Слайд 1Особенности современного урока в рамках введения ФГОС
Слайд 3«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить»
Адольф Дистервег
«Плохой учитель преподносит
истину,
хороший учит её находить»
Адольф Дистервег
Слайд 5«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Слайд 6Традиционный урок
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов
обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
подбор вопросов для подведения итога урока.
Слайд 7Как подготовить современный урок?
- комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
-
выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
-определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
-выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
-дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
-создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Слайд 8Подготовка учителя к уроку
1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть
работы выполняется в ходе подготовки к учебному году.
2-й этап — изучение методической литературы. Составление тематического плана.
3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока
5-й этап — разработка плана урока
Слайд 9План урока
Тема и номер урока в теме;
Базовый учебник;
Цель Цель -
один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать".
Тип урока;
Формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)
Перечень учебных демонстраций;
Время на каждый этап урока;
Оборудование и учебные пособия;
Структура урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся.
Слайд 10Дидактическая структура урока
Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
Сообщение нового материала.
Решение учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
Закрепление изученного материала.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Слайд 11Структура технологической карты урока включает:
название темы с указанием часов, отведенных
на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 12Технологическая карта позволяет:
увидеть учебный материал целостно и системно;
проектировать образовательный процесс
по освоению темы с учетом цели освоения курса;
гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;
согласовывать действия учителя и учащихся;
организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Слайд 13Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
учебный
процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Слайд 14Какие требования предъявляются к современному уроку?
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном
кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Слайд 15Сценарий урока по ФГОС
Сценарий урока №
Тема урока: ____________________________
Класс: 5
Предмет: ______________________________
Тип
урока: открытие нового знания
Цели урока: - сформировать представление___________________
- сформировать ____________________________
- развивать умение _________________________
Слайд 18Вывод
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:
Необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
Проектировать пути их реализации;
Контролировать и оценивать свои достижения
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи