Слайд 1«Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
Слайд 2«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством
и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Сократ( V в. до н.э.)
Слайд 3Процесс воспитания школьников за последнее время претерпел существенные изменения.
В период
социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы,
школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая личностное «я».
Слайд 4Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в
воспитательной работе. Основным элементом школьного образования является урок, он зеркально отражает
проблемы воспитания в школе,
отношения в семье,
влияние социума,
несет на себе отпечаток личности учителя.
На уроке ребенок
учится работать,
он учится анализировать явления,
он вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом,
он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности,
он с разных сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству
Слайд 5В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность:
Термин «личность» (person)
взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста.
Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности;
как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.
Итак, индивидом рождаются, личностью становятся.
Слайд 6Существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.
В частности,
личность определяется
тем,
что она знает,
что она ценит,
что и как она созидает,
с кем и как она общается,
каковы ее
эстетические
потребности
и как она их
удовлетворяет.
Слайд 7Личность ученика можно охарактеризовать
пятью основными потенциалами .
Познавательный потенциал – определяется
объемом и количеством информации, которой располагает ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика
Слайд 8Морально-нравственный потенциал –
определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными
целями, убеждениями,
устремлениями.
Реализуется в
мировоззрении,
мироустремлениях,
мироощущении.
Слайд 9Творческий потенциал –
определяется умениями и
навыками, способностью
к действию.
Реализуется
в
деятельности
и общении.
Слайд 10Коммуникативный потенциал – определяется
общительностью,
характером
и прочностью
контактов
с другими
людьми.
Выражается
в разнообразии
социальных ролей,
которые играет личность
Слайд 11Эстетический потенциал – определяется
содержанием
и интенсивностью
потребностей
в прекрасном.
Реализуется
в творчестве
и в «потреблении»
произведений искусства.
Слайд 12 7 действий педагога, способствующих воспитанию личности школьника:
Не оскорблять;
Не
унижать;
Не отражать свои отрицательные эмоции на ребенке;
Не быть безразличным к проблемам ученика;
Не отказывать в помощи;
Не быть пассивным по отношению к учащимся;
Не лгать.