Слайд 1Эффективные игровые технологии в обучении иностранному языку
Потапенко Н.В., учитель английского языка
Слайд 2Механизмы, которые делают игру уникальным средством педагогики в рамках ФГОС и
системно-деятельностного подхода:
мотивация;
прикладной характер игр;
субъектность ученика;
овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.
К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные, познавательные, коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.).
Слайд 3игру можно и нужно применять на различных этапах урока, тем самым
будет реализовываться дифференцированное обучение, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Слайд 4 В книге Е.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы
встречаем следующее определение игры: «…Игра – это:
1) деятельность,
2) мотивированность, отсутствие принуждения,
3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,
5) развитие психических функций и способностей,
6) «учение с увлечением» (говоря словами С.Л. Соловейчика)»
Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие».
Слайд 5Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
Игра детей
есть свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра – первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Использование игр помогает педагогу глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Слайд 6Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями:
- средство
развития мотивационной сферы;
- средство познания;
- средство развития умственных действий;
- средство развития произвольного поведения.
В современной методике преподавания иностранного языка, игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
· обучающую,
· воспитательную,
· развлекательную,
· коммуникативную,
· релаксационную,
· психологическую,
· развивающую.
Слайд 7Подготовительная игра (способствует формированию речевых навыков)
Лексическая, грамматическая, фонетическая; орфографическая.
Творческая игра
(способствует дальнейшему развитию речевых навыков и умений)
По виду деятельности: подвижные, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.
Слайд 8Игры способствуют выполнению важных методических задач:
· созданию психологической готовности детей к
речевому общению;
· обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
· тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Слайд 9Коммуникативная компетенция – это способность организовать свое речевое и неречевое поведение
адекватно задачам общения.
Для ее формирования следует создавать такие ситуации, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт,
а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей.
Слайд 10Главное для коммуникативно-ориентированного обучения
обучение через учебную коммуникативную деятельность, приближенную к
реальной практической деятельности людей, непременно в групповой деятельности с учетом личностно-межличностных связей.
Слайд 11Групповые коммуникативно-ориентированные задания
Слайд 121) задания речевого взаимодействия, которые невозможно выполнить без партнера или партнеров.
Они выполняются в парах или малых группах. Элемент задания может быть выполнен индивидуально. Задание может постепенно выполняться во все более крупных группах.
Интервью. Общим признаком этой группы приемов является задача опросить как можно больше присутствующих, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке.
Слайд 13Технологии интерактивного интервью
Сменные тройки.
Карусель (образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее.
Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через 30 секунд меняются.)
Аквариум (несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют)
Броуновское движение (движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме)
Дерево решений (класс делится на 3—4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами, дописывают на деревьях соседей свои идеи, затем происходит общее обсуждение)
Слайд 14Дискуссионная игра. По правилам дискуссионной игры участники общения реагируют на прочитанное,
услышанное, увиденное следующими способами: сообщением дополнительной информации, вопросом, согласием, возражением.
Координация действий. Существуют разнообразные формы реализации данного приема. Одна из них заключается в том, чтобы организовать между участниками общения «обмен предметами». Каждый ученик получает карточку, на которой обозначен «имеющийся у него» предмет, а также то, что он хочет получить в результате обмена. Карточки составляют таким образом, что прямой обмен осуществить невозможно.
Слайд 152) задания, предполагающие «информационное неравенство» участников —“information gap”:
picture gap (у
обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);
text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить);
knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить, заполнить таблицу); belief / opinion gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение); reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).
Слайд 163) Проблемные речемыслительные задания, которые основаны на:
последовательности действий,
причинно-следственном рассуждении,
критическом мышлении,
предположении,
догадке,
классификации,
нахождении сходств и различий,
ранжировании по порядку,
открытии,
интерпретации,
умозаключении,
суждении,
исключении лишнего.
Критическое мышление позволяет формировать неравнодушных учащихся, готовых думать, говорить и общаться на иностранном языке
Слайд 174) Задания организованного ролевого общения.
Ролевое общение реализуется в ролевой игре
— виде учебного общения с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением интереса к предмету. В ходе учебной игры процесс обучения становится более творческим, увлекательным, а сама обстановка интерактивного взаимодействия вовлекает участников игрового процесса быть активными.
В зарубежных исследованиях, посвященных измерению эффективности различных методов обучения, установлено, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в дискуссионном обучении — 75%, а при обучении посредством деловых игр — около 90%, а такой метод обучения, как ролевая игра, является самым эффективным средством при формировании навыков межличностного взаимодействия.
Слайд 18Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, отвечает на вопросы «Почему?» (мотив) и
«Зачем?» (цель) нужно что-то сказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений .
Слайд 19Примеры заданий
line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в
соответствии с предложенным признаком);
rounds (участники «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);
strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
kind words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);
reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);
listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);
politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);
concessions (участники учатся уступать друг другу в споре);
respect (школьники говорят о своем уважении друг к другу и подкрепляют свои слова примерами);
gratitude (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку и т. п.);
rally (участники учатся обращаться к аудитории, открывая «митинг»);
conflict (школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).
Слайд 20Сформированность коммуникативной компетентности характеризуется наличием следующих критериев:
желание вступать в контакт
с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.
Слайд 211
.Think-Write-Round Robin – “подумай-запиши-обсуди в команде” - обучающая структура, в которой
ученики обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают его и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
2
. Jot Thoughts – “запишите мысли” - обучающая структура, в которой учащиеся громко проговаривают придуманное слово по данной теме,записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности,каждый участник должен заполнить 4 листочка,следовательно, в центре стола окажутся 16листочков.
3.
Rally Robin - обучающая структура, в которой 2участника поочерёдно обмениваются короткими ответами в виде списка.
4.
Single Round Robin – “однократный раунд робин”- обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
Слайд 22Примеры обучающих структур
использованных на уроке для работы в малых группах:
Слайд 235.
Tic-Tac-Toe – “крестики-нолики” -обучающая структура, в которой участники составляют предложения, используя
три слова,расположенных в любом ряду по вертикали,горизонтали и диагонали.
6. Zoom In
– “увеличивать” - обучающая структура, помогающая более подробно рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определённой теме.
7. Timed Pair Share
– обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени.
8. Mix Pair Share
– обучающая структура, в котрой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя Rally Robin и Timed Pair Share.
Слайд 24Рассмотрим применение игры в рамках урока открытия нового знания, который имеет
следующую поэтапную структуру:
мотивация к учебной деятельности;
актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности;
выявление причин затруднения и постановка цели деятельности;
построение проекта выхода из затруднения;
реализация построенного проекта;
первичное закрепление во внешней речи;
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
включение в систему знаний и повторение;
рефлексия деятельности.
Слайд 25Например, для выполнения пробного учебного действия с новым материалом подойдут различные
игры, викторины и упражнения, выполненные на сайте learningapps.org.
Так, при изучении темы: “My pet” («Мое домашнее животное») к модулю 5 “World animals” («Животные со всего света») УМК “Spotlight” («Английский в фокусе») перед введением нового лексического материала учащимся предлагается сыграть в игру “Find a pair” («Найди пару»). Ученики пробуют сыграть в данную игру, но приходят к выводу, что не знают слов. Тем самым, они выявляют причины затруднений и ставят цели и задачи урока.
Слайд 26обучающие игры
подготовительные, включающие в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические,
которые способствуют формированию речевых навыков,
творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений .
Слайд 27игры помогают решать методические задачи:
формирование готовности учащегося к общению на
иностранном языке;
обеспечение естественных условий для многократного воспроизведения языкового и речевого материала; тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи .
учебные игры используют в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели
«система учебных игр», т.е. иерархия игр, которые отличаются содержанием, сложностью, формой и методами взаимодействия по формирования и развития у них необходимых навыков и умений [3, с. 5].
Слайд 28классификацию учебных игр, в которой игры отличаются
по количеству участников; в
соответствии с выполняемой функцией;
по типу задач; по цели и содержанию;
по способу и форме проведения;
по уровню сложности интеллектуальной деятельности; по продолжительности;
по степени сложности выполняемых действия.
Слайд 29https://www.englishelp.ru/teacher/lesson-games/19-grammatical-games.html
Слайд 30ИГРА и уровни знаний
В дидактике выделяют четыре уровня знаний (В. П.Беспалько)
1)
Знания-узнавания.
2) Знания-репродукции.
3) Знания-умения.
4) Знания-трансформации
Слайд 311 уровень знаний получил название«знания-узнавания, распознавания»
На данном уровне даются общие сведения
об изучаемом объекте. Создаются ситуации, когда формулируются задания, в которых указан признак(признаки) интересующего нас объекта. Требуется найти соответствие или несоответствие предъявленного в заданиях этого же объекта указанному признаку (признакам). Репродуктивный метод обучения реализуется с учетом 1 уровня знаний.
1 уровень знаний
Указан признак объекта.Даны разные объекты, среди которых находится объект, признак которого назван.Требуется правильно определить (найти) объект по указанному признаку.
Слайд 32Перечень заданий 1 уровня:
(перед заданием даётся пояснение указанного признака)
Найдите сказуемое
(подлежащее).
Найдите согласный звук (гласный звук).
Найдите второстепенные члены предложения.
Найдите существительное (глагол).
Найдите предложение (словосочетание).
Реализация репродуктивных методов обучения(словесно-догматического и информационно-иллюстративного) осуществляется с учётом 1 и 2 уровней знаний. Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде. Учащиеся сознательно усваивают знания и запоминают их.
Слайд 33Таким образом, с помощью первого уровня знаний и репродуктивного метода обучения
школьники получают общие сведения и распознают их по указанному признаку. Признак называет учитель, а дети воспроизводят данный признак, находя нужное по данному признаку.
Слайд 342 уровень знаний – «знания-репродукции»
На данном уровне осуществляется усвоение необходимого и
достаточного объёма знаний(взаимосвязанных элементов – учебной информации и алгоритмов её использования в деятельности).
На этом уровне создаются ситуации, когда ученик сам должен вспомнить признак (признаки) объекта или алгоритм действия и выполнить задание,связанное с выявлением соответствия или несоответствия предъявленного объекта его существенному признаку (признакам) или реализацией необходимого для получения ответа алгоритма.
Слайд 352 уровень знаний
При выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак
(или алгоритм действия)При выполнении задания, ученик определяет объект по его признаку, реализовывает алгоритм для получения ответа.
Примеры заданий 2 уровня на самостоятельную работу
Задание. Объедините слова в одну группу
A father, a sister, a daughter, a mother, a son, a mother, a grandfather.
Ученики видят, что во все слова можно объединить при помощи одного слова. Они вспоминают, что все слов относятся к одной группе– FAMILY (семья).
Слайд 36Перечень заданий 2 уровня:
Найдите слова с одинаковым лексическим или грамматическим значением.
Найдите
согласный звук (гласный звук) и покажите его.
Найдите глаголы(существительные) с одинаковым окончанием.
Найдите имена, которые можно заменить местоимениями 3 лица единственного числа.
Найдите существительные в единственном числе.
При выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак (или алгоритм действия).
Таким образом, при выполнении заданий второго уровня реализуется репродуктивная деятельность учащихся, так как дети вспоминают и воспроизводят полученный на уроке материал. При выполнении задания ученик сам вспоминает и называет признак (или алгоритм действия).Реализация репродуктивных методов обучения(словесно-догматического и информационно-иллюстративного) осуществляется с учётом 1 и 2 уровней знаний. Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде. Учащиеся сознательно усваивают знания, запоминают их и воспроизводят.
Слайд 373 уровень знаний – «знания-умения»
Данный уровень предполагает использование приобретенных знаний в
условиях, раннее не рассматриваемых в учебном процессе.
Здесь создаются ситуации предъявления заданий для преобразующего воспроизведения знаний. В них сообщается общая идея (принцип) построения и использования алгоритма решения задачи и выдвигается требование развить эту идею (этот принцип) применительно к конкретным условиям.
Задания должны способствовать тому, чтобы объём усвоенной обучаемыми информации увеличивался, знания углублялись, сфера их применения расширялась.
Предъявление и решение обучаемыми задач данного уровня является необходимым условием формирования творческой личности.
Обучаемый решает задачу,используя ранее полученные знания.
Слайд 38Примеры заданий 3 уровня на самостоятельную работу
Задание 1. Вставьте пропущенную букву
в слово.
BA__
Дети обсуждают вместе с учителем лексическое значение слова (что это может быть). Учитель создал ситуацию для преобразующего воспроизведения знаний. Дети развивают идею,основываясь на знании понятий об открытом и закрытом слоге, как найти пропущенную согласную букву, какая разница между гласными и согласными буквами в английском алфавите,названия букв алфавита.
Дети приходят к выводу, что на конце согласная, но варианты могут быть различны.
BAT BAR BAD
Слайд 39Задание 2. Налетел ветер и рассыпал слова. Помогите рассеянному ветерку собрать
слова в предложение.
to, swimming, We, the, every, go, pool, evening.
We go to the swimming pool every evening.
Нужно вспомнить порядок слов в английском предложении, части речи, их признаки, какие окончания.
Задание 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Определите, какой частью речи они выражены.
He plays __________ every __________. Why _____ he like to ________?
Дети подбирают подходящие по смыслу слова(разные части речи), задавая вопросы к пропущенным словам, определяя, какая часть речь отвечает на этот вопрос.
Данный уровень соответствует частично-поисковому и исследовательскому методу.
Слайд 40Продуктивная деятельность – это активизация мыслительной деятельности. Дети анализируют,сравнивают, обобщают, классифицируют,абстрагируют,
систематизируют учебный материал.Но прежде, чем перейти к продуктивной деятельности, учитель должен работать на продуктивном уровне, даёт понятия, признаки.Также как и с первого уровня знаний, нельзя перейти сразу на третий. Дети получают удовольствие от процесса обучения и работают не за оценку, а за знания и применение этих знаний для чего-то нового, нахождения ответов на интересные вопросы.
Продуктивный метод ведёт нас к четвертому уровню знаний – «знания-трансформации».
Слайд 414 уровень знаний – «знания-трансформации»
На данном уровне субъект деятельности должен сам
увидеть и обосновать проблему исследования и найти пути её решения. Деятельность в этом случае достигает уровня подлинно творческой продуктивной деятельности и проявляется во внешнем плане в виде объективно значимых открытий.
На основе полученных знаний, субъект деятельности открывает что-то новое, ранее не изученное или не полученное кем-то другим.Открывается творчество данного субъекта.
Задача учителя – дать всё, для того чтобы ученик сам впоследствии вышел на 4 уровень знаний.
Таким образом, мы пришли к выводу, что методы обучения и уровни знаний взаимосвязаны между собой и выбор учителем методов обучения обусловлен уровнем знаний. Нельзя перешагнуть репродуктивную деятельность и перейти сразу к продуктивной, так как, не зная основных понятий,ученик не сможет решить впоследствии какую-либо задачу.
Также и с уровнями знаний: нельзя перейти от 1уровня сразу на 4. Каждый раз, поднимаясь на одну ступеньку, ученик развивается, растёт,становится гармонично развитой личностью.