Презентация, доклад Лондонская лингвистическая школа.

Общелингвистические основы Лондонской школы языкознания Лингвистический энциклопедический словарь определяет Лондонскую лингвистическую школу как одно из направлений структурной лингвистики (Структу́рная лингви́стика (лингвистический структурализм) — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе

Слайд 1Лондонская лингвистическая школа
Джон Руперт Ферс
Британский лингвист

Лондонская лингвистическая школаДжон Руперт ФерсБританский лингвист

Слайд 2Общелингвистические основы Лондонской школы языкознания

Лингвистический энциклопедический словарь

определяет Лондонскую лингвистическую школу как одно из направлений структурной лингвистики (Структу́рная лингви́стика (лингвистический структурализм) — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с чётко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) формальному описанию языка).
Это направление сформировалось в 40-х годах XX века в стенах Лондонского университета. Основоположником и главой Лондонской школы являлся Джон Рупер Фёрс (1890-1960)

Общелингвистические основы Лондонской школы языкознания    	Лингвистический энциклопедический словарь определяет Лондонскую лингвистическую школу как одно

Слайд 3 Традиционно к лингвистическому структурализму также относится Пражская школа, Копенгагенская школа и

Американская дескриптивная лингвистика. Лингвистический структурализм развивался в послесоссюровский период языкознания, который характеризовался активным и разнонаправленным поиском и теоретическим обоснованием новых методов и приемов исследования и описания языка. Однако, Лондонская лингвистическая школа порой просто выпадает из поля зрения историографов. Объясняют этот феномен разными причинами: относительно поздним оформлением (хотя основные положения ее концепции начинали складываться еще в 30—40-е гг., вплоть до середины 50-х она была представлена лишь в виде отдельных положений, разбросанных по разным изданиям); тем, что большинство трудов принадлежавших к ней лингвистов было посвящено малоизвестным неиндоевропейским языкам и печаталось малыми тиражами в специальных изданиях, и т. п.
Традиционно к лингвистическому структурализму также относится Пражская школа, Копенгагенская школа и Американская дескриптивная лингвистика. Лингвистический структурализм развивался

Слайд 4Важнейшие вопросы языкознания, исследуемые Лондонской школой
Система лингвистического описания.
При исследовании редких

и малоизвестных языков Африки английские лингвисты должны были решить вопрос о выборе описания. Они различали дескриптивное, историческое, эволюционное, частное, сравнительное и универсальное описание. При частном описании исследуется один язык, при сравнительном - некоторое число языков, при универсальном описании - все языки. Дескриптивное описание представляет собой полное синхронное описание языка. Историческое описание - последовательность синхронных описаний в хронологической дифференциации. Эволюционное описание есть описание изменений, происходящих в языке в ходе его эволюции (истории).
Джон Фёрс разработал систему технических приемов исследования. Поскольку каждый язык имеет специфическую функциональную делимость, в результате анализа конкретного языка выделяется специфический инвентарь единиц. Например, Роберт Робинс при исследовании суданского глагола выделил просодему назальности, Дж. Карнохан при анализе глагола в языке хауса выявил просодему глоттальности.
Важнейшие вопросы языкознания, исследуемые Лондонской школой Система лингвистического описания.При исследовании редких и малоизвестных языков Африки английские лингвисты

Слайд 52. Функционально-прагматический подход к языку.
Фёрс сотрудничал с известным этнографом и

антропологом Брониславом Малиновским, культурно-социологическая доктрина которого оказала большое влияние на взгляды Лондонской школы.
Язык и культура обладают общими свойствами. При функциональном подходе к изучению языка и культуры можно выявить эти общие свойства и дать им объяснение в рамках единой теории. Так же тесно связаны лингвистические и социологические структуры. Поэтому лингвистический анализ должен быть связан с прагматическим, то есть с анализом конкретных социальных ситуаций.
Джон Фёрс призывал изучать языковые нормы различных социальных и профессиональных групп, местных диалектов, а не только норм литературного языка. Надо изучать функциональные стили речи. Каждый человек выполняет ряд определенных функций в семье, на службе, в обществе. Каждый раз человек находится в относительно определенном контексте и выступает в качестве многих лиц, играет множество ролей. Эта дифференциация предполагает определенную степень языковой специализации, функционального расслоения языка.
Разговор человека похож на заранее заданный ритуал. В нем можно выделить типовые ситуации:
а) ситуация обращения;
б) ситуации приветствия, прощания, взаимное признание общественного положения и вступление в контакт, установление отно­шений после контакта, разрыв отношений, возобновление отношений, перемена в отношениях;
в) ситуации, в которых слова побуждают к действию.
В Лондонской школе основное внимание уделяется речевой деятельности, конкретным речевым актам.
2.  Функционально-прагматический подход к языку.	Фёрс сотрудничал с известным этнографом и антропологом Брониславом Малиновским, культурно-социологическая доктрина которого

Слайд 63. Строение языка. Выделение языковых уровней и единиц.
Представители Лондонской школы придавали

большое значение различению понятий «структура» и «система». Выделение структуры они связывали с установлением синтагматических отношений. Синтагматические отношения - это отношения совместной или раздельной встречаемости единиц в тексте. Структура - «горизонтальна» и ее составные компоненты называются «элементами». Структура – это организация единиц, располагающихся в линейной последовательности и связанных между собой закрепленным порядком.
Парадигматические отношения - это отношения включения и взаимозаменимости единиц. Выделение системы связано с установлением парадигматических отношений. Система - «вертикальна» и ее составные компоненты называются «членами». Системы складываются из конечного числа компонентов.
Лингвистический анализ, учитывающий системно - структурные отношения, должен проходить по следующей схеме. Сначала анализируются синтагматические и парадигматические отношения между языковыми единицами. Затем идет грамматический анализ текстов. Устанавливаются структуры и системы текста. Весь язык, по мнению лондонцев, многоструктурен и полисистемен: это система систем. Поскольку язык – это вид деятельности, лингвистика должна выявить и изучить его систему, структуру и функции не абстрактно, а в деятельности.
3. Строение языка. Выделение языковых уровней и единиц.	Представители Лондонской школы придавали большое значение различению понятий «структура» и

Слайд 74. Проблема языкового значения.
Фёрс и его школа в исследовании значения применяли

этнолингвистические приемы. Лингвистика, по их мнению, должна изучать языковые значения во всем многообразии их манифестаций. Они соотносили лингвистические модели с моделями социального и культурного характера. Это позволяло им анализировать значение в различных социальных ситуациях и культурных реалиях разных народов.
Лондонская школа сформулировала структурно-функциональную теорию значения и разработала арсенал приемов и процедур структурно-лингвистического анализа. Основным методом исследования значения стал метод формализованного контекстуально-ситуационного анализа Фёрса.
Его сущность заключается в том, что аналитическое исследование и описание производится по единицам функциональной делимости. Единицей функциональной делимости является любой элемент языка, выполняющий известную функцию в составе целого и для этого использующий целый ряд материалъных сущностей.
В значении вычленяется несколько компонентов, выполняющих фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую или семантическую функции. Общее значение формы можно определить как сложно взаимодействующую совокупность таких видов значения, как «фонетическое», «граммати­ческое», «лексическое».
4. Проблема языкового значения.	Фёрс и его школа в исследовании значения применяли этнолингвистические приемы. Лингвистика, по их мнению,

Слайд 85. Понятие контекста.
В анализе значения важную роль

играет контекстуализация.
Контекстуализация – это приемы установления контекста, в котором могут выступать единицы языка. Прием контекстуализации осуществляется применительно к каждому языковому уровню. Из результатов контекстуализации на каждом уровне исследования складывается значение, которое является сложным комплексом контекстуальных отношений.
Контекстуальное отношение - это отношение любой языковой формы к контексту.
Понятие ситуационного контекста, или контекста ситуации было выдвинуто Б. Малиновским в 1920-е годы в рамках его концепции культуры. Контекст ситуации – это протекающий в культурном пространстве процесс, в котором центральное место занимает речевая деятельность. Это понятие потребовалось в связи с тем, что при исследовании «примитивных» и «экзотических» языков невозможно точно установить и описать значение высказывания без знания ситуации, в которой оно употребляется.
Социальный контекст представляет собой социальные процессы, события, явившиеся фоном или прямо стимулировавшие создание языкового текста и оказавших влияние на его историю. Языковой текст в свою очередь оказывает влияние на социальную среду, последующие процессы и события.
Развивая учение Фёрса о контексте, Майкл Халлидей вводит понятие «лингвистической контекстуализации». Контекстом ситуации, по Xаллидею, обладает лишь текст в целом. Единицы более низких уровней: главы, абзацы, куски, предложения, фразы - не обладают контекстом ситуации, но имеют лингвистический контекст. Он есть производное всех внутритекстовых связей.
5. Понятие контекста.    В анализе значения важную роль играет контекстуализация. Контекстуализация – это приемы

Слайд 96. Иерархия языковых уровней. Уровни лингвистического описания.
Лондонская

школа уделяла большое внимание уровневому анализу языка. В ней обсуждались число и иерархия уровней языка, взаимосвязи между различными уровнями языка. Четко различались уровни языка и уровни, по которым ведется лингвистический анализ.
По мнению лондонцев, число уровней языка постоянно, а число уровней лингвистического анализа в зависимости от целей может варьироваться. Фёрс в одних работах называет фонетический, морфологический, лексический, синтаксический, семантический уровни анализа. В других - фонэстетический, фонетический, просодический, грамматический и коллокационный (Происходит от существительного коллокация и далее от англ. collocation - «взаиморасположение»).
Лондонские языковеды полагают, что для анализа любой лингвистической формы важны данные как более низких, так и более высоких уровней. Они не соглашаются с позицией тех языковедов, которые стоят за сепаратизацию отдельных уровней и за описание каждого из более высоких уровней в единицах более низкого уровня.
Например, Уильям Хаас в статье «Лингвистические структуры» считает, что одинаково правомерны два способа исследования языка: 1) все единицы языка можно определить аналитически, то есть через их отношение к более мелким единицам, из которых они состоят; 2) все единицы языка можно определить синтетически, то есть через отношение к более крупным единицам, частью которых они являются. Целесообразнее идти от рассмотрения более высоких уровней к более низким.
6. Иерархия языковых уровней. Уровни лингвистического описания.    Лондонская школа уделяла большое внимание уровневому анализу

Слайд 107. Фонология и просодика.
Основополагающим тезисом лондонцев было утверждение, что без надлежащего,

тщательного обследования звукового строя языка нельзя дать полного описания грамматического строя, нельзя в полной мере вскрыть механизм значения.
Лондонская школа не признают за фонетикой господствующего положения. Фонетический строй языка исследуется ими для того, чтобы более полно описать область значения.
Главной функцией фонемы считается функция различения смысла. Лондонцы в первую очередь изучают способы соединения звуков в потоке речи.
При описании звукового строя лондонские языковеды сосредоточиваются на обследовании фонематики и просодики. Они широко оперируют понятиями «просодема», «просодия», «просодический уровень».
Понятие просодии, просодических элементов включает в себя признаки, отличающие начало и конец слова или слога, выделение из слова части слова, выделение из предложения части предложения, стыки слогов, стыки слов.
Центральное место при исследовании просодии отводится слогу. Как отмечает Фёрс, «силлабическая структура слова является сама по себе просодией». Просодия слова включает: 1) число слогов;
2) открытый или закрытый характер слога; 3) слогообразующие единицы; 4) последовательность слогов; 5) последовательность согласных; 6) последовательность гласных; 7) характеристику ударного слога.
Лондонская школа отводит просодии доминирующая роль в структуре слова в самых различных языках.
Интенсивная разработка проблем просодии продолжается в английском языкознании и в настоящее время.
7. Фонология и просодика.	Основополагающим тезисом лондонцев было утверждение, что без надлежащего, тщательного обследования звукового строя языка нельзя

Слайд 118. Грамматический анализ. Соотношение формального и содержательного анализов.
В Лондонской школе создана

теория грамматического анализа. Ее целью была разработка категориальной грамматики. При грамматическом анализе необходимо а) значение лингвистических форм определять в контексте с учетом всей системы данного языка; б) при описании грамматической системы надо учитывать только формально выраженные различия. Затем должен быть составлен полный инвентарь элементов с указанием их дистрибуции, функции и значения. В результате можно установить классы и подклассы (например, именные или глагольные), определить продуктивность или непродуктивность каждого класса.
Суть грамматического анализа сводится к выявлению отношений между отдельными языковыми единицами. Единицы в грамматике устанавливаются на основании формально-грамматических критериев. Основными единицами являются предложение, слово, морфема. Они связаны друг с другом взаимоотношениями соподчиненности. Считается целесообразным начинать анализ с установления и разграничения предложения.
8. Грамматический анализ. Соотношение формального и содержательного анализов.	В Лондонской школе создана теория грамматического анализа. Ее целью была

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть