Слайд 1 Технология развития критического мышления (РКМ)
Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика , пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Слайд 2
Технология
«Критическое мышление»
Критическое мышление – это способность анализировать информацию
с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Слайд 3 Критическое мышление
По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это
один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 4Стадии
Технологии
«Критического мышления»
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Слайд 5Этапы урока в технологии РКМ
Первая стадия – вызова. На этой стадии
происходит актуализация уже имеющихся знаний по теме. С этой целью используются такие приёмы, как составление кластера, «мозговой штурм», рассказ по ключевым словам, верные и неверные утверждения. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на уроке.
Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. Для этого можно использовать чтение текста с остановками, маркирование текста символами, составление таблиц и схем.
Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами. Здесь можно составлять кластер, возвращаться к ключевым словам, написать мини-сочинение, решать проблемные ситуации, выполнить практическое или исследовательское задание.
Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались систематически.
Слайд 9приёмы технологии
развития критического
мышления
Слайд 10 Синквейн
Используется способ синтеза материала
план
1 строка – 1 слово-
существительное- название темы
2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы
3 строка – 2-3 слова – глаголы - действия темы
4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме
5 строка – 1 –2 слова – , синоним первой строки, обобщение на философском или эмоционально – образном уровне.
Слайд 11Методический прием «Шесть шляп»
Метафора «Шесть шляп» введена психологом Эдвардом де Боно,
данный методический прием также применяется на стадии рефлексии. Учащиеся, получив шляпу соответствующего цвета, представляют полученную на уроках информацию, критически оценивая ее, с различных точек зрения, исходя из типа мышления.
Памятка для учащихся:
Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами
Желтая шляпа - позитивное мышление (что именно было полезно, хорошо и т.д., почему)
Черная шляпа- противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д., почему)
Красная шляпа – эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, удивление, агрессия, раздражение)
Зеленая шляпа - творческое мышление (что можно изменить, применить, усовершенствовать и т.д.)
Синяя шляпа – философская, обобщающая.
Слайд 12 Кластер
Это способ графической организации материала. Иногда
такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Прием кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
Слайд 14Приём «маркировочная таблица».
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками
является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Слайд 15 Инсерт (пометки на полях)
В дословном переводе означает интерактивную систему
записи для эффективного чтения и размышления.
1этап: предлагается система маркировки текста
v – «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам
- «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям, ошибка
+ «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно, новое
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше
2 этап: учащиеся читают текст и делают пометки
3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента
Система обозначений может быть и другой
Слайд 16Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние
косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
С помощью данного приёма можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
Этот прием рационально применять для обучения учащихся составлению плана рассказа.
Слайд 17· сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает
пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
· таблица “Толстые и тонкие вопросы”
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ -“тонкие” (что? Где? Как?), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя -“толстые” (дайте объяснение….., почему вы думаете……, в чём разница……)
Слайд 18 Что даёт ТРКМ ученику
повышение эффективности восприятия информации
повышение интереса
как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
умение ответственно относиться к собственному образованию
умение работать в сотрудничестве с другими
повышение качества образования
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Слайд 19 Что даёт ТРКМ учителю
умение создать в классе атмосферу открытости
и сотрудничества
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
стать источником ценной профессиональной информации для других учителей