Слайд 1Компьютерные обучающие программы для обучения иностранному языку
Выполнила: Агишева Марина Сергеевна, учитель
английского языка МОУ СШ № 1 г. Волгограда
Слайд 2
В последнее время при обучении иностранному языку всё чаще стали использоваться
разнообразные компьютерные обучающие программы. На сколько целесообразно их использование на уроке? Каковы их основные функции?
Слайд 3Персональный компьютер может рассматриваться в качестве одного из участников учебного процесса
в рамках его взаимодействия с обучающим и обучаемым. Актуальность использования компьютера при изучении иностранных языков состоит в следующем:
учитель, и ученик выигрывают от использования различных компьютерных обучающих программ, так как работа с компьютером способствует быстрому реагированию на изменение в содержании изучаемой темы или предмета, методику его изложения и подбор иллюстрирующих примеров;
Слайд 4
компьютер при обучении иностранным языкам позволяет индивидуализировать процесс обучения и работать
каждому учащемуся в присущем ему темпе;
в области обучения грамматике компьютер опосредует и облегчает деятельность учителя и позволяет оптимизировать учебную деятельность обучаемых, позволяет перенести большое число упражнений, чтобы добиться автоматизации грамматических навыков;
компьютер является наиболее прогрессивным средством в ряду других электронных устройств, используемых в процессе обучения иностранным языкам.
Слайд 6Применение компьютеров при обучении иностранному языку должно подчиняться следующим принципам:
принципу
обусловленности, который заключается в четком определении условий применения персонального компьютера в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей обучаемых;
принципу необходимости, то есть применение компьютера оправдано при условии повышения эффективности учебного процесса по какому-либо параметру. Например, при формировании грамматических навыков с помощью компьютера значительно сокращаются временные затраты преподавателя, который ограничен рамками урока;
принципу информативности, который обусловлен тем, что персональный компьютер позволяет обучаемому получить максимальное количество информации за кратчайший период времени. Например, при обучении грамматике с помощью компьютера обучаемый имеет возможность получить всю информацию о данном грамматическом материале, что на уроке не может быть осуществлено ввиду того, что учитель ограничен рамками урока;
Слайд 7 принципу надежности, заключающемуся в необходимости проведения проверки каждой компьютерной обучающей
программы и в наличии этапа организационной подготовки к работе с персональным компьютером;
принципу корректности, поскольку при формировании грамматических навыков целесообразно использовать модульную компьютерную обучающую программу, которая будет корректна с методической, лингвистической и психологической точек зрения, так как обучающий сам создает эту программу;
принципу диалогового взаимодействия, который обусловлен диалогической природой процессов обучения и общения человека; этот принцип является основным, так как автоматизированная обучающая система имеет диалоговый характер;
принципу интерактивности, который заключается в активной форме человеко-машинного взаимодействия и означает то, что обучаемый сознательно активен и готов к самостоятельному взаимодействию с машиной;
принципу адаптивности, заключающемуся в том, что компьютерная обучающая программа должна быть приспособлена к особенностям конкретного учебного процесса, к типологическим особенностям обучаемого;
Слайд 8 принципу дружественности интерфейса, состоящему в том, что общение между человеком
и машиной происходит на удобном уровне в рамках положительного эмоционального фона; обучение с помощью компьютера предполагает обеспечение удобства обмена информацией, оптимального темпа и режима взаимодействия, развития средств помощи учащемуся в виде информационных блоков.
Слайд 9
Рассматривая функциональные возможности компьютера, необходимо учитывать взаимодействие всех участников компьютеризированного процесса,
то есть персонального компьютера, обучающих, обучаемых. Функции персонального компьютера можно определить в зависимости от категорий пользователей. По отношению к обучаемому персональный компьютер при изучении грамматического материала выступает в следующих функциях:
обучающего, то есть преподавателя и репетитора;
партнера в конкретном виде деятельности, например, при овладении грамматическими навыками;
партнера по коммуникации;
средства воссоздания условий деятельности;
инструмента деятельности, который оказывает информационную и техническую поддержку при формировании грамматических навыков;
инструментального средства, которое обеспечивает процесс общения между партнерами по коммуникации;
технического средства организации самостоятельного обучения.
Слайд 10Для обучающего персональный компьютер является:
инструментом деятельности, который опосредует деятельность
обучающего и обучаемого, поддерживает учителя информационно, технически;
устройством, заменяющим преподавателя в учебном процессе путем имитации некоторых его функций.
Также в качестве инструмента деятельности и преподаватели, и обучаемые используют преимущественно компьютерные средства общего назначения, которые не предполагают выполнение задач обучения. К таким средствам относятся различные текстовые редакторы, обеспечивающие техническую поддержку учебного процесса и позволяющие пользователям оформлять разные задания (рефераты, контрольные, курсовые работы и так далее), работать над созданием новых текстов.
Различные программы типа баз данных и информационные ресурсы системы Интернет обеспечивают информационную поддержку учебного процесса, поскольку преподаватели и обучаемые могут получить требуемую информацию по всем интересующим их вопросам. Таким образом, реализуется функция компьютера как инструмента общения обучаемого.
Слайд 11Основным преимуществом компьютера является то, что он имеет возможность хранить и
перерабатывать большие объемы информации. Ввиду этого компьютер широко используется в процессе формирования грамматических навыков. Информативная функция преподавателя представлена в виде отдельных модулей компьютерной обучающей программы, которые включают базовую информацию для представления нового грамматического материала. Персональный компьютер при обучении грамматике также выполняет тренировочно-репетиторскую функцию. По сравнению с учителем у компьютера есть несколько преимуществ в процессе формирования грамматических навыков. Этими преимуществами можно считать неограниченное количество времени на выполнение упражнений для автоматизации приобретенных навыков, полная беспристрастность, объективность и отсутствие предвзятого отношения к кому-либо из учащихся. Передача персональному компьютеру функции управления учебным процессом позволяет устранить недостаток школьного обучения, который заключается в недостаточной управляемости процессом усвоения грамматических явлений, формирования умений и навыков у каждого конкретного обучаемого вследствие недостаточного количества времени и слабо развитой обратной связи.
Слайд 12В модульной компьютерной обучающей программе по грамматике компьютер управляет деятельностью учащегося
посредством жесткого, заранее заданного алгоритма действий для достижения автоматизированного использования приобретенных грамматических навыков.
Персональный компьютер, выступая в контролирующе-коррегирующей функции, применяется для текущего и итогового контроля и имеет несколько преимуществ. Основным достоинством является то, что при выполнении учащимися модульной компьютерной программы контроль будет осуществлен максимально объективно. Также использование компьютера в контролирующе-коррегирующей функции предусматривает сокращение временных затрат на проведение фронтального контроля и освобождает учителя от трудоемкой работы по обработке результатов.
Слайд 13Выводы.
Компьютер оптимизирует учебный процесс, выступая в роли преподавателя и принимая на
себя его функции. При компьютерной форме обучения грамматическому материалу сохраняются основные закономерности учебного процесса, и повышается эффективность формирования грамматических навыков.
Для учителя это выражается в оптимизации процесса отбора материала для модульной компьютерной обучающей программы, что позволяет ему улучшить способы презентации и организации теоретического материала по грамматике, учитывая возможности и потребности обучаемого. Важно отметить и то, что, изучая грамматические явления с помощью модульных компьютерных обучающих программ, учащийся имеет возможность получить более подробную информацию о том или ином грамматическом явлении, и при этом он не ограничен временными рамками. Обучаемый также может использовать компьютерную обучающую программу для закрепления сформированных навыков и умений или заполнить пробелы в знаниях в режиме самостоятельной работы с программой.
Слайд 14К примеру, при формировании грамматических навыков с помощью компьютера можно решить
следующие задачи:
формирование рецептивных грамматических навыков чтения;
формирование продуктивных грамматических навыков письменной речи путем выполнения упражнений;
контроль уровня сформированности грамматических навыков у учащихся;
оказание справочно-информационной поддержки, то есть в случае, если учащийся не усвоил какое-либо грамматическое явление, то он может вернуться и заполнить пробел при помощи информационного модуля и выполнения дополнительных упражнений.
Таким образом, использование КП и ПК для обучения ИЯ повысит интерес к данному предмету, усилит мотивации, будет способствовать выработке самооценки у учащихся, создаст условия для самостоятельной работы и комфортной среды обучения.
Слайд 15В настоящее время существует множество компьютерных обучающих программ, способствующих развитию как
лексических, так и грамматических навыков учащихся. Это такие программы, как “Алик – моя первая английская азбука” (Руссобит-М), “Клиффорд учится читать по-английски” (Scholatic), “Английский язык от А до Z” в 3 частях (Руссобит-М), “Дракоша и занимательный английский” (Медиа 2000), “Английский для детей” Я и моя семья, Мир вокруг нас, Дома и во Дворе (Руссобит-М), “Занимательный английский для детей (Руссобит-М), “Английский в три приема Triple Play Plus” (Syracus Language Systems), “Тим и Тома: путешествие в Англию” (Новый диск), “Учите слова” (Новый Диск), “Учим английский язык” (Young Genius),“ Английский для начинающих” (Кирилл и Мефодий), “Профессор Хиггинс: английский без акцента” (1С), “English Platinum” и “Oxford English” (1С), “Учите английский” (EuroTalk) и др.
Слайд 16Источники
1. www.coolreferat.com
2. www.nsportal.ru
3. www.ozd.ru