Слайд 1Основные этапы модернизации российского образования
Образование в современном мире - это
ключевое условие экономического роста, краеугольный камень социально- экономического благосостояния, стратегический ресурс устойчивого развития нации.
Слайд 2Анализ состояния общего образования позволил выделить ряд существенных проблем:
отсутствие общенациональной
идеологии в образовании;
отсутствие модели выпускника;
постановка целей, не всегда соответствующих мировым стандартам;
нарушение единого образовательного пространства при открытии частных школ и других типов образовательных учреждений при отсутствии государственных стандартов;
Слайд 3Анализ состояния общего образования (продолжение)
создание широкой сети негосударственных ВУЗов увеличило
доступ учащихся к получению некачественного образования;
перегруженность содержания дополнительными учебными предметами без учета индивидуальных возможностей и потребностей учащихся привела к ухудшению их здоровья. Система образования из здоровьесберегающей стала здоровьеуничтожающей;
недостаточная нормативно- правовая база не позволяла расширить перечень ОУ в зависимости от требований общества, и учета социально- экономических требований;
Слайд 4Анализ состояния общего образования (продолжение)
- слабое финансирование привело к моральному
и материальному износу учебных зданий, средств коммуникации, мебели, учебных пособий, к их общему неудовлетворительному санитарному и противопожарному состоянию;
- недостаточный уровень компьютеризации не обеспечивает учебный процесс на современном уровне;
- низкая заработная плата создала условия для выбытия педагогов в другие отрасли и к феминизации школы. В связи с сокращением сельского населения не была поставлена задача реструктуризации ОУ на селе и городах.
Слайд 5Для решения поставленных проблем был принят ряд важных документов
Национальная доктрина
развития образования в РФ
до 2020 года
Главная цель - формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства.
Разграничение понятий образование и обучение:
- по своим целям,
- по результатам,
- по методам,
- по организационным формам
- по субъектам образовательной деятельности.
Слайд 6Цели, методы, формы
Цели:
при обучении - усвоение ЗУН
при
образовании - культура построения своего будущего.
Методы:
при обучении - передача знаний
при образовании - метод сопровождения
Форма организации учебного процесса:
при обучении - классно-урочная
при образовании - групповое и индивидуальное консультирование (тьюториал)
Слайд 7Основной субъект:
в системе обучения - учитель
в системе образования
-тьютор.
Тьютор - не психолог, не учитель, не классный руководитель. Он сопровождает учебный процесс, передает способ приобретения знаний учащимся; помогает учащимся в построении собственной образовательной траектории
Слайд 8Концепция модернизации российского образования
Главная цель:
Образование – важнейший фактор
формирования нового качества экономики и уровня развития общества.
Новое качество достигается при
модернизации содержания и структуры образования
Слайд 9Модернизация содержания и структуры
Модернизация содержания выражается во включении в содержание образования
компонентов, обеспечивающих подготовку учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе. Для этого необходимо развитие самостоятельности, инициативности при решении проблем.
Модернизация структуры выражается в переходе к 4-летнему обучению в начальной школе, в профильном обучении в старших классах.
Слайд 10В Концепции модернизации российского образования принят компетентностный подход
Компетентностный подход
ориентирован на практические результаты, т.е. не на усвоение суммы знаний, а на способность человека самостоятельно действовать в различных ситуациях при решении проблем.
Компетентностный подход
- ориентирует на способы деятельности, умения и навыки учащихся, а не на учебные достижения;
- изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям
- объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие
Слайд 11Компетентность и компетенция
Компетентность- это то,
чего достигает конкретный человек, его уже состоявшиеся качества.
Компетенция –это то, на что претендует человек.
Компетентности формируются не только в школе.
Школа формирует ключевые компетентности, которые носят надпредметный характер и которые необходимы в любой деятельности, включая будущую профессиональную.
Ключевые компетентности включают результаты обучения (знания и умения) и систему ценностных ориентаций.
Слайд 12Ключевые компетенции:
образовательная;
коммуникативная;
информационная;
организационная;
социально-правовая
Слайд 13Отличие компетентности от ЗУНов
В отличие от ЗУНов, которые хранятся
в голове в готовом к использованию виде, компетентность «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на возникшую ситуацию
Слайд 14Методы формирования ключевых компетентностей:
обращение к опыту учащихся;
открытое обсуждение новых
знаний;
проекты;
решение проблемных задач и
ситуаций;
дискуссия;
игра.
Слайд 15Оценка
системы ценностных ориентаций проводится на основе метода портфолио;
оценка ЗУН - на основе традиционного подхода.
По прежнему важными характеристиками качества знаний остаются: полнота, глубина, систематичность, системность, обобщенность
Слайд 16Новые требования к качеству образования предполагают:
умение учащихся работать с проблемами;
умение осуществлять
анализ новой ситуации;
умение самостоятельно добывать информацию;
умение работать в группе в тесной кооперации;
умение быть коммуникабельным и толерантным;
умение постоянно повышать квалификацию для профессиональной мобильности;
умение проявлять инициативу;
умение нести личную ответственность
Слайд 17Основной результат:
- при традиционном подходе – предметные знания;
-
при компетентностном подходе – готовность решать проблемы на основе имеющихся знаний
Слайд 18Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
Основной лозунг: «Образование не на всю
жизнь, а через всю жизнь.
Ключевая характеристика такого образования – не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Слайд 19Главный результат школьного образования – его соответствие целям опережающего развития.
В современной школе необходимо:
- изучать не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем;
- вовлекать учащихся в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу;
- формировать интересы и чувство осознания своих возможностей с учетом возраста;
- использовать разные формы организации учебного процесса на разных этапах.
Слайд 20Ключевые направления развития общего образования:
- обновление образовательных стандартов;
-
система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- совершенствование школьной инфраструктуры;
- сохранение здоровья школьников.
Слайд 21Изменение общей парадигмы образования:
- отказ от академической парадигмы образовательного процесса
в пользу экологической, провозглашающей взаимосвязь полученных в школе знаний с практикой и жизненными проблемами учащихся;
- в изменении цели обучения как усвоение знаний к определению цели обучения как формирование умений учиться;
- в переходе от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.