Презентация, доклад на тему Основные приемы технологии критического мышления через чтение и письмо на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ и РЕФЛЕКСИИ

Содержание

Мысль в подарок…Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЗАПОМНИТЬ, забудешь. Если

Слайд 1 Основные приёмы технологии развития критического мышления через чтение и

письмо на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ,РЕФЛЕКИИ. Подготовила: Пестова Л.В учитель англ.яз.,1 кв.катег. МБОУ СОШ п.Пионерский 2013г.




Основные приёмы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ,РЕФЛЕКИИ.

Слайд 2Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют
задавать вопросы.

Э. Кинг
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЗАПОМНИТЬ, забудешь. Если хочешь понять ЗАПОМНИШЬ!
Мысль в подарок…Умеющие мыслить умеют   задавать вопросы.

Слайд 3О чем это мы?... ☺
Критическое мышление — это:
способность ставить новые,

полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.

О чем это мы?... ☺Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие

Слайд 4Критически мыслящий человек задает вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как

изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?
Критически мыслящий человек задает вопросы: Что я знаю?Что я узнал нового?Как изменились мои знания?Что я буду с

Слайд 5Прием «Кластер» Три этапа базовой модели развития критического мышления
Технологические
этапы
Вызов
Осмысление
Рефлексия
целеполагание
мотивация
актуализация
оценка
получение
информации
классификация
корректировка
мотивация
коммуникация

Прием «Кластер» Три этапа базовой модели развития критического мышленияТехнологические этапыВызовОсмыслениеРефлексияцелеполаганиемотивацияактуализацияоценкаполучение информацииклассификациякорректировкамотивациякоммуникация

Слайд 62 этап
Осмысление

2 этапОсмысление

Слайд 7Вызов
УЧИТЕЛЬ
Провоцирует ученика
Задает вопросы
Создает

ситуацию актуализации опыта ученика
Формирует мотивацию ученика

УЧЕНИК
Отвечает на провокацию
Вспоминает все, что знает по данной теме
Формулирует первые гипотезы
Определяется в своих мотивах и целях

Вызов        УЧИТЕЛЬПровоцирует ученикаЗадает вопросыСоздает ситуацию актуализации опыта ученикаФормирует мотивацию ученика

Слайд 8Осмысление
УЧИТЕЛЬ

Предлагает опорный текст по

теме
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
Управляет групповой динамикой
Поддерживает мотивацию и цели
Учит работать сообща

УЧЕНИК

Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
Участвует в групповом взаимодействии
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
Учится работать сообща

Осмысление       УЧИТЕЛЬПредлагает опорный текст по темеОрганизует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссииУправляет

Слайд 9Осмысление
Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже

известного с новым. 
Освоение способа работы с информацией. 
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

Цели:

ОсмыслениеПолучение обучаемыми нового знания. Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.  Освоение способа работы

Слайд 10Основные методические приемы развития критического мышления на этапе осмысления, рефлексии.

Основные методические приемы развития критического мышления на этапе  осмысления, рефлексии.

Слайд 11 Окружающий мир. «Природные сообщества. Лес»

Стадия «Вызов»

Окружающий мир. «Природные сообщества. Лес» Стадия «Вызов»

Слайд 12Стадия «Осмысление»
Вопросы:
Почему в еловом лесу нет места светолюбивым кустарникам и

травам?

Какая взаимосвязь устанавливается между деревьями и грибами?

Какую информацию получают насекомые от растений?

Какую роль в лесном сообществе выполняют вода и воздух?

Как животные помогают растениям распространяться в лесу?

Стадия «Осмысление»Вопросы: Почему в еловом лесу нет места светолюбивым кустарникам и травам?Какая взаимосвязь устанавливается между деревьями и

Слайд 13Стадия «Рефлексия»












Стадия «Рефлексия»

Слайд 14Прием «Мудрые совы»
Этапы работы:
чтение текста «Чтение с остановками»;
выполнение заданий на рабочем

листе;
обсуждение прочитанного материала и результатов работы;
выделение нерешенных проблем.
Прием «Мудрые совы»Этапы работы:чтение текста «Чтение с остановками»;выполнение заданий на рабочем листе;обсуждение прочитанного материала и результатов работы;выделение

Слайд 15Прием «Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или

в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Прием «Мудрые совы»Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий

Слайд 16Прием « Мудрые совы»
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые)

понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой
Прием « Мудрые совы»Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном

Слайд 17Прием « Мудрые совы»
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста

одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Прием « Мудрые совы»Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз

Слайд 18Прием « Мудрые совы»
Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы,

которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Прием « Мудрые совы»Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей

Слайд 19Прием « Мудрые совы»+РЕФЛЕКСИЯ
Далее организуется обсуждение результатов работы.
При этом могут

быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы. 


Прием  « Мудрые совы»+РЕФЛЕКСИЯДалее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск

Слайд 20Инсерт (чтение с пометками)
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки.

: развитие умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно.


«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» - противоречит тому, что знаю; думал иначе, не согласен
«?» - хочу узнать подробнее

Инсерт (чтение с пометками)Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. : развитие умения выделять новое. Условные

Слайд 21 Двойной дневник
Данный прием формирует навыки анализа

и классификации изучаемой информации.
Двойной дневник Данный прием формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации.

Слайд 22“Плюс – минус – интересно(?)”-приём универсальный. Дело в том, что данный

прием можно использовать на разных стадиях урока и в любом классе, в устной или письменной форме в зависимости от наличия времени.
Данный прием используется на стадии осмысления,
В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции.
В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.
В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая ее смысла.
“Плюс – минус – интересно(?)”-приём универсальный. Дело в том, что данный прием можно использовать на разных стадиях

Слайд 23Прием “Верю-не верю”

Прием “Верю-не верю”

Слайд 24БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Слайд 25Взаимоопрос - Используется на стадии «осмысления».


Один из способов работы в

парах.
Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Взаимоопрос - Используется на стадии «осмысления». Один из способов работы в парах. Технология применения: Два ученика читают

Слайд 26
«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
с помощью

этой таблицы собирают воедино имеющиеся знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнал/и».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами.
«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся знания по

Слайд 27СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает

пометки, создавая “скелет” текста:




Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:Кто?

Слайд 28Сюжетная таблица Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка»

Сюжетная таблица Литературное чтение.  Н.Носов «Заплатка»

Слайд 29«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной

деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.


Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез

Слайд 30«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно:
- назвать какие-то

факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)Простые вопросы. Отвечая на них, нужно:- назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их

Слайд 31 «Ромашка вопросов»

(«Ромашка Блума»)

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».

Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

«Ромашка вопросов»    («Ромашка Блума»)Уточняющие вопросы . Обычно начинаются

Слайд 32«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова

«Почему?»– направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».


«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?»– направлены на установление причинно-следственных связей.

Слайд 33«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Творческие вопросы .
«Что бы изменилось в мире,

если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)Творческие вопросы . «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не

Слайд 34«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение

критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
«Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий,

Слайд 35«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление

взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.
«Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы

Слайд 363 этап
Рефлексия

3 этапРефлексия

Слайд 37Рефлексия
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете изучения.
Постановка

новых целей в учебной деятельности.
Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.

Цели:

Рефлексия Присвоение нового знания. Создание целостного представления о предмете изучения. Постановка новых целей в учебной деятельности. Оценка

Слайд 38Рефлексия
УЧИТЕЛЬ

Управляет подведением итогов
Ставит новые вопросы

и задачи на будущее
Оценивает деятельность ученика

УЧЕНИК

Суммирует в групповой работе весь изученный материал
Задает вопросы на будущее
Делает самооценку своей деятельности

Рефлексия      УЧИТЕЛЬУправляет подведением итоговСтавит новые вопросы и задачи на будущееОценивает деятельность ученика

Слайд 39Рефлексия
Творческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным и

неверным утверждениям
Ведение дневника
Письмо другу
Достраивание кластера из ключевых слов
Перепутанные логические цепи
….

Приемы:

Рефлексия Творческая работа – синквейн Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ведение дневника Письмо другу

Слайд 40Приемы ТКРМ: Синквейн
(от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)

1 строка

- 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)
Приемы ТКРМ: Синквейн (от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)1 строка - 1 существительное (тема)2 строка -

Слайд 41Пример:Прием «Пометки на полях»
Имя  существительное -это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет 

и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? V
   Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. V       Имена   существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательный,  винительный,  творительный,  предложный. +
       Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Существительные  бывают   1,  2  и  3-го  склонения. Во множественном  числе существительные  не  различаются  по  склонениям +
     Существительные  в  именительном  падеже  являются  в 
предложении   подлежащим. V Имена  существительные  в  винительном  падеже бывает  в  предложении  второстепенным  членом. +
 
Пример:Прием «Пометки на полях»Имя  существительное -это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или  

Слайд 42Рефлексия
Я узнала …
Буду использовать …
Хотела бы узнать..

РефлексияЯ узнала …Буду использовать …Хотела бы узнать..

Слайд 43«Мыслить критически - значит быть любознательным, использовать исследовательские стратегии, задавать вопросы

и скрупулезно искать на них ответы….»
Стил, Мередит и Темпл
«Мыслить критически - значит быть любознательным, использовать исследовательские стратегии, задавать вопросы и скрупулезно искать на них ответы….»Стил,

Слайд 44
Современная парадигма
Российского образования

От послушания к инициативности
От знаний к компетенциям
От образования

на всю жизнь к образованию через всю жизнь
Современная парадигма Российского образованияОт послушания к инициативностиОт знаний к компетенциямОт образования на всю жизнь к образованию через

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть