Слайд 1Проекционные методы проведения исследований
презентацию подготовила
учитель английского языка МАОУ ШИЛИ
г.
Калининграда
Николаева Людмила Викторовна
Слайд 2Проекционный метод (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая
респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю.
Слайд 3Ассоциативные методы
Человеку показывают какой-либо предмет или называют его, а потом
просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит в голову.
Самый известный из данных методов - метод словесных ассоциаций.
Слайд 4Слова, касающиеся темы опроса, разбросаны по всему списку и называются тестовыми
словами. В списке много нейтральных слов. Такие слова скрывают истинную цель исследования.
Вот несколько слов из исследования "Выбор универмага": "местоположение", "парковка", "посещение магазина", "качество" и "цена".
Слайд 5Отвечать нужно быстро, поэтому легко установить, кто из респондентов сомневается или
думает (больше трех секунд).
Таким образом, ассоциативная методика опроса позволяет респондентам раскрыть свои внутренние чувства относительно интересующей исследователя темы.
Слайд 6Ответы анализируются на основании подсчетов повторов слов-ассоциаций; секунд, потерянных перед тем,
как ответить; респондентов, которые вообще не смогли подобрать ассоциации к словам в пределах отведенного времени.
Ассоциации разделяют на благоприятные, неблагоприятные или нейтральные.
Слайд 7Методы завершения ситуации
Респондента просят придумать завершение придуманной ситуации.
Слайд 8Завершение предложения. Метод завершения предложения напоминает словесную ассоциацию. Вниманию респондентов предлагают
незаконченные предложения и просят придумать концовку, используя те слова и фразы, которые первыми приходят в голову. Этот метод не маскирует намерения исследователя, и поэтому многие респонденты могут догадаться о целях исследования.
Слайд 9Окончание абзаца. Респондент придумывает окончание абзаца, который начинается с интересующей исследователя
фразы.
Завершение истории. Респондентам предлагают отрывок истории, который нацеливает внимание человека на определенную тему, но не намекает на окончание. Концовку нужно придумать самому.
Слайд 10Методы конструирования ситуации
Тесно связаны с методами завершения. Требуют от респондента
придумать историю, диалог или описание ситуации. Исследователь предлагает респонденту еще меньше исходного материала, чем в предыдущем случае.
Существует два основных метода конструирования ситуации - ответ по рисункам и анимационные тесты.
Слайд 11Ответ по рисункам. Напоминает тест на определение тематического сознательного восприятия, который
состоит из ряда рисунков с изображением обычных и не совсем обычных вещей. Не на всех рисунках люди или предметы изображены четко.
Респондента просят придумать истории о том, что изображено на рисунках. По тому, как респондент воспринимает материал, изображенный на рисунках, определяют его индивидуальность. Например, индивидуум может оказаться импульсивной, творческой или лишенной воображения личностью.
Слайд 12Анимационные тесты. В анимационных тестах на рисунках изображаются мультипликационные персонажи, которые
попадают в разные ситуации, связанные с исследуемой проблемой. Респондентов просят придумать для персонажа ответ на комментарии другого персонажа. По ответам респондентов можно узнать их эмоции, убеждения и отношение к ситуации.
Анимационные тесты проще в проведении и анализе, чем метод ответа по рисункам.
Слайд 13Экспрессивные методы
Респонденту на рассмотрение представляется какая-либо определенная ситуация. От него
требуется выразить те чувства и эмоции, которые испытывают другие в данной ситуации. Причем респонденты выражают чувства и эмоции других людей, а не свои собственные.
Два главных экспрессивных метода - ролевая игра и метод третьего лица.
Слайд 14Ролевая игра. Респондентов просят побыть в роли другого человека и представить,
как тот будет вести себя в той или иной ситуации. Исследователь предполагает, что респонденты будут руководствоваться своими собственными эмоциями.
Метод третьего лица. Респонденту в устной или визуальной форме предлагают на рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, что думает третье лицо в данной ситуации. Ответ респондента в третьем лице уменьшает влияние общественного мнения, т.е. будет более точным.
Слайд 15Преимущества проекционных методов
Проекционные методы позволяют получить ответы, которые респонденты не
дали бы, если бы знали о цели исследования. В прямом опросе респондент может преднамеренно или неумышленно неправильно истолковывать, понять проблему.
Используя проекционные методы, можно не сомневаться в правильности ответов, поскольку скрываются цели исследования.
Проекционные методы также помогают выявить скрытые на подсознательном уровне мотивы и убеждения респондентов.
Слайд 16Недостатки проекционных методов
Проекционные неструктурированные прямые методы исследования имеют ряд слабых сторон.
Для их использования необходимы хорошо обученные интервьюеры. Ответы анализируют квалифицированные аналитики, услуги которых стоят немало.
За исключением метода словесных ассоциаций, все остальные методы предусматривают незавершенное окончание, что усложняет анализ и обработку полученных данных.
Слайд 17Рекомендуется сравнивать результаты, полученные проекционными методами, с результатами других методов, характеризуемых
представительной выборкой.