Слайд 1Современный урок иностранного языка
в условиях реализации ФГОС
МБОУ ДПО МЦ, г.
Саров
Ст. методист Пилясова Г.И.
Слайд 3Цели обучения английскому языку по ФГОС
Стандарты второго поколения определяют следующие цели
обучения английскому языку:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
речевая,
языковая,
социокультурная/межкультурная,
компенсаторная,
учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 4 УУД - виды
Личностные действия формируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую
и социальную ориентацию. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника и межличностных отношений.
Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности.
Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают: общеучебные действия, логические действия, действия по постановке и решению проблемы.
Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по общению или деятельности.
Слайд 6В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1. Предметные результаты.
2. Личностные результаты, такие как:
-
формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
3. Метапредметные результаты включают в себя:
- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
Слайд 7ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:
социализацию;
расширение общего
лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.
Слайд 12Как подготовить современный урок
Сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой
и развязкой подобно любому произведению искусства.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока (с учетом требований ФГОС) на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Слайд 13Типы уроков до введения ФГОС
выделялись 5 типов уроков:
уроки изучения нового учебного
материала;
уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
уроки обобщения и систематизации;
комбинированные уроки;
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Слайд 14Примерная структура уроков иностранного языка по ФГОС
1. Организационный момент
+ Фонтическая зарядка
+
Речевая разминка
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3. Актуализация знаний (выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования)
4. Первичное усвоение новых знаний. Проверка понимания.
5. Первичное закрепление
6. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению
7. Рефлексия
Слайд 151. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 162. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2)
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 17
3 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный
этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
---в знакомой ситуации (типовые)
---в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 18
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Слайд 195. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели
и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 206. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 217. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 22Правила моделирования урока
Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему,
цели, тип урока и его место в развороте учебной программы
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Слайд 23Общие требования к современному уроку
-формулирование целей и задач;
-планирование ожидаемых результатов;
-подбор средств
достижения результата адекватных поставленным целям ;
-формирование мотивации к изучению предмета иностранный язык ;
-создание благоприятного климата на уроке иностранного языка ;
-формирование УУД;
-использование эффективных технологий, способствующих эффективному ведению урока;
-ориентация на качественное обучение сообразное возможностям каждого ребёнка;
-специфические особенности построения современного урока иностранного языка.
Слайд 24
Специфика урока иностранного языка
1.На уроках ИЯ формируются навыки и развиваются умения.
Знания являются вспомогательным фактором, способствующим усвоению материала.
2. Чёткость цели - важная предпосылка правильного планирования и проведения урока. Целью урока ИЯ может быть только тот или иной языковой навык или то или иное речевое умение, их уровни и качество. Указание на точное количество и состав материала исключает безграничность цели.
3. Упражнения должны быть адекватны цели и соответствовать виду речевой деятельности (устно-речевое общение, письменное общение) или характеру формируемых навыков (лексические, грамматические, произносительные).
4. Залогом успеха является строжайшая последовательность упражнений.
5. Иноязычная речь выступает как цель и средство обучения. Создание атмосферы общения осуществляется через речевые ситуации.
6. Контроль и повторение постоянно включаются в учебный процесс, а не только выступают в чистом виде.
Слайд 25Структура урока
Структура урока – это совокупность закономерностей, по которым отбираются, компонуются
и организуются его структурные единицы (элементы урока).
Структурной единицей или элементом урока следует считать упражнение или блок упражнений, объединённых единой методической задачей.
Каждый элемент урока должен содержать в себе все основные требования к учебному процессу: направленность на формирование определённых языковых навыков или речевых умений, действия по овладению учебным материалом и результат этих действий.
Слайд 26Логика урока
Логика урока иностранного языка проявляется в соблюдении следующих требований:
Соотнесённость всех
элементов урока с его главной задачей (целенаправленность урока).
Соразмерность всех элементов урока, их соподчинённость (целостность урока).
Движение по стадиям усвоения материала (динамика урока).
Единство и последовательность упражнений (связность урока).
Чтобы добиться логической стройности и целенаправленности урока необходимо помнить, что при общей вариативности его элементов в нём должно быть нечто постоянное, инвариантное (создание атмосферы иноязычного общения, вовлечение учащихся в обсуждение проблемы, активные формы организации педагогического общения и т.д.).
Слайд 27Целостность урока
Целостность урока иностранного языка – это соразмерное соотношение его элементов,
являющееся оптимальным для достижения основной практической задачи урока
Слайд 28Динамика урока
Динамика урока зависит от правильной последовательности упражнений и блоков упражнений.
Динамика урока будет обеспечена только, если учитель
правильно определит необходимую последовательность упражнений;
правильно оценит адекватность упражнений для формирования определённого языкового навыка или речевого умения;
· своевременно обеспечит переход от одного упражнения к другому
Слайд 29Связность урока
Связность урока включает в себя
общий речевой материал
общее предметное содержание
урока
общий смысловой замысел
Начало урока (3 – 5 минут) включает два момента:
1. Мотивирующее коммуникативное задание.
2. Ознакомление учащихся с тематикой и задачами урока.
Речевая зарядка – это такой вид деятельности в начале урока, который преследует две цели: помочь учащимся войти в языковую среду и ввести их в тему урока.
Задачи речевой зарядки:
· вызвать учащихся желание говорить на иностранном языке;
· настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;
· актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал;
· развивать спонтанную речь учащихся.
Слайд 31Правила для определения содержания и выбора форм речевой зарядки
1. Разработать такое
начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить на иностранном языке.
2. Связать речевую зарядку с содержанием урока.
3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока; помнить, что речевая зарядка, не подкреплённая последующим ходом урока, теряет смысл (речевая зарядка должна быть введением в урок).
4. Подготовить (желательно, но не обязательно) несколько вариантов речевой зарядки; выбрать нужный вариант в зависимости от конкретной ситуации, атмосферы (ученики могут быть усталыми, пассивными или излишне возбуждёнными).
Содержание и форма речевой зарядки зависит от цели урока, ступени обучения, уровня знаний учащихся, учебного материала, особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.
Слайд 32Фонетическая зарядка
Фонетическая зарядка - это не только тренировка произношения, это вид
учебной деятельности, который даёт учителю возможность развивать у учащихся лексические и грамматические навыки.
Задачи фонетической зарядки:
1. Работа с лексическим материалом – лексическая фонетическая зарядка.
2. Работа над грамматическим материалом – грамматическая фонетическая зарядка.
3. Снятие напряжения и усталости – релаксационная фонетическая зарядка.
4. Общее развитие – общеобразовательная фонетическая зарядка.
3.
Слайд 33Начальная ступень
Закладываются основы владения иностранным языком:
формируются фонетические навыки,
усваиваются основной
лексический, грамматический и речевой материал,
формируются навыки техники чтения, графики и орфографии, развиваются элементарные умения аудирования, говорения, чтения.
важными являются умения учителя наглядно демонстрировать функционирование языковых средств с помощью изобразительной наглядности, действий, организовывать тренировку с опорой на образец, создавать игровые ситуации, использовать стихи, рифмовки, песенки.
Слайд 34Средняя ступень
Возрастает образовательная и развивающая ценность предмета,
уравновешиваются цели обучения устному
общению и чтению про себя,
возрастает осознанность изучения иностранного языка, увеличивается роль самостоятельной работы,
усложняется содержание текстов для чтения и аудирования и речи учащихся,
начинается систематизация грамматических явлений.
Слайд 35Старшая ступень
Основной задачей становится обучение зрелому чтению аутентичных текстов разной типологии,
совершенствуются умения аудирования,
расширяется активный и рецептиный словарь,
обеспечивается регулярное повторение ранее изученного материала,
обобщается и систематизируется грамматический материал,
содержание речи учащихся становится более аргументированным, проблемным, учитываются их профессиональные интересы,
большое место занимает самостоятельная работа.
Слайд 36Ключевые отличительные характеристики урока ИЯ:
1. На уроке иностранного языка формируются и
развиваются речевые навыки и умения .
2. На уроке должна быть одна главная цель, которая обеспечивает логику урока (до 30 минут).
3. Все задания должны быть адекватны главной цели.
4. Необходима строгая последовательность выполняемых упражнений.
5. Создание атмосферы общения – важнейшее условие эффективности урока.
6. Создание условий для достижения успеха каждому ученику обеспечивает результативность урока.
7. Контроль усвоения материала, рефлексия результатов, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее - необходимое условие для поддержания уровня мотивации учащихся.
Слайд 37Логические шаги для составления тематического плана серии уроков
Проанализировать и определить:
1 Сложность
темы: да / нет.
2. Необходимость разбить тему на подтемы: да / нет.
3. Объём учебного материала: оставить / сократить / дополнить.
4. Размещение упражнений в логической последовательности.
5. Количество упражнений в зависимости от условий обучения: добавить/ исключить.
6. Взаимосвязь различных видов речевой деятельности: аудирование / говорение / чтение / письмо.
7.Включение учебного материала для повторения в зависимости от успешности его усвоения в данном классе: включить / нет необходимости.
8. Объём домашнего задания: наличие дифференцированных и индивидуальных заданий.
9. Оснащение урока: необходимо / нет.
10. Объекты учёта и контроля: контроль домашнего задания / устный контроль / письменный контроль…
Слайд 38Лист самооценки урока
Тема урока _____________
Цель ___________________
1. Все ли этапы и компоненты
урока работали на главную цель:
да / в большей степени / нет
2. Насколько то, что Вы делали на уроке, соответствовало Вашим намерениям? полностью / в большей степени / не соответствовало
3. Соблюдались ли логичность и последовательность этапов урока и упражнений?
да / в большей степени / нет
4. Как уровень мотивации отразился на ходе урока?
урок пролетел незаметно / прошёл в большей степени динамично / тянулся
5. Насколько, на Ваш взгляд, планирование обеспечило результативность урока? время было распределено правильно / задания соответствовали уровню подготовки учащихся / были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся
6. В какой степени ученики оправдали Ваши ожидания от урока?
все ученики справились с заданиями / урок закончился на позитивной ноте/ учащиеся были внимательны и активны
7. В чём заключались причины затруднений? Что необходимо изменить? Каким образом?
Слайд 39Таким образом, современный урок будет результативным, если
На этапе целеполагания активную позицию
занимает ученик.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Слайд 42
Выводы
Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС?
В чем
плюсы современного урока?
Планирование воспитательной функции урока.
Комплексное планирование задач урока
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, ТСО)
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Слайд 43УМК (учебно-методический комплекс)
УМК состоит из следующих компонентов:
- программа курса;
- рабочая программа;
-
учебник (с аудиодиском); * ЭФУ
- рабочая тетрадь;
(с аудиоприложением);
книга для учителя
* книга для родителей