Слайд 1
КУЛЬТУРА РЕЧИ
УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Выполнила работу : учитель МБОУ «Княгининская средняя
школа №1» Балабанова Надежда Викторовна
Слайд 2
Какие же особенности, связанные с профессиональной деятельностью, должны быть присущи культуре РЕЧИ
учителя иностранного языка?
Слайд 3Носитель культуры
Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель этого предмета должен,
в частности, владеть принятыми в стране нормами поведения, то есть он должен не только знать иностранный язык, но и владеть культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюдении речевого этикета.
Слайд 4 Атмосфера урока
Для учителя иностранного языка атмосфера общения исключительно важна. На
уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые обычно задают либо друзьям, либо добрым знакомым: “Когда ты сегодня встал?” или “Нравится ли тебе современная музыка?” Как ученик (в рамках ролевого общения) он обязан отвечать, но как человек (личностное общение) вправе протестовать против вторжения в святая святых его личности, если конечно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем или другими учениками как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и внутренне), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.
Слайд 5Речевая деятельность
Речевая деятельность предполагает владение коммуникативно-речевыми умениями, которые определяются правильностью и
чистотой речи, точностью, ясностью, выразительностью, логикой изложения, коммуникативной целесообразностью, а также учет ситуации общения, отбор вербальных и невербальных средств. В речевой деятельности учителя интегрируются чувства, ощущения, эффекты, информация трансформируется в действие, а поступок — в линию поведения. Понятие речевой деятельности впервые было введено и обосновано Л. С. Выготским, который считал, что речь прежде всего «средство социального общения, средство высказывания и понимания».
Слайд 6 Словесные действия
В профессиональной речи учителя особую роль играют словесные действия.
Словесные действия характеризуются как единый психофизический процесс, определяемый целью. Практическое овладение учителем словесными действиями включает: целенаправленное произнесение текстов и осознание в них действенной задачи; оживление в воображении действительности и передачу своих представлений, эмоциональное сопереживание содержания и установление обратной связи со слушателями. Совершить словесное действие означает ответить на вопросы: для чего говорю, как говорю, что хочу сказать, какой эмоциональный резонанс хочу вызвать?
Слайд 7Культура речи педагога
Культура речи педагога включает такие составляющие, как правильность и
коммуникативную целесообразность. Говорить правильно и точно характеризуется соблюдением норм литературной речи, умением выбирать слова, ярко определяющие предмет или явление, наиболее уместные и стилистически оправданные. Коммуникативно-целесообразная речь предполагает владение литературным языком и его использование в конкретных условиях общения, а также выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Научная обоснованность взаимосвязи речи и мышления свидетельствует о том, что четкая логическая речь содействует четкой мысли, а сформировавшаяся мысль способствует ясной точной и логической речи.
Слайд 8Требования к голосу учителя:
Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей,
а должен обладать благозвучностью.
Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью.
Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым
Слайд 9Интонация
Интонация, наряду с лексическим составом и грамматическим строем, основное средство реализации
коммуникативной функции речи. Интонация является основным средством преобразования семантического звена речи в смысловое. Интонация передает модальность текста, эмоционально-волевое отношение автора к содержанию высказывания, заключающееся часто не в тексте, а в его подтексте. Интонация является языковым средством, придает определенный смысл предложению, делает его конкретным в зависимости от ситуации общения. Интонация в процессе коммуникации выражает информацию об условиях общения. Интонация включает в себя целый комплекс функциональных средств выразительности, благодаря которым различают коммуникативные типы высказывания, дифференцируют части высказывания соответственно смысловой важности; выражают конкретные эмоции; вскрывают подтексты речи; характеризуют говорящего и ситуацию общения.
Слайд 10
Одной из важных задач в освоении речевой выразительности является воспитание звуковой
культуры речи. Звуковая культура речи представляет собой достаточно широкое понятие, которое охватывает фонетическую и орфоэпическую правильность речи и дикционную грамотность. В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности, осуществляемого на основе ритмико-мелодической структуры. Звучание голоса есть результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей.
Слайд 11Речевой артистизм
Речевой артистизм педагога управляет эмоциями своих учеников, возбуждая работу человеческого
восприятия и вызывая эмоционально-чувственный отклик слушателей.
Одной из важнейших направленностей деятельности педагога является умение организовать процесс словесного общения или речевой коммуникации, т. е. выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу сопереживания, сотрудничества, доверительности в беседе, найти тонкий психологический подход к личности обучающегося.
С чего же начинается профессиональный язык учителя? Ответ прост — урок иностранного языка в школе — с использования классно-урочной лексики. Ситуация в классе — это естественная ситуация. Иностранный язык выступает в естественной для любого языка роли, т. е. происходит непосредственная передача информации, необходимой в данный момент, и ожидается последующая естественная реакция на сказанное.
Слайд 12Задачи урока:
Организация урока — I would like you to write this down; The
whole class, please; Whose turn is it to read? Let me explain what I want you to do next; You have five minutes to do this; Listen to what Nick is saying;
Взаимодействие на уроке — Thai's really is very kind of you; I was a bit disappointed with your results; Have a nice weekend;
Ведение опроса — What do you think about this question? What about this word here? Tell mc where Tony is; Could you explain what you mean?
Объяснение материала — This is a picture of a typically British house; While we are on the subject of...; Let me sum up then; What's the English for...; Mark the right alternative; Can anybody correct the sentence? Explain it in your own words.
Слайд 13Правильное и грамотное использование иностранного языка для организации и проведения урока
является сильным естественным стимулом и мощным средством для создания мотивации к изучению иностранного языка, поскольку учащиеся уже сегодня, с первых уроков видят цель и результат изучения иностранного языка — они овладевают им не для какой-то отдаленной перспективы использования в будущем, а иностранный язык им нужен сейчас для непосредственного общения в классе, на уроке, во внеклассных мероприятиях. Кроме того, использование учителем разнообразных структур в значительной степени развивает языковую догадку учащихся, расширяет их словарный запас, снимает языковой барьер.
Слайд 14Таким образом, необходимо целенаправленное развитие и совершенствование речевой культуры учителей. Речь
и уровень ее развития определяет динамику всех нервных процессов в деятельности педагога, успешность передачи огромного потенциала знаний накопленного человечеством новому поколению. Речь учителя является не только показателем профессионализма и духовного богатства, но и важнейшим средством формирования личности, в значительной степени влияет на развитие интеллекта, эмоциональной сферы, навыков устной речи и общей культуры учащихся. Речевые умения свидетельствуют о творческой состоятельности в профессии.