Слайд 1Система форм и методов воспитания.
Их применение во внеклассной работе
по иностранным языкам
Выполнила:
Клинкова Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры ИЯ, КнАГТУ
Презентация для учителей
Слайд 2Содержание
1. Понятие о формах и методах воспитания.
2. Функции методов воспитания.
3.
Характеристика метода как способа реализации цели и задач воспитательного процесса, как способа организации совместной деятельности участников этого процесса, как системы спланированных действий учителя.
Слайд 3Содержание
4. Приемы воспитания.
5. Классификация методов воспитания.
6. Традиционная классификация, классификация Васильевой и
других ученых педагогов.
7. Выбор методов воспитания.
8. Формы коллективной творческой деятельности.
Слайд 4Содержание
9. Роль внеклассной работы по иностранному языку в повышении мотивации учения.
10.
Виды и формы внеклассной работы на разных ступенях, задачи и содержание внеклассной работы в зависимости от ее вида и формы.
11. Методика проведения внеклассной работы, определяемая видом, формой и этапом обучения.
Слайд 5Понятие о формах и методах воспитания
Воспитание является одним из ведущих
понятий в педагогике.
В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле.
Слайд 6Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества
на личность.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [12].
Понятие о формах и методах воспитания
Слайд 7Многие учёные занимались проблемой воспитания детей, такие как: доктор педагогических наук,
профессор Васильева З.И., её научная область – теория и методика нравственного воспитания.
Понятие о формах и методах воспитания
Слайд 8В.А. Сухомлинский: создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на
признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Понятие о формах и методах воспитания
Слайд 9Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для
реализации намеченного содержания.[5;275]
Говоря о форме воспитательной работы, мы, прежде всего, имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определённую структуру отношений педагогов и учащихся.
Понятие о формах и методах воспитания
Слайд 10Форма воспитательной работы – выражение содержания воспитательной работы через определённую структуру
отношений педагогов и учащихся (Липский Игорь Адамович).
Понятие о формах и методах воспитания
Слайд 11Функции методов воспитания:
Первая функция – организаторская;
Вторая функция – регулирующая;
Третья функция –
информативная.[9;103]
Слайд 12Пассов Е.И. выделяют следующие функции методов воспитания:
Развивающая функция;
Воспитывающая функция;
Побуждающая функция;
Контрольно –
коррекционная функция.
Функции методов воспитания
Слайд 13Характеристика метода
Социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций формирует
идеальный тип личности, обусловливает соответствующую цель воспитания, идеальный тип личности как желаемый результат воспитания.
Слайд 14Методы воспитания напрямую определяются содержанием задач воспитания:
Целостное формирование всесторонне развитой личности;
Формирование
нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;
Воспитание жизненной позиции в соответствии демократическим преобразованием общества, с правами и обязанностями личности;
Развитие склонностей, способностей и интересов личности с учётом её желаний и возможностей;
Организация познавательной деятельности школьников;
Организация личностной и социально ценной деятельности;
Развитие общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряжённости. [9;106]
Характеристика метода
Слайд 15В конкретном смысле слова субъект воспитания тождественен понятию «воспитатель»; при этом,
с психологической точки зрения, его взаимодействие в системе «человек - человек» порождает субъект - субъектные отношения.
Характеристика метода
Слайд 16Вековой педагогический опыт и многие современные исследования доказали, что между учителем
и учениками должно быть реальное сотрудничество, партнерство, а не диктат со стороны учителя.
При этом руководящая роль должна принадлежать педагогу: именно он является носителем тех социальных образцов, которые должны быть усвоены учащимися.
Характеристика метода
Слайд 17Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных
системах:
между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими),
между педагогами и учащимися,
между учителями.
Характеристика метода
Слайд 18Приемы воспитания
Приемы воспитания – часть общего метода, отдельные действия, приносящие конкретное
улучшение. Образно говоря, приемы – это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели.
Слайд 19Приемы воспитания
Коммуникативные приёмы:
Ролевая маска.
Непрерывная эстафета мнений.
Самостимулирование.
Обнажение противоречий.
Инструктирование.
Распределение ролей.
Коррекция
позиций.
Распределение инициативы.
Обмен функциями.
Слайд 20Классификация методов
Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций
существует много.
В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий:
1) методы, направленные на сознание ребенка;
2) методы, направленные на его поведение.
Слайд 21В 1970-е гг. Классификация методов воспитания на основе трех главных направлений
деятельности воспитателя:
методы целенаправленного формирования качеств личности;
2) методы стимулирования естественного саморазвития личности;
3) методы коррекции развития личности.
Классификация методов
Слайд 22Классификация методов
Методы воспитания – это пути достижения цели. По характеру выделяются
методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.
[5; 261]
Слайд 23Метод формирования сознания
Методы формирования сознания личности играют в гуманистическом воспитании важную
роль.
К ним относятся: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример.
Слайд 24Методы организации деятельности
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
(приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации).
Слайд 25Методы стимулирования
Методы стимулирования:
Поощрение,
Стимулирование,
Соревнование,
Наказание.
Слайд 26Классификация методов
Классификация методов по Васильевой З. И.:
Содержание деятельности – информационно-просветительный метод;
Предметные
действия и поведение личности – ориентационно-трудовой метод;
Взаимодействие – метод общения;
Результат деятельности – метод оценки.
Слайд 27Выбор методов воспитания:
1. Цели и задачи воспитания
2. Возраст воспитанников
3. Особенности взаимоотношений
4.
Личностные особенности воспитания
6. Информация о методе
7. Фактор времени
Слайд 28Возрастные особенности
Возрастные особенности учащихся на разных этапах обучения.
5-6 классы: изменяются условия
жизни и учебной деятельности, формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность.
7-9 классы: стремление к взрослости, развитие самооценки, овладение нормами общения, общеобразовательная значимость.
10-11 классы: всестороннее развитие личности, возрастает социальная активность, общение со сверстниками, интересы избирательны и устойчивы, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений.
Слайд 29Форма коллективной творческой деятельности
Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная
жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Слайд 30Роль внеклассной работы
Для овладения иностранным языком большое значение имеет внеклассная работы,
цель которой - рациональное использование послеурочного времени для развития и закрепления полученного на уроках, закрепления языковых знаний, развития способностей, склонностей и интересов учащихся.
Слайд 31Виды и формы внеклассной работы
В методической литературе и в практике школы традиционно различают
три формы внеклассной работы:
индивидуальные;
групповые;
массовые.
Слайд 32Методика внеклассной работы
Цели:
1.Практическая - совершенствование навыков иноязычной речевой деятельности;
2.Воспитательная -
совершенствование нравственного, этического воспитания;
3.Образовательная - развитие мыслительной деятельности, расширение кругозора.
Слайд 33Методика проведения внеклассной работы
Организация внеклассного мероприятия включает в себя три этапа:
-Подготовка;
-Проведение;
-Анализ,
и подведение итогов.
Слайд 34Методика проведения внеклассной работы
Внеклассная работа по ИЯ решает задачи: усовершенствование знаний,
привычек и умений, помощь ребёнку в формировании мировоззрения, развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов, воспитание любви и уважения к людям своего края, страны.
Слайд 35Виды внеклассной работы
Виды внеклассной работы:
СМИ, стенгазета, стенды, бюллетени.
Кружок переводческий, драматический, кукольный
Клуб
Знатоков стран изучаемого языка
Массовые виды внеклассной работы:
Вечера, концерты, утренники
Соревновательные виды работы
Конкурсы, викторины, олимпиады
Недели (дни) иностранного языка
Слайд 36Методика проведения внеклассной работы
В программу подготовки и проведения внеклассных мероприятий по
иностранному языку могут входить:
конкурс на «Лучшего знатока грамматики английского (немецкого) языка», «Лучшего чтеца и переводчика английской (немецкой) народной поэзии»;
фестиваль по защите проектов «Традиции и обычаи стран Великобритании», «Знаменитые праздники Германии»;
конкурс на лучший сценарий сказки изучаемого языка;
литературные и музыкальные вечера на изучаемом языке.
Слайд 37Внеклассная работа по английскому языку в 5-ом классе:
Вид внеклассной работы :
Конкурс (Веселый поезд) – массовая форма работы.
Цели и задачи:
создавать положительную мотивацию к изучению английского языка;
повторить и закрепить изученный материал;
научить детей видеть результаты коллективной деятельности.
Слайд 38Реализация методов воспитания в ходе проведения внеклассного мероприятия:
Соревнование (метод стимулирования) как метод
воспитания строится с учетом стремления детей к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторства, ответственности.
Слайд 39Библиографический список
Воспитание? Воспитание… Воспитание! – / [ под ред. В.А.Караковского]. –
М.: Новая школа, 2000.- ISBN 5-7301-0248-8
Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке: [методика] / Иванцова Т.Ю. //Иностранные языки в школе.-2008.-№4.-С.52-57.-ISSN 0130-6073
Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1:Общие основы психологии. - 688 с. ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).
О. И. Битаева. Теория и методика воспитания: конспект лекций. / О. И. Битаева. http://www.libma.ru/nauchnaja_literatura_prochee/teorija_i_metodika_vospitanija_ konspekt_lekcii/index.php
Подласый, Иван Павлович. Педагогика: учебник/И. П. Подласый.-2-е изд., доп.-М.:Юрайт ; Высшее образование,2010.-574 с.-(Основы наук).-Библиогр.: с. 574.-ISBN 978-5-9916-0168-9
Рогова Е. Общая психология. Издатели: Феникс, год выпуска 2010 ISBN: 978-5-222-16578-2 Серия: Учебный курс (Феникс).
Слайд 40Библиографический список
Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб.
Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256с. - ISBN 5-691-00361-5
Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991, 207с.
Седова, Н. Е. Вопросы педагогики в структуре комплексного государственного экзамена (по специальности 050303 «Иностранный язык») / под ред. Н.Е. Седовой – Комсомольск-на-Амуре: Издательство АмГПГУ, 2012. – 224 с.- ISBN 987-5-85094-502-2
Седова, Н.Е. Основы практической педагогики: учебное пособие/ Наталья Ефимовна Седова. - Комсомольск-на-Амуре. Издательство АмГПГУ, 2007.-254с.
Седова, Н.Е., Шумейко, А.А. Теоретическая педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Г.И. Мызана Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. Пед. Унта, 2003. - 252с. - ISBN8-3209-2155-8
Слайд 41Библиографический список
Сластёнин, В. А., Исаев, И. Ф.Шиянов, Е.Н. Общая педагогика: учебное
пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.А. Сластёнина: в 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - Ч. 2. - 256с. - ISBN 5-7695-3712-4
Солдатенко М.В. Мотивация обучения иностранному языку и способы ее повышения / Солдатенко М.В.//Педагогическое образование и наука.-2008.-№3.-С.97-102
Шуман С. Место воспитания в целостном процессе развития личности./С.Шуман// Образование в современной школе. – 2002 –№ 4 – С.27.-ISSN 1609—7432