Слайд 1«Образовательные технологии
в моей профессиональной деятельности»
Учитель английского языка
Супрунюк Т. В.
МБОУ Новосельская
Слайд 2Игровые технологии
Игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия
которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).
В процессе игры:
осваиваются правила поведения и роли;
приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Слайд 3Игровые технологии
Игра как метод обучения
В современной школе игровая деятельность используется в
следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более общей технологии;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Признак педагогической игры — четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат.
Слайд 4Игровые технологии
Правила проведения игровых уроков
Предварительная подготовка. Обсудить круг вопросов и форму
проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну; эффект неожиданности будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Обязательная констатация результата игры.
Компетентное жюри.
Обязательны игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.
Главное — уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Слайд 5Коллективные педагогические технологии
Коллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 г. Педагог
А. Г. Ривин (1877—1944) разработал и апробировал новую технологию учебно-воспитательной работы.
впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микрогруппах;
впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и все это — при лидирующей роли учителя.
Слайд 6Коллективные педагогические технологии
Актуальность коллективных способов обучения
определяется тем, что она предлагает путь
разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.
Противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.
Между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности.
Между психологическим комфортом и дискомфортом.
Между воспитанием и обучением.
Между индивидуальным развитием и стандартами обучения.
Между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.
Слайд 7Коллективные педагогические технологии
Технологическая схема КСО
Слайд 8Групповые педагогические технологии
К групповым технологиям можно отнести:
классно-урочную организацию;
лекционно-семинарскую систему;
дидактические игры;
бригадно-лабораторный метод
и др.
Они позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную (по В. К. Дьяченко).
Типы группового обучения:
обучение партнеров (в парах);
группа, сидящая вместе;
маленькая команда;
задание для всего класса.
Слайд 9Групповые педагогические технологии
Преимущества группового обучения:
приобщение к важным навыкам жизни:
действенное общение,
умение слушать,
умение стать на точку зрения другого,
умение разрешать конфликты,
умение работать сообща для достижения общей цели;
улучшается академическая успеваемость;
воспитывается самоуважение;
укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);
учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Слайд 10Групповые педагогические технологии
Технология группового обучения
1. Установить правила и обучить им:
представить «готовые» правила
или предложить разработать их самостоятельно;
обсудить правила (ответственность, демократия);
правил должно быть не более 5;
правила положительные лучше отрицательных;
правила должны быть написаны на видном месте;
правила должны строго выполняться всеми участниками игры.
2. Назначить каждому свою роль.
Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задание нужно всегда выдавать большее, чем дети смогут выполнить.
3. Распределить задания и каждому указать время его выполнения.
4. Дать классу ответный комментарий.
Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.
Слайд 11Технологии личностно-ориентированного образования
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является
определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Личность ребенка в этой технологии является целью образовательной системы.
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Слайд 12Личностно-ориентированные технологии
внимательное, приветливое отношение
учителя к ученикам,
доверие к ним,
привлечение
к планированию урока,
создание ситуаций взаимного обучения,
использование деятельностного
содержания, игр, различных форм
драматизации, творческих работ,
позитивная оценка достижений,
диалогичное общение и др.
обеспечивают общую педагогическую
поддержку всех учащихся
и создают необходимый для этого
тон доброжелательности,
взаимопонимания и сотрудничества
индивидуально-личностная поддержка
и диагностика индивидуального развития,
обученности, воспитанности,
выявление личных проблем детей,
отслеживание процессов развития
каждого ребенка.
дозирование педагогической помощи,
ситуации успеха,
создание условий для
самореализации личности,
повышение статуса ученика,
значимости его личных «вкладов»
в решение общих задач.
Средства поддержки
ребенка в обучении
Слайд 13Технология развивающего обучения
Психологические принципы развивающего обучения
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной
деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического мышления);
индивидуализация и дифференциация обучения;
специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
Слайд 14Технология развивающего обучения
Система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
перенос усвоенных приемов
с обучающей задачи на новую;
поиск новых приёмов учебной работы;
управление своей учебной деятельности;
приемы обобщения.
Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации, должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда обязан руководствоваться принципом:
«Главное — не навредить!»
Слайд 15Дальтон-технология основывается на принципах свободы, самостоятельности, сотрудничества. Реализуется эта технология через
систему индивидуальных творческих заданий (дальтон - задания), лабораторную работу (индивидуальная и коллективная учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности,
успеха.
Слайд 16Принцип сотрудничества
Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в
малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю.
Формы реализации
Идеи Дальтон-технологии реализуется через Дальтон-план, включающий:
задания;
лабораторию;
«дом».
Задания составляют содержательную основу технологии
Требования к заданиям:
Носят уровневый характер;
Охватывают достаточный объем учебного материала;
Четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
Должны носить творческий характер, быть понятными и интересными ученику;
Задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним;
В задании даются указания, литература, сроки выполнения;
Задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
Предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля;
Содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Слайд 17Формы реализации Дальтон – плана:
классное учебное занятие;
коллективный урок;
лабораторное занятие;
конференция
Результаты Дальтон –
технологии:
Развитие познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, овладение исследовательскими умениями;
Снижение перегрузки учащихся за счет усвоения с интересом в условиях индивидуального темпа работы;
Личностное развитие за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.
Слайд 18Компьютерные технологии
[информационные]
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие
специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения; открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Слайд 19Компьютерные технологии
Концептуальные положения
Обучение — это общение ребенка с компьютером.
Принцип адаптивности:
приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка,
Диалоговый характер обучения.
Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект — объект, субъект — субъект, объект — субъект.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколь угодно велики.
Слайд 20Компьютерные технологии
В функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации (частично или
полностью заменяющий учителя и книгу);
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
индивидуальное информационное пространство; тренажер;
средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
средство подготовки текстов, их хранения;
текстовый редактор;
графопостроитель, графический редактор;
вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
средство моделирования.
Слайд 21Этнокультурные технологии
Воспитание — процесс интегрированный, направленный на формирование всесторонне развитой, планетарно
значимой личности.
Важно, чтобы национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре.
Современная модель национального образования должна базироваться на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество.
Анализ генезиса этнопедагогических теорий позволяет сделать вывод о том, что прежде чем индивид сопоставит себя с мировой, общечеловеческой, планетарной культурой и узнает «язык» другой культуры, необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой.