женщины сильной, резкой, с неоднозначной внешностью («сложной» красотой), с выраженным характером, которая не просто на многое идет ради женской самореализации в семейной жизни (любви), но и просто обязана это делать («Джейн Эйр» Шарлоты Бронте, «Грозовой перевал» Эмилии Бронте).
Слайд 22
Образ женщины в английской
литературе конца ХVIII - ХХ веков
Гораздо более
социально типизированными являются сатирические женские образы, отличительной чертой которых является отсутствие красоты или/и молодости, что делает их приверженность добродетели избыточной и поэтому смешной (миссис Бардл в «Пиквикском клубе» , миссис Корни в «Приключениях Оливера Твиста» ,мисс Хэвишем в «Больших надеждах»).
Слайд 23
Образ женщины в английской
литературе конца ХVIII - ХХ веков
В творчестве
Т. Гарди появляется образ сильной и самостоятельной женщины с трагической судьбой. Снижается уровень иронии в изображении женских образов, это касается даже образа некрасивой старой девы. Образ Мэрион Голкомб в романе У. Коллинза «Лунный камень», это скорее образ умной женщины, чьи достоинства не в состоянии оценить английские мужчины в силу своей ограниченности. Новыми являются женские образы Бернарда Шоу, иллюстрирующие его теорию жизненной силы, ведущей силы в мире, носительницей которой является женщина. Героини его пьес самостоятельны и не зависимы от мужчин, несостоятельных во всех отношениях.
Слайд 24Список использованной литературы
Грудкина Т.В. 100 великих мастеров прозы / Грудкина Т.В.,
Кубарева Н.П., Мещеряков В.П., Сербул М.Н. – М.: Вече, 2009. – 480 с. – (100 великих).
Зброжек Е. В. Викторианство в контексте культуры повседневности [Текст]/ Е. В. Зброжек // Известия Уральского государственного университета. – 2005. – № 35. – С. 28-44.
Зарубежная литература XX века: Практикум / Составление и общая редакция М.П. Михальской и Л.В. Дудовой. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 416 с.
Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник высшей школы / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – 7-е изд., стереотип. – М.: Омега – Л, ЧеРо, 2008. – 543 с.
Луков Вл. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Вл. А. Луков. – 6-е изд., стер. – М. Академия, 2009. – 512 с.
https:www. cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-natsionalnyy-tip-v-angliyskoy-literature-xix-veka