Слайд 1
Положительная мотивация- залог успеха в изучении английского языка
Проектная работа ученицы 10
класса
Гусельниковой Галины
Руководитель: учитель английского языка
Ермакова Ирина Владимировна
Слайд 2Учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, убивает в
ученике
охоту к овладению знаниями. Приохотить
ребенка к учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Слайд 3 Актуальность данного исследования состоит в том,
что специфической особенностью английского языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Часто происходит так, что к концу уже первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается.
Как облегчить процесс овладения английским языком? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Слайд 4Цель исследования:
Выявление мотивационных установок у школьников при изучении английского
языка.
Слайд 5Задачи:
1)Провести исследование мотивации учебной деятельности и её специфики при изучении английского
языка.
2)Выявить психологические особенности мотивации школьников к изучению английского языка.
3)В ходе диагностики определить условия развития мотивации школьников к изучению английского языка на основе осознания ими практической ценности владения иностранным языком, интереса к особенностям языка и культуры народа, и опыта общения на английском языке.
4) Проанализировать результативность проведенного исследования.
Слайд 6Объект исследования:
Процесс выявления преобладающих видов мотивации при изучении
английского языка у учащихся нашей школы.
Слайд 7Гипотеза:
Изучение мотивации при обучении английскому языку позволит повысить интерес к предмету
и, как следствие, качество знаний учащихся.
Слайд 8 По определению крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека
А.К.Марковой
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанной с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).
Мотивация – это сложная сфера детерминации поведения школьника.
Слайд 9Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними
обстоятельствами.
Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом.
Виды мотивации:
Слайд 10Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.
«Если я буду учить английский, то
сдам экзамен на отлично».
Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.
«Если я буду учить английский, то сдам экзамен и меня не оставят
на второй год».
Слайд 11Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета (Т.Д.Дубовицкая)
Цель методики –
выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими предмета английский язык. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответов.
Слайд 12 Учащимся было предложено выразить свое отношение к изучаемому предмету,
проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя следующие обозначения:
Верно (++); Пожалуй, верно (+); Пожалуй, неверно (-); Неверно (--).
Подсчет показателей опросника производился в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно, неверно).
Слайд 13 За каждое совпадение с ключом начислялся один балл. Чем
выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Слайд 14 Проведя данную диагностику, можно определить ряд учащихся, заинтересованных
предметом, а, следовательно, нуждающихся в поддержании этого интереса, и учащихся с внешней мотивацией, с которыми необходимо проводить более тщательную работу по выявлению доминирующей мотивации с привлечением родителей и школьного психолога.
Слайд 15Уровни учебной мотивации:
1) высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
2) хорошая школьная
мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
3) положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
4) низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия.
5) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении.
Опираясь на уровневый подход в формировании учебной мотивации, учащихся каждого класса можно условно разделить на 5 групп. А для того, чтобы выявить доминирующие мотивы, я провела диагностику доминирующих мотивов.
Слайд 16Диагностика «неоконченного предложения» (А.К. Маркова)
Ребятам было предложено закончить предложение.
Я изучаю английский язык для того, чтобы:
- больше знать;
-найти престижную работу;
-не опозорить класс;
-доставить радость родителям;
-не отставать от друзей.
По ответам детей был определен круг мотивационных установок и мотивов, составлена диаграмма по группам учащихся.
Слайд 17Диагностика доминирующих мотивов
Слайд 18 Опираясь на доминирующий мотив можно выбрать вид деятельности, методы
и приемы по работе с конкретным учеником, найти способы повышения мотивации на разных этапах обучения.
Слайд 19С целью определения возможного снижения интереса к изучению английского языка с
возрастом, мною было проведено анкетирование по вопросам:
1)Нравится ли тебе предмет английский язык?
2)Радуешься ли ты, если урок отменят?
3)Хотел бы ты получать домашнее задание или нет?
4)Заставляют ли тебя родители учить английский язык или нет?
5) Какая работа на уроках английского языка тебе нравится больше всего?
6) Нравится ли тебе внеклассная деятельность по предмету?
Анкетирование среди учащихся
Слайд 21Проведение исследования среди родителей
Слайд 24Интервьюирование учителей иностранного языка нашей школы
Слайд 256).Какие условия поддержания учебной мотивации Вы признаете:
Слайд 26Выводы:
1)Родители осознают, что современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского
языка в целях более успешного образования и трудоустройства;
2) Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к языку и культуре другого народа, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации;
3) При переходе в старшее звено наблюдается тенденция снижения мотивации к предмету. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в учебе.
Слайд 27Предложения
1).возможность использования на уроке компьютера и сети Интернет для того, чтобы
переписываться со сверстниками – иностранцами;
Слайд 282). просмотр видеофильмов без перевода. Кроме художественных можно использовать и собственные
видеосъёмки тех, кто был в США, Великобритании или других англоязычных странах;
Слайд 293).чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков: урок-общение, урок-фантазия, урок-драматизация, урок
поэзии, видеоурок, урок-игра, урок-тест;
Слайд 304). проведение различных мероприятий по предмету: вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран,
конкурсы песен на языке и другие.