Слайд 1Практико-ориентированный семинар
" Проектная деятельность обучающихся по иностранному языку как способ формирования
метапредметных результатов обучения в контексте реализации ФГОС"
Старший методист МБОУ ДПО МЦ
Пилясова Г.И.,
18 декабря 2018 года
Слайд 2Проект («брошенный вперед» - лат.)
1) Реалистичный замысел, план о желаемом
будущем, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
Проект — временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.
Слайд 3Проектирование
Проектирование – процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме
Учебное
проектирование— это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Слайд 4Проектная деятельность
Проектная деятельность определяется как особая форма учебной деятельности, способствующая формированию:
самостоятельности
инициативности
ответственности
повышению мотивации
эффективности учебной деятельности.
Слайд 5Метод проектов и цели проектной деятельности
Метод проектов – это совокупность
учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов., то есть проекта.
Цели проектной деятельности
Сформировать у школьника понимание того, что изучаемый иностранный язык наряду с родным языком является инструментом познавательной деятельности
Научить школьников взаимодействовать с партнёрами
Обеспечить каждому участнику проектной работы дополнительную практику в английском языке в процессе поиска и обработки доступной школьникам информации на иностранном и родном языке.
вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
учить представлять свой творческий путь, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов
учить применять свои знания в новых условиях
формировать универсальные учебные действия
учить ориентироваться в мире информации
Слайд 6
Проектная деятельность и реализация ФГОС нового поколения
Основное отличие ФГОС -в
изменение результатов, которые мы должны получить (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).
Основным подходом формирования УУД, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход.
Одним из методов реализации системно-деятельностного подхода является проектная деятельность.
Слайд 7Цели проектного обучения в контексте ФГОС
Слайд 8Основа проектной деятельности
Слайд 9Проектная деятельность и развитие УУД
Слайд 10Цели и задачи использования метода проектов в обучении иностранному языку
формирование и
совершенствование КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
• Речевой компетенции ( совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности- говорении, аудировании, чтении и письме)
• Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения)
• Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях )
• Социокультурная компетенция (знания о специфике стран изучаемого языка, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка)
• Компенсаторная компетенция (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации )
• Учебно-познавательная компетенция (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранного языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы).
Слайд 11Виды учебных проектов по доминирующей деятельности учащихся
Слайд 12Виды учебных проектов
Исследовательский проект - Главной целью является выдвижение и проверка
гипотезы с использованием современных научных методов, включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта, на решение социальной проблемы прикладного характера
Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт, результат самореализации участников проектной группы, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и т. п.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта.
Ролевой /игровой/ проект. участвуя в нем, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми
Слайд 13Метод проектов – эффективный способ организации исследовательской деятельности, которая
способствует:
Слайд 14Классификация проектов
по содержанию
монопроект
(в рамках одной области знаний, например, только по
предмету «английский язык»)
межпредметный проект
(иностранный язык, история, страноведение, технология, литература, русский язык, музыка, информатика, изобразительное искусство, основы дизайна и т.д.)
Слайд 15По количеству участников
• индивидуальный (1)
• парный (2)
• групповой (3-15)
• массовый ( более 15)
Слайд 16По организации
урочный (проводимый на уроках),
внеурочный (проводимый во внеурочное
время),
урочно - внеурочный,
сетевой (телекоммуникационный)
Слайд 17По объему времени
мини-проекты ( 1 урок)
краткосрочные ( 2-6 уроков) 1 - 2 недели
среднесрочные (7-15 уроков) 3 - 5 недель
долгосрочные (от 15 уроков) от 1 месяца до 1 года
мегапроекты - долгосрочные проекты, реализация которых занимает 1, 2, 3 года.
Слайд 18По характеру контактов
среди участников:
класса
одного учебного заведения
города
региона
страны
разных стран мира
Слайд 19По уровню организации
классный
внутришкольный
муниципальный (городской)
региональный (областной)
всероссийский
международный
сетевой
проект (в том числе Интернет-проект)
Слайд 21Этапы организации проектно-исследовательской деятельности
Блок подготовки и реализации
Слайд 235 «П» + 4
1. Проблема
2. Планирование/проектирование
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
Портфолио
Оценивание
проекта
Рефлексия
Практическое использование (дальнейшее применение продукта)
Слайд 24Проект должен отвечать следующим требованиям:
актуальность выбранной темы и заявленной проблемы,
новизна,
информативность,
практическая
ценность для окружающих.
Слайд 25Результат проекта (продукт)
Какие результаты проекта вы можете назвать ещё?
Слайд 26Результат проекта (продукт)
Альбом
Анализ данных соц. опроса
Анализ результатов
Бортовой журнал
путешествия
Буклет
Веб-сайт /Веб-страница
Видеофильм/Видеоклип
Мультфильм
Выставка
Доклад
Карта
Клуб виртуальных путешествий
Книга
Учебное пособие
Коллекция
Концерт
Костюм
Литературно-музыкальная композиция
М/м презентация
Модель/ макет
Открытка/письмо зарубежному другу
Оформление кабинета ИЯ
Постановка сказки, рассказа
Поэтическая тетрадь
Публикация
Путеводитель/справочник
Рисунок/Комикс/Постер/
Поделка
Сказка/Рассказ
Сравнительно-сопоставительный анализ
Стенгазета
Сценарий
Театральная постановка литературного произведения
Школьная газета (номер, статья)
Экскурсия
Слайд 27Формы презентации проекта:
Какие формы презентации проекта вы можете еще предложить?
Слайд 29Проект «Неделя иностранного языка»
Предметная неделя-
это одна из форм внеурочной работы
с учащимися, одна из форм организации обучения, которая связана с основным программным курсом образования учащихся и призвана углублять и дополнять его
Цели проекта могут быть следующими:
повысить мотивации учащихся 2-11 классов к изучению иностранных языков
расширить области знаний учащихся об англо-говорящих странах и т.д
Слайд 30Примерные темы исследовательских проектов
в 6-8 классах
Американский вариант английского языка.
Английская аббревиатура
в онлайн-общении и интернет-играх.
Английские свадебные традиции.
Английский юмор.
Англицизмы и заимствования в русском языке.
Британский кинематограф и его влияние на мировое кино.
Верят ли британцы в суеверия?
Влияние британской музыки.
Влияние культуры Великобритании на культуру России.
Влияние культуры США на культуру России.
Все о Великобритании.
Приметы в России и Англии (Superstitions in Russia and Britain).
Знаменитые английские поговорки и где они применимы в быту.
Знаменитые британские ученые.
История исконно британских имен и фамилий.
Как видят друг друга русские и американцы.
Кинематограф Великобритании и его влияние на лексику.
Кулинарное путешествие по Великобритании: какими блюдами известны Уэльс, Шотландия, Ирландия и Англия
Легенды и мифы Англии
Модные сокращения в английском языке.
Особенности американского английского.
По следам великих английских писателей.
Популярные английские сказки.
Почему английский самый распространенный язык в мире?
Почему туристы выбирают Лондон.
Праздники в Великобритании.
Природные катаклизмы. Уроки выживания (Natural disasters).
Сильно дерево корнями.
Роль королевской семьи в истории Великобритании.
Современная английская музыка.
Современное образование в Британии.
Суеверия в Англии и России.
Есть ли у вас зависимость от интернета?
Формы обращения в английском языке.
Слайд 31Критерии оценки проекта на иностранном языке
Шкала оценивания каждого критерия:
оптимально
от 3 до 10 баллов
Слайд 32Роль учителя в проектной деятельности
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам
является источником;
координирует весь процесс,
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом;
создает комфортную среду для каждого школьника;
способствует развитию мотивации учения.
Слайд 33Роль ученика в проектной деятельности
вовлекается в активный познавательный творческий процесс на
основе методики сотрудничества.
погружается в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету.
выполняет вместе с учителем собственный проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу.
включаясь в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями
Слайд 34Проектная работа дает возможность участнику
раскрыть себя независимо от уровня владения языком
в новой ситуации
повысить мотивацию к изучению иностранного языка и решению задач проекта
научиться приемам сотрудничества и взаимодействия в работе
помогает развивать творческие способности и навыки исследования
развивает практически все УУД и компетенции, установленные ФГОС.
Слайд 35Проектные умения
1. Формулировать проблему
2. Ставить цель
3. Ставить задачи
4. Выбирать методы
и способы решения задач
5. Планировать работу
6. Организовать работу группы
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.
8. Выбирать вид конечного продукта проекта
9. Выбирать форму презентации конечного продукта
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта
Слайд 36ПАСПОРТ проекта
Название проекта
Руководитель проекта
Консультант
Учебный предмет (в рамках которого проводится проект)
Учебные дисциплины,
близкие теме проекта
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект (класс)
Состав проектной группы (ф.и учащегося, класс)
Тип проекта
Цель проекта
Задачи проекта (акцент на развивающих задачах, 2-4 задачи)
Вопросы проекта ( 3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
Необходимое оборудование
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы, города социума, воспитательный аспект, краткое содержание)
Предполагаемые продукты проекта
Этапы работы над проектом (указать форму для каждого этапа, продолжительность, место работы участников, содержание работы, форма презентации проекта)
Распределение ролей в проектной группе( предполагаемое)
Слайд 37Портфолио проекта (проектная папка)
Портфолио (проектная папка) –один из обязательных атрибутов проекта,
предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача портфолио-показать ход работы проектной группы.
Это позволяет:
четко организовать работу каждого участника проектной группы
осуществлять сбор информации в одном месте
оценить объективно ход работы
отметить личные достижения участника, его рост
экономить время для поиска информации при выполнении других аналогичных проектов
Слайд 38Состав проектной папки
Паспорт проекта
План
Промежуточные отчеты группы
Собранная информация
(ксерокопии, распечатки из Интернета)
Результаты
исследования, анализа
Записи идей, гипотез, решений, проблем
Отчеты о совещаниях группы, дискуссиях, «мозговых штурмах»
Эскизы, рисунки, черновики
Материалы к презентации,
сценарий
Слайд 39
Проектная и исследовательская деятельность - требование времени
Благодаря методу проектов меняется
роль учителя.
Работа над учебным проектом позволяет
выстроить бесконфликтную педагогику;
превратить образовательный̆ процесс в результативную творческую работу.
STOP
Слайд 40Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку
В традиционной системе
акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти.
Метод проектов:
развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
развивает творческие способности;
он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;
позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Слайд 41Использование метода проектов способствует
Развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их
интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности.
Растут самооценка и уверенность в себе.
Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.
В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции.
Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии.
Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание.
Таким образом, происходит развитие личности.
Слайд 42Рефлексия
1
3
2
Толкаю эту тяжелую тачку
Зарабатываю на хлеб для своей семьи.
Я строю прекрасный
храм.