Слайд 1Конкурс «Учитель года 2011»
«Коммуникативная и лингвострановедческая компетенции как неотъемлемая составляющая метапредметного
подхода в обучении иностранному языку»
Лопатина Любовь Борисовна
учитель английского языка МОУ «Новообинская СОШ»
Слайд 2Теоретическая интерпретация опыта
Условия формирования опыта
Опыт формировался в Новообинской средней
школе Петропавловского района Алтайского края. Учитель работает в данной школе 24-й год. Образование высшее. Общий стаж работы 24 года. В школе учатся сельские дети. В целях повышения мотивации обучения английскому языку, а также для развития интеллектуальной, самобытной, творческой личности, учитель старается использовать личностно - ориентированные технологии, элементы метапредметного подхода, которые и рассматриваются в данной работе.
Лопатина Любовь Борисовна
учитель английского языка
Слайд 3Актуальность и перспективность опыта.
О необходимости реформирования школы начали говорить еще
в период перестройки (в 80-ые годы).
Были провозглашены принципы гуманизации и демократизации образования.
В начале 90-ых стали разрабатываться первые государственные стандарты образования.
Ученик стал рассматриваться как субъект деятельности учения.
Реформа школы означала переход на новую парадигму образования и воспитания – на личностно-ориентированную.
В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе.
Слайд 4«Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего
развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования»
Д.А.Медведев
Слайд 5В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются
как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
Слайд 6В качестве требований к метапредметным результатам ФГОС выдвигают:
• овладение способностью принимать
и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
• умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;
• освоение межпредметных понятий.
Слайд 7"Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).
Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Слайд 9Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им
метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метадеятельность
Метазнания
Метаспособы
Слайд 10Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления
и универсальных способов деятельности, обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
Слайд 13Общей основой инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная
поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания
исследовательская,
эвристическая,
проектная,
коммуникативно-диалоговая,
дискуссионная,
игровая.
Слайд 14Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа
действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Слайд 15«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели
те, которые пришли в голову другим»
Блез Паскаль.
Слайд 16Новое направление в дидактике:
Метапроектное обучение, источниками которого могут являться:
метод
проектов;
крупноблочная организация учебного процесса;
проблемное обучение;
исследовательское обучение,
задачный (а не заданиевый) подход,
межпредметная интеграция
Слайд 17Задачи приемов и технологий обучения в современных условиях.
развитие креативности
самореализация и социализация
учащихся
активность субъекта учения
интерактивность
увеличение самостоятельности школьников
развитие интереса, мотивации
получение реальных речевых продуктов
достижение функциональной грамотности
Слайд 18 Методика организации проектной работы на уроках английского языка.
Проектная методика развивает
у школьников самостоятельность, творчество, актуальность, так необходимые им как в процессе обучения так и в дальнейшей жизни: использование этого метода превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Слайд 19Основными требованиями к использованию методов проектов являются:
наличие значимой в творческом
плане проблемы;
практическая значимость предлагаемых результатов (например, совместный выпуск коллажа “Be healthy!”; создание справочника “Hollywood Stars”, экскурсия по школе “My native school” и т.п.);
самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащегося на уроке;
использование исследовательских методов.
Слайд 20Этапы работы над проектом
1.Целеполагание
2.Планирование
3.Выбор методов проверки принятых гипотез
4.Выполнение
5. Защита проекта
Слайд 21Главная задача учителя в передаче способов работы
1). Работа над темой
цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование, чтение текстов по теме)
2).Обсуждение темы будущего проекта. (Еще начиная изучать тему, учитель нацеливает учащихся на то, что они могут заранее отмечать для своего проекта материал в теме уроков, искать ответы на проблемные вопросы и т.п.).
3). Формирование творческих групп.
4). Сбор дополнительной информации (материалы из журналов, Интернета). Особенно интересно проходит работа над такими темами как: “My favourite room”, “School of my Dream”, “Is it easy to be young?” и т.п.
5). Оформление проекта (рисунки, плакаты, альбомы, справочники, коллажи). Некоторые проекты создаются на компьютере. Главное не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, не навязывать свою точку зрения.
6). Презентация проекта.
7). Подведение итогов. Очень важно дать учащимся возможность высказать своё мнение. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу, ведь в него вложен труд детей
Слайд 22"Sightseeings of Moscow"
Penkina Yulia
Form 7
2009-2010
Слайд 23“Customs, traditions and holidays in the UK”
Shevyreva Snezhana
Form 8
2008-2009
Слайд 24Pupil: Shevyreva Snezhana
Form: 7
English teacher:
Lopatina Lyubov’ Borisovna
Project
«The Seven Wonders of
the World»
Слайд 25Games with a ball!
Презентация к докладу
“Sport in Great Britain”
form: 8
Pupil: Kudinov
Ivan
Novoobinka secondary school
Слайд 26“What is the Welfare State?”
?
Kudinov Ivan
Form 11
2011-2012
Слайд 27“English as a world language”
Project by Valetova A., Shirokih N.
Form 11
2010-2011
Слайд 28Novoobinka secondary school
Project
Automobile store
“Prestige”
Pupil: Kudinov Ivan
Form: 6
English teacher:
Lopatina Lyubov’Borisovna
Слайд 29 На средней и старшей ступени обучения английскому языку с
2003 года я разрабатываю проектную концепцию урока на заключительном этапе изучения темы, т.к. считаю, что проектно-ориентированная деятельность учащихся является одним из самых продуктивных, творческих, исследовательских направлений.
Слайд 30Использование песен, стихов, отрывков из молодежных сериалов на уроках иностранного языка
Занимаясь
этими жанрами искусства, учащийся с первых минут вовлечен в процесс работы над аутентичным материалом, который носит когнитивный характер: идентификация, классификация, понимание письменного текста, аудирование, рассуждение над самой песней (музыкой, темой, исполнением, автором). Обучаемый при этом занимает свою собственную позицию, высказывает свое мнение.
Слайд 31 В 11-ом классе, я планирую резервные уроки I-го полугодия для
просмотра шедевра киноискусства “Gone with the Wind” Виктора Флеминга в рамках темы “What helps you to enjoy yourself?”
Цель: написать эссе – размышления по увиденному.
В 10-ом классе при изучении темы “What is hot with young generation?” ребята сами находят информацию по разным музыкальным стилям, записывают клипы из Интернета, ищут фотографии представителей разных течений субкультуры и, затем, на заключительных уроках темы защищают свои проекты на английском языке, например: “Is it easy to be Goth?”и т.д.
Слайд 32Упражнения, направленные на развитие творчества обучаемого
Написать конец истории, песни;
Написать критическую статью
в журнал (с положительным или отрицательным откликом);
Создать обложку для кассеты;
Передать содержание песни, стихотворения, основную идею фильма как SMS-сообщение;
Сделать русско-английский или англо-русский стихотворный перевод.
Слайд 33В настоящее время овладение иноязычной речью как средством общения невозможно без
знаний особенностей культуры страны изучаемого языка. Лингвострановедческий и коммуникативный подходы к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.
Процесс формирования коммуникативной и лингвострановедческой компетенции включает в себя обучение не только знаниям, но также и умению правильно «проживать ситуацию» в иностранном окружении.
Цель формирования данных компетенций –осуществление обмена между своей культурой и культурой общества изучаемого языка, падение барьеров, возникновение взаимопонимания и единения.
Таким образом, коммуникативная и лингвострановедческая компетенции являются неотъемлемой составляющей метапредметного подхода в обучении иностранному языку.
Подведем итоги…
Слайд 34Используемая литература:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.
образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с. 11. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.