Слайд 1 Основные приёмы технологии развития критического мышления
через чтение и
письмо
на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ,РЕФЛЕКИИ.
Подготовила: Пестова Л.В
учитель англ.яз.,1 кв.катег.
МБОУ СОШ п.Пионерский 2013г.
Слайд 2Мысль в подарок…
Умеющие мыслить умеют
задавать вопросы.
Э. Кинг
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЗАПОМНИТЬ, забудешь. Если хочешь понять ЗАПОМНИШЬ!
Слайд 3О чем это мы?... ☺
Критическое мышление — это:
способность ставить новые,
полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
…
Слайд 4Критически мыслящий человек задает вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как
изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?
Слайд 5Прием «Кластер» Три этапа базовой модели развития критического мышления
Технологические
этапы
Вызов
Осмысление
Рефлексия
целеполагание
мотивация
актуализация
оценка
получение
информации
классификация
корректировка
мотивация
коммуникация
Слайд 7Вызов
УЧИТЕЛЬ
Провоцирует ученика
Задает вопросы
Создает
ситуацию актуализации опыта ученика
Формирует мотивацию ученика
УЧЕНИК
Отвечает на провокацию
Вспоминает все, что знает по данной теме
Формулирует первые гипотезы
Определяется в своих мотивах и целях
Слайд 8Осмысление
УЧИТЕЛЬ
Предлагает опорный текст по
теме
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
Управляет групповой динамикой
Поддерживает мотивацию и цели
Учит работать сообща
УЧЕНИК
Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
Участвует в групповом взаимодействии
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
Учится работать сообща
Слайд 9Осмысление
Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже
известного с новым.
Освоение способа работы с информацией.
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.
Цели:
Слайд 10Основные методические приемы развития критического мышления на этапе
осмысления, рефлексии.
Слайд 11 Окружающий мир. «Природные сообщества. Лес»
Стадия «Вызов»
Слайд 12Стадия «Осмысление»
Вопросы:
Почему в еловом лесу нет места светолюбивым кустарникам и
травам?
Какая взаимосвязь устанавливается между деревьями и грибами?
Какую информацию получают насекомые от растений?
Какую роль в лесном сообществе выполняют вода и воздух?
Как животные помогают растениям распространяться в лесу?
Слайд 14Прием «Мудрые совы»
Этапы работы:
чтение текста «Чтение с остановками»;
выполнение заданий на рабочем
листе;
обсуждение прочитанного материала и результатов работы;
выделение нерешенных проблем.
Слайд 15Прием «Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или
в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Слайд 16Прием « Мудрые совы»
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые)
понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой
Слайд 17Прием « Мудрые совы»
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста
одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Слайд 18Прием « Мудрые совы»
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы,
которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Слайд 19Прием
« Мудрые совы»+РЕФЛЕКСИЯ
Далее организуется обсуждение результатов работы.
При этом могут
быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
Слайд 20Инсерт (чтение с пометками)
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки.
: развитие умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно.
«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» - противоречит тому, что знаю; думал иначе, не согласен
«?» - хочу узнать подробнее
Слайд 21 Двойной дневник
Данный прием формирует навыки анализа
и классификации изучаемой информации.
Слайд 22“Плюс – минус – интересно(?)”-приём универсальный. Дело в том, что данный
прием можно использовать на разных стадиях урока и в любом классе, в устной или письменной форме в зависимости от наличия времени.
Данный прием используется на стадии осмысления,
В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции.
В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.
В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая ее смысла.
Слайд 25Взаимоопрос - Используется на стадии «осмысления».
Один из способов работы в
парах.
Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Слайд 26
«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
с помощью
этой таблицы собирают воедино имеющиеся знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнал/и».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». Особое требование-
записывать сведения, факты или понятия только своими словами.
Слайд 27СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает
пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Слайд 28Сюжетная таблица
Литературное чтение.
Н.Носов «Заплатка»
Слайд 29«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной
деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Слайд 30«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно:
- назвать какие-то
факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Слайд 31 «Ромашка вопросов»
(«Ромашка Блума»)
Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Слайд 32«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова
«Почему?»– направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».
Слайд 33«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Творческие вопросы .
«Что бы изменилось в мире,
если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Слайд 34«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение
критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
«Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Слайд 35«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление
взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.
«Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Слайд 37Рефлексия
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете изучения.
Постановка
новых целей в учебной деятельности.
Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.
Цели:
Слайд 38Рефлексия
УЧИТЕЛЬ
Управляет подведением итогов
Ставит новые вопросы
и задачи на будущее
Оценивает деятельность ученика
УЧЕНИК
Суммирует в групповой работе весь изученный материал
Задает вопросы на будущее
Делает самооценку своей деятельности
Слайд 39Рефлексия
Творческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным и
неверным утверждениям
Ведение дневника
Письмо другу
Достраивание кластера из ключевых слов
Перепутанные логические цепи
….
Приемы:
Слайд 40Приемы ТКРМ: Синквейн
(от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)
1 строка
- 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)
Слайд 41Пример:Прием «Пометки на полях»
Имя существительное -это часть речи, которая обозначает предмет
и отвечает на вопросы кто? или что? V
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +
Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +
Существительные в именительном падеже являются в
предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +
Слайд 42Рефлексия
Я узнала …
Буду использовать …
Хотела бы узнать..
Слайд 43«Мыслить критически - значит быть любознательным, использовать исследовательские стратегии, задавать вопросы
и скрупулезно искать на них ответы….»
Стил, Мередит и Темпл
Слайд 44
Современная парадигма
Российского образования
От послушания к инициативности
От знаний к компетенциям
От образования
на всю жизнь к образованию через всю жизнь