Презентация, доклад Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов на уроках немецкого языка

Содержание

Актуальность работы обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам.Цель: обосновать значимость диалога как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку.

Слайд 1 «Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов на

уроках немецкого языка»

Выполнила:
учитель немецкого языка
Игнатова Л.Б.,
Филиал МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» в посёлке Междугорный Октябрьского района

«Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов на уроках немецкого языка»

Слайд 2Актуальность работы обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике

обучения иностранным языкам.
Цель: обосновать значимость диалога как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку.

Актуальность работы обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам.Цель: обосновать значимость диалога

Слайд 3Объект: формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5-7 классов.
Предмет: диалог как средство

формирования коммуникативной компетенции у учащихся 5-7 классов.

Объект: формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5-7 классов.Предмет: диалог как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся 5-7

Слайд 4Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить философскую и психолого-педагогическую

литературу по данной проблеме;
раскрыть понятия «компетенция», «коммуникативная компетенция»;
выявить значимость формирования коммуника-тивной компетенции у учащихся 5-7 классов;
дать характеристику диалогической речи и рассмотреть цели, задачи и содержание диалогической речи;
исследовать систему упражнений диалогической речи, способствующих формированию коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:изучить философскую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;раскрыть понятия «компетенция»,

Слайд 5Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ литературных источников;
практические:

исследование системы упражнений диалогической речи, способствующих формированию коммуникативной компетенции;
интерпретационные: анализ результатов исследования.
Методы исследования: 1)   теоретические: изучение и анализ литературных источников;практические: исследование системы упражнений диалогической речи, способствующих

Слайд 6Практическая ценность
1) применение накопленного материала на практике, в работе

с учащимися на данном уровне обучения;
2) определение наиболее эффективных способов развития навыков диалогической речи, как средства формирования коммуникативной компетенции;
3) подобранные упражнения могут применять учителя на уроках немецкого языка.

Практическая ценность1)   применение накопленного материала на практике, в работе с учащимися на данном уровне обучения;2)

Слайд 7Одной из целей обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции,

следовательно, основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Одной из целей обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, следовательно, основное назначение обучения иностранному языку

Слайд 8Исходя из коммуникативного подхода, в процессе обучения иностранным языкам необходимо сформировать

умение общаться на иностранном языке, или иными словами, приобрести коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом.
Коммуникативная компетенция - это способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения.

Исходя из коммуникативного подхода, в процессе обучения иностранным языкам необходимо сформировать умение общаться на иностранном языке, или

Слайд 9Диалог – это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в

рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать, «запрограммировать», так как речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого партнера.
Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы.
Диалог – это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из

Слайд 10Первым является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулом для беседы может быть:
вопрос,

приветствие, восклицание, утверждение, просьба, предложение.
Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространенными являются четыре типа диалогических единств.
Вопрос – утверждение;
Вопрос – вопрос;


Первым является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулом для беседы может быть:вопрос, приветствие, восклицание, утверждение, просьба, предложение.Второе умение

Слайд 11Утверждение – вопрос;
Утверждение – утверждение.
Единицей обучения диалогу может быть не только

диалогическое единство, но и целый короткий диалог-образец, состоящий из нескольких (2 – 3) диалогических единств.
Например:



Утверждение – вопрос;Утверждение – утверждение.Единицей обучения диалогу может быть не только диалогическое единство, но и целый короткий

Слайд 121.Инсценируйте диалог. 2. Замените имена/названия городов 3.Воспроизведите по памяти.
№1.Franz: Hallo, Monika!
Monika: Hallo, Franz.

Und das ist Ada.
Franz: Guten Tag, Ada!
Rudi: Guten Tag! Ich heisse Rudi. Wie heisst du?
Irene: Ich? Ich heisse Irene. Guten Tag!

№2 Woher kommst du, Monika?
Ich komme aus Berlin.
Und wie ist Berlin?
Berlin ist groß und schön. Und du? Woher kommst du?
Ich komme aus München. München ist alt und sehr, sеhr schön.

1.Инсценируйте диалог. 2. Замените имена/названия городов 3.Воспроизведите по памяти.№1.Franz: Hallo, Monika!Monika: Hallo, Franz. Und das ist Ada.Franz:

Слайд 13Задание: прочитать диалог, вставляя пропущенные фразы.
-Hallo! -Hallo!
Ich heiße .... Ich

komme aus ....
Aus ... ? Und wie ist...?
... ist... und ... . Und du?
Ich heiße ... und ich komme aus ....
... ist... und ... .
-Prima!/ Tschüs!
-Tschüs!

Задание: прочитать диалог, вставляя пропущенные фразы. -Hallo! -Hallo!Ich heiße .... Ich komme aus ....Aus ... ? Und

Слайд 14Способы сочетания (сцепления) реплик могут быть различны, они лежат в основе

функциональной типологии диалогических единств:
вопрос — ответ
вопрос — контрвопрос
сообщение — вопрос
сообщение — ответное сообщение
приглашение (просьба) — согласие (несогласие)
сообщение (приказ, просьба) — эмоциональная реакция
просьба — сообщение
сообщение — просьба.

Способы сочетания (сцепления) реплик могут быть различны, они лежат в основе функциональной типологии диалогических единств:вопрос — ответвопрос

Слайд 15Данные типы ДЕ определяют типы диалогов, среди которых основными, включенными в

Программу обучения в школе, являются:
диалог — односторонний расспрос (типа интервью);
диалог — двусторонний расспрос;
диалог — обмен мнениями;
диалог — волеизъявление.

Данные типы ДЕ определяют типы диалогов, среди которых основными, включенными в Программу обучения в школе, являются:диалог —

Слайд 16Высший уровень владения диалогической речью предполагает ведение относительно непринужденной и разнообразной

в структурном отношении беседы, парной или групповой.
Кроме того, в методике принято выделять свободные и стандартные диалоги (диалоги этикетного характера), а также «ролевые» и «равноправные» .
Высший уровень владения диалогической речью предполагает ведение относительно непринужденной и разнообразной в структурном отношении беседы, парной или

Слайд 17Коммуникативное ядро иностранного языка представляет собой жестко отобранные серии иноязычных диалогических

единств, которые сгруппированы вокруг коммуникативных функций, а именно: контактной (обращение и приветствие; прощание; знакомство; поздравления и пожелания; выражение благодарности; извинение), информационно-коммуникативной (сообщение-сообщение; сообщение-запрос; запрос-сообщение; запрос-запрос),
Коммуникативное ядро иностранного языка представляет собой жестко отобранные серии иноязычных диалогических единств, которые сгруппированы вокруг коммуникативных функций,

Слайд 18регуляционно - коммуникативной (просьба, приглашение; совет, рекомендация; предостережение; запрет; требование), эмоционально-коммуникативной

(радость; огорчение; возмущение, удивление, сомнение). Коммуникативные действия и поступки, включенные в коммуникативное ядро иностранного языка, являются единой для учащихся при обучении иностранному язык.
регуляционно - коммуникативной (просьба, приглашение; совет, рекомендация; предостережение; запрет; требование), эмоционально-коммуникативной (радость; огорчение; возмущение, удивление, сомнение). Коммуникативные

Слайд 19Подходы к обучению диалогической речи.
В методике преподавания иностранных языков сложились два

пути обучения диалогической речи – дедуктивный и индуктивный.
Подходы к обучению диалогической речи.В методике преподавания иностранных языков сложились два пути обучения диалогической речи – дедуктивный

Слайд 20При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, эталона для

построения ему подобных. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый.

При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, эталона для построения ему подобных. Диалог-образец является диалогическим

Слайд 21Второй подход – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога

к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения.
На более высоком уровне на первый план выступает задача научить школьников самостоятельно планировать речевые действия «через осознание мотивов, целей и возможных результатов действия», а также «развертывать содержание и форму речевых значений, адекватных смыслу».

Второй подход – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе

Слайд 22Приёмы обучения диалогической речи.
Использование стимулирующих реплик.
Обучение диалогической речи начинается с

обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакции зависит от класса, от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся.
Приёмы обучения  диалогической речи. Использование стимулирующих реплик. Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику

Слайд 23После того как учащиеся научатся без труда, в быстром темпе реагировать

на стимул с помощью одной реплики, учитель показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание.

После того как учащиеся научатся без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью одной реплики,

Слайд 24Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативную

направленность, учитель может использовать разнообразные игры. Например, очень важно научить учащихся быстрому реагированию на стимулирующие вопросы.
Мы рассмотрели в своей работе систему упражнений по развитию диалогической речи.
Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативную направленность, учитель может использовать разнообразные игры.

Слайд 25Конкретно-нацеленный (целевой) диалог в речевой практике представлен большим количеством разновидностей, например,

диалог-шаблон, направленный на получение какой-то вещи (например, проездных билетов) или краткой конкретной информации (например, о маршрутах) в стандартизированных формах и условиях; диалог-договор с целью достижения договоренности о каких-то совместных действиях; диалог-спор и диалог-дискуссия. К этим разновидностям можно отнести и диалог-уговаривание или переубеждение.
Конкретно-нацеленный (целевой) диалог в речевой практике представлен большим количеством разновидностей, например, диалог-шаблон, направленный на получение какой-то вещи

Слайд 26К упражнениям, носящим характер нецелевого диалога, мы отнесли диалог, передающий переживания

и чувства: диалог - обмен впечатлениями и диалог-самоцель: беседу, с помощью которой говорящие заполняют время ожидания.
К упражнениям, носящим характер нецелевого диалога, мы отнесли диалог, передающий переживания и чувства: диалог - обмен впечатлениями

Слайд 27Система по обучению диалогической речи включает в себя:
подготовительные упражнения, формирующие

материально – операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование);

Система по обучению диалогической речи включает в себя:  подготовительные упражнения, формирующие материально – операционную основу говорения

Слайд 28условно – коммуникативные (коммуникативные), связанные с решением определенной коммуникативной задачи, при

которых учащиеся приобретают умения реплицировать (произносить стимулирующую и реагирующую реплики), соотносить действия друг с другом (утверждение — переспрос, вопрос — ответ), т. е. поддерживать двустороннюю активность.

условно – коммуникативные (коммуникативные), связанные с решением определенной коммуникативной задачи, при которых учащиеся приобретают умения реплицировать (произносить

Слайд 29Развернутый процесс составления диалога включал следующие фазы:
проектирование диалога;
его ситуативная

экспозиция;
сообщение конспекта (намёток содержания);
введение готовых фрагментов;
развитие реплик и управление диалогом по ходу его проведения;
фиксирование составленного диалога в памяти;
его разыгрывание;
внесение дальнейших изменений.

Развернутый процесс составления диалога включал следующие фазы: проектирование диалога; его ситуативная экспозиция; сообщение конспекта (намёток содержания); введение

Слайд 30Алгоритм действий для учащихся (памятка)
1. Прослушай диалог, чтобы выяснить, о чем

в нем идет речь, выдели его участников, распредели роли между собой.
2. Прочитай диалог, одновременно слушая его и (или) проговаривая за диктором свою роль.

Алгоритм действий для учащихся (памятка)1. Прослушай диалог, чтобы выяснить, о чем в нем идет речь, выдели его

Слайд 313. Выдели из диалога его характерные особенности: слова, на­чинающие разговор, помогающие

его развивать и закончить; обра­щения, а также слова, передающие отношение друг к другу его участников и к тому, о чем они говорят.
4. Разыграй диалог, опираясь на текст.
5. Разыграй диалог по памяти.
6. Разыграй диалог в несколько измененной ситуации (ситуация может быть подсказана учителем или описана в учебнике).

3. Выдели из диалога его характерные особенности: слова, на­чинающие разговор, помогающие его развивать и закончить; обра­щения, а

Слайд 32Карточки для развития навыков диалогической речи по теме «Внешность и характер

человека»

1 уровень
Карточки для развития навыков диалогической речи по теме «Внешность и характер человека»1 уровень

Слайд 332 уровень

2 уровень

Слайд 343 уровень

3 уровень

Слайд 35Критерии качественной оценки умений и навыков диалогической речи
Решение коммуникативных задач.


Связность и правильность.
Диапазон используемых языковых средств.
Гибкость.
Объем высказывания.
Критерии качественной оценки умений и навыков диалогической речи Решение коммуникативных задач. Связность и правильность. Диапазон используемых языковых

Слайд 36Для того чтобы обеспечить самостоятельное речевое взаимодействие учащихся и получить планируемый

результат — умение осуществлять основные функции общения, чтобы сформировать такие свойства диалогической речи, как ее мотивирован-ность, экспрессивность, обращенность, ситуативность, необходимо моделировать само взаимодействие. Этому в наибольшей степени способствуют инсценирование сказок и диалогов этикетного характера, создание игровых ситуаций, использование ролевых игр, приемов коллективного взаимодействия.

Для того чтобы обеспечить самостоятельное речевое взаимодействие учащихся и получить планируемый результат — умение осуществлять основные функции

Слайд 37 Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка. В

ролевой игре школьники могут на иностранном языке активизировать и реализовать все компоненты общения, что позволяет наиболее эффективно развивать коммуникативную компетенцию. Ролевая игра (РИ)- это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен, свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения.
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка. В ролевой игре школьники могут на иностранном

Слайд 39Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную

активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат развитию критического мышления. А необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и убеждать собеседника.
Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения

Слайд 40Таким образом, следует отметить, что диалогическая речь всегда мотивированна и характеризуется

определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями.

Таким образом, следует отметить, что диалогическая речь всегда мотивированна и характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями.

Слайд 41ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникативная компетенция выступает в качестве приоритетной цели при обучении иностранным языкам.

В то же время иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕКоммуникативная компетенция выступает в качестве приоритетной цели при обучении иностранным языкам. В то же время иностранный язык

Слайд 42Обучение диалогической речи с помощью серии упражнений предполагает овладение навыками и

умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами обучающихся, с учетом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного и межролевого взаимодействия обучающихся.

Обучение диалогической речи с помощью серии упражнений предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуации общения

Слайд 43Образцы диалогов, примеры малой и большой ролевой игр, опоры для организации

диалогов различного уровня, приведены в тексте работы и в приложении – использовать их можно по каждой теме – «Город», «Движение», «Свободное время», «Школа», «Путешествие», «Города изучаемого языка», «Моя Родина», «В деревне», «Зоопарк», «Сказки», «Одежда», «Распорядок дня», «Защита природы», «Времена года» и другие.
Учебники 5,6 и 7 классов по немецкому языку содержат достаточно упражнений по развитию диалогической речи учащихся, и задача учителя - научиться эффективно использовать время урока для общения учащихся на иностранном языке.
Образцы диалогов, примеры малой и большой ролевой игр, опоры для организации диалогов различного уровня, приведены в тексте

Слайд 44Использование ролевых игр на уроках немецкого языка в 5-7 классах дает

возможность повысить интерес к иностранному языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся, а ролевые игры способствуют более успешному освоению языкового материала и положительно влияют на развитие навыков диалогической речи учащихся на уроках немецкого языка.
Использование ролевых игр на уроках немецкого языка в 5-7 классах дает возможность повысить интерес к иностранному языку,

Слайд 45В учебный процесс постоянно нужно включать ролевые игры, а для этого

следует тщательно продумывать сюжет и роли игры; создавать обстановку, соответствующую реальной действительности - атрибуты, костюмы, наглядность; поощрение и оценивание учащихся.
В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, что в целом способствует формированию коммуникативной компетенции.
В учебный процесс постоянно нужно включать ролевые игры, а для этого следует тщательно продумывать сюжет и роли

Слайд 46Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть