Слайд 1Реализация концепции поликультурного образования в условиях школы с углублённым изучением иностранных
языков
Формирование у учащихся представлений о диалоге культур и развитие социокультурной коммуникативной компетенции.
Учитель английского языка школы № 70 Орлова Н.А.
Слайд 2Система образования
- важнейший институт общественного
воспроизводства и государственной
безопасности
- ведущий фактор
сохранения и
развития национальных культур и
языков
- действенный инструмент культурной
и политической интеграции российского
общества
Слайд 3Развитие системы поликультурного образования - неотъемлемая часть общей стратегии культурного развития,
которая исходит из необходимости:
сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия
защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества
создать гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства
Слайд 4Система поликультурного образования
Полноценным поликультурным
образованием, отвечающим современным
требованиям и перспективам развития
общества,
является такая образовательная система,
которая в рамках единого государственного
стандарта формирует содержание образования и
воспитания в соответствии со структурой
российской идентичности, то есть
руководствуется целями трансляции
этнокультурного наследия и национальных
культур народов России в широком
общероссийском и мировом культурно –
цивилизационном контексте.
Слайд 5Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая саморегулируемая система, призванная
удовлетворять насущные социокультурные и образовательные интересы граждан.
В системе поликультурного и полилингвального образования должны быть представлены все существующие уровни российского образования.
Базовым учреждением поликультурного образования является одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями - начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования.
Слайд 6Цели поликультурного образования
формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к
творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации;
формирование российской гражданской идентичности в условиях поликультурности и полилингвальности
многонационального народа России;
Слайд 7Цели поликультурного образования
формирование национально - культурной и гражданской идентичности человека
в контексте современного мирового самосознания;
развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире;
эффективная подготовка выпускников школы и вуза к
жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации,
социального роста, повышения качества жизни;
Слайд 8Приоритеты образовательной политики Российской Федерации в области поликультурного образования
сохранение
целостности культурного и образовательного
пространства России;
гуманистический, светский и поликультурный характер образования;
ответственность государства за получение детьми полноценного образования;
научная основа содержания образования и принципов воспитания;
сохранение этнокультурной самобытности народов России, приобщение учащихся к духовному наследию своего народа, традиционной и профессиональной национальной культуре;
вариативность выбора родителями образовательного пути ребенка;
Слайд 94 культурных компонента содержания поликультурного образования
этнокультурный
обеспечивающий человеку возможность идентификации
в
качестве представителя конкретной этноязыковой и
конфессиональной группы;
регионально-титульный (национально-территориальный)
обеспечивающий человеку возможность идентификации в
качестве представителя национального сообщества
конкретного субъекта Российской Федерации;
общероссийский (супернациональный)
Обеспечивающий человеку возможность идентификации в
качестве представителя российской гражданской нации;
мировой (общечеловеческий)
обеспечивающий человеку включенность в глобальные
цивилизационные процессы и возможность идентификации в
качестве равноправного члена международного сообщества.
Слайд 10Критерии
качества и конкурентоспособности
поликультурного образования
системность
фундаментальность
практическая ориентация
функциональная
грамотность (владение современной техникой, языками и т.п.)
Слайд 11Основные принципы
поликультурного образования
Принцип преемственности
Принцип дифференциации и разнообразия
Принцип креативности
Принцип
культурной целостности
Принцип объемной (стереоскопической) картины мира
Принцип полилингвальности
Принцип вариативности
Слайд 12Основные принципы
поликультурного воспитания
национально-культурная основа воспитания;
гуманистическая открытость воспитания;
личностная ориентированность воспитания;
воспитание гражданской
ответственности;
воспитание целенаправленной созидательной активности;
базовый принцип организованного саморазвития
Слайд 13Языки обучения
Большинство народов планеты, по данным ЮНЕСКО, билингвальны или полилингвальны.
Магистральным
направлением развития поликультурной школы является полилингвальная образовательная модель.
Эффективная система российского поликультурного образования строится на принципе паритетного двуязычия в школьном обучении и углубленного изучения иностранных языков.
Такой подход совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России со специфическим усилением роли русского языка, который становится активным посредником в функционировании родного языка и действенным катализатором диалога культур.
Слайд 14Русский язык
На русском языке - общем государственном языке Российской Федерации и
основном языке межнационального общения - задаются государственные стандарты образования.
Ведущая роль русского языка в российском образовательном пространстве, в общественно-политической, хозяйственной и духовной жизни федеративного государства предопределяет его первостепенную важность в качестве языка обучения и изучения.
Слайд 15Родные языки народов России
Необходимой гарантией успешного формирования российской гражданской идентичности является
государственная защита родных языков народов России и возвращение им значимых общественных функций.
определяющее значение в сохранении и развитии национальных языков имеет рациональное расширение их функций в сфере образования.
Родной язык - важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам.
Фундаментальным принципом функционирования
системы поликультурного образования является использование родного языка в качестве языка обучения и изучения.
Слайд 16Иностранные языки
Единство российского и мирового
культурно-информационного
пространства и ускоренное развитие
массовых коммуникаций
делают
непреложным условием
качественного образования
возможность полноценного
изучения иностранных языков.
Слайд 17Преподавание языков
в нашей школе
Русский язык – государственный язык Российской Федерации
Татарский
язык – государственный язык Республики Татарстан и родной язык детей – татар
Иностранный язык – общеобразовательная учебная дисциплина
Слайд 18Преподавание татарского языка
осуществляется на основе:
Конституции Республики Татарстан
Закона «Об образовании» Российской
Федерации
Закона «Об образовании» Республики Татарстан
Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан»
Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани на 2008 – 2012 годы
Слайд 19Преподавание татарского языка
С 2010-2011 учебного года школа
принимает участие
во всероссийском
эксперименте по реализации проекта
«Поликультурное образование как основа
формирования гражданской идентичности
обучающихся общеобразовательной
школы»
(Приказ МО и Н РТ № 791/1 от 03.03.2010)
Слайд 20Преподавание татарского языка
Учащиеся
школы
– постоянные
участники и
призёры
конкурсов,
фестивалей
и
даже шоу на
телевидении
Слайд 22Преподавание иностранных языков
Основная цель обучения иностранному языку - развитие у школьников
способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Содержание обучения иностранному языку в школе нацелено на приобщение учащихся не только к новому способу речевого общения, но и к культуре народа, говорящего на изучаемом языке. Оно формирует у школьников представление о различных сферах современной жизни другого общества, его истории и культуры.
Слайд 23Важные факторы содержания иноязычного образования
культурологическая направленность образования;
учёт социокультурных особенностей учащихся и
их индивидуального развития;
творческая реализация содержания учебного материала во всех видах речевой деятельности.
Слайд 24Преподавание иностранных языков в школе 70
Слайд 25Учебная работа
Методическая работа
Внеклассная работа
Работа со слабомотивированными учащимися
Работа со способными и одарёнными
учащимися
Кабинет иностранного языка
изучение английского и испанского языков
Слайд 26Назначение курса
«Английская литература»
сориентировать старшеклассников на получение и
дальнейшее использование знаний об английской литературе, истории её развития и современности.
Слайд 27Направление курса
«Английская литература»
Краткий обзор периодов развития английской литературы;
Анализ произведений писателей
и поэтов в историческом контексте;
Теория и практика перевода
Слайд 28Тематика курса
«Английская литература»
Ранняя английская литература
Английская литература средних веков
Поэзия и проза времён Елизаветы I
Драма времён Елизаветы I
Драма и проза периода Реставрации
Английские поэты периода 1660-1798 гг.
Проза 18 века
Английские поэты 19 века
Проза 19 века
Драма в 20 веке
Поэзия 20 века
Слайд 29Назначение курса
«Английский для науки»
сориентировать старшеклассников в выборе
будущих профессий, требующих знаний основ профессий в естественно - научной сфере.
Слайд 30Направление курса
«Английский для науки»
краткий обзор естественно-научных дисциплин
изучение истории знаменитых открытий
и вклад известных учёных в научный прогресс человечества
Слайд 32Учебная работа
Огромную возможность для
повышения качества
иноязычного образования
предоставляют современные
образовательные технологии,
активно используемые
учителями нашей школы:
интеграция аутентичных пособий,
содержащих многопрофильный
аутентичный материал;
компьютерные уроки,
компьютерные программы, видеоматериал,
обеспечивающие высокий уровень
наглядности урока, значительную
активизацию деятельности учащихся,
непрерывную обратную связь и большую
информативность обучения;
Слайд 33Учебная работа
разработка и защита коллективных и индивидуальных проектов на различные темы,
способствующая развитию творческого потенциала учащихся, выработке умения работать самостоятельно, воспитанию ответственности и умения работать в команде, активизации учебной деятельности каждого ученика, а значит повышению мотивации обучения и дающая реальный практический результат;
создание языкового портфеля успешности обучения учащихся, обеспечивающее владение мониторингом результативности обучения, позволяющее добиться объективной оценки уровня достижений учащихся и представляющего собой наглядную «копилку» знаний.
Слайд 37
Стихотворение Вафиной Дианы, ученицы 10 класса в рамках Российско –канадской
НПК «Образование как фактор межкультурного диалога» было отмечено Почётной грамотой МО и Н РТ
Canada
1. The land of diversity,
The land of high developement.
Nobody lives in poverty,
Your mark for life is excellent!
2. You are advanced in many sides:
In health, in education,
In tolerance, in human rights
In care of the nation!
3. Your name comes from the distant past,
It means “the village”, as I know.
But you develop very fast,
The country prospers, cities grow..!
4. Your symbol is the maple leaf,
Your nature is incredible.
For your society it’s chief
To make these things invariable!
5. Mackenzie river, Mount Logan,
A lot of deep and clear lakes... .
The land of dream! It’s not the slogan,
It’s what your face attractive makes!
6. You are a charming place to live,
To work, to spend the holidays.
And with much hope I believe,
I will admire soon your grace!
Слайд 38Отдых и обучение за рубежом
Ежегодно учащиеся школы выезжают за рубеж для
обучения и отдыха: в Лондон, во Францию, в Голландию, в Германию, в Тунис, в Финляндию и т.д. Многие учащихся посетили страны ближнего зарубежья. Несколько человек имеют сертификаты обучения в зарубежных колледжах.
Путешествия помогают им совершенствовать знание английского языка, приобщаться к культуре разных народов, расширять кругозор и находить новых друзей. Своими впечатлениями они делятся на заседаниях клуба, встречах и других школьных мероприятиях.
Слайд 41Вся работа на уроках и во внеурочное время дает высокие результаты:
►
Качество знаний учащихся в классах с углублённым изучением составляет в среднем по школе 60-65 %, что подтверждается результатами контрольных срезов, показателями сдачи ЕГЭ.
► Все учащиеся успевают.
► Учащиеся нашей школы постоянные участники и неоднократные призеры районных и городских конкурсов и олимпиад.
Слайд 44 Первый Президент Татарстана поставил задачу качественного
освоения, по крайней мере, одного иностранного языка, т. е. готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Учёные и политики всего мира всё больше высказываются в пользу языкового плюрализма. Татарстан имеет глубокие традиции изучения таких иностранных языков, как турецкий, арабский. В республике успешно функционируют итальянский, шведский, японский и другие языки.
В связи с этим в рамках языкового эксперимента в школе было введено изучение испанского языка.
Слайд 46Статус экспериментальной площадки
Кроскультурологическая среда как условие формирования личности ребёнка
Слайд 47Направление экспериментальной работы
Внедрение углублённого изучения испанского языка
знакомство с основными
реалиями страны изучаемого языка
формирование коммуникативной социокультурной компетенции учащихся в условиях школы с углублённым изучением иностранных языков
Слайд 48Основные задачи
формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции
культуроведческое обогащение школьников по
принципу расширяющегося круга культур, формирование у учащихся представлений о диалоге культур
учёт социокультурных особенностей учащихся и их индивидуального развития
творческая реализация содержания учебного материала во всех видах речевой деятельности
Слайд 49Формы трансляции полученных результатов экспериментальной работы
Проведение на базе школы Дней Испании
в России совместно с представителями Испанского центра образования и культуры
Разработка и апробация вариативного дидактического материала по испанскому языку для 6 класса
Завершение разработки анкет для учащихся и их родителей по вопросу мотивации изучения испанского языка
Диагностика социокультурной направленности личности и уровня представлений учащихся о мировой культуре
Проведение на базе школы семинара для заместителей директоров по УР и учителей иностранных языков города Казани
Мониторинг качества образования
Психолого – педагогический мониторинг
Внедрение современных педагогических технологий по формированию коммуникативной компетенции учащихся
Слайд 50Фестиваль испанского языка и культуры
«Солнечная тьерра Испании»
Слайд 51«Испанцы» школы № 70 любят и умеют:
Слайд 56петь и играть на музыкальных инструментах
Слайд 59принимать гостей из солнечной Испании
Слайд 61Изучение китайского языка
С 2009-2010
учебного года в
школе проводятся
занятия кружка
по
изучению
китайского языка
Иероглиф удача
Слайд 62Посетить Китай – мечта многих учащихся
Учащиеся заинтересованы
в изучении китайского языка:
Они
понимают, что Китай – великая страна и знание языка может пригодиться им в будущем.
Детям нравится сам язык, произношение, иероглифы. Всё необычно, увлекательно.
Слайд 63Made by
the teacher of English
Nina Orlova
School 70
Kazan
Tatarstan