Слайд 1Методы и приемы обучения смысловому чтения на уроках английского языка
Мингазова Ф.М.
учитель
английского языка
МБОУ «Лицей им. В.Г.Сизова»
Слайд 2В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому
чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Слайд 3Смысловое чтение -
вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового
содержания текста.
В концепции универсальных учебных действий наряду с многими универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Слайд 4Цель смыслового чтения -
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Слайд 5Алгоритм подготовки текста для смыслового чтения на уроке:
прочитайте текст, выделите в
нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию;
определите роль данного текста на уроке;
сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.);
выделите в тексте места остановок во время чтения. (Где? Зачем?) (технология пошагового чтения);
сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (основная идея, главная мысль, выражение своего мнения, приведение примеров из жизни)
Слайд 6Этапы работы над текстом
Предтекстовый
Текстовый
Послетекстовый
Слайд 7I этап. Работа с текстом до чтения
Главная задача на этом этапе
- вызвать у учащихся желание, мотивацию прочитать текст.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Слайд 8
Read the title of the article and look at the picture.
What do you think ‘square-eyed generation means? Do you think this describes today’s teens?
Read the first sentence in each paragraph. What is the text about?
Слайд 9Приемы предтекстового этапа
«Мозговой штурм»
кластер
прогнозирование (по портрету, картине)
прогнозирование по ключевым словам
таблица «З–Х–У»
верные
и неверные утверждения
карта памяти
ассоциативный ряд
Слайд 10«Мозговой штурм»
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и
думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Слайд 12Знаем / хотим узнать / узнали
Этот приём применим для чтения или
аудирования. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок:
«Знаем /хотим узнать / узнали».
В колонку «Знаем» заносятся главные сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки.
Слайд 13II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель текстового этапа –
понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главной задачей на этом этапе считается обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом.
Слайд 14
Match the sentences(A-D) to the gaps (1-6). There is one extra
statement.
Match highlighted words with their meaning. Use each one in a sentence of your own.
Explain the words in bold.
Who/What is compared to: little children, …?
Which adjectives best describe: - baby dinosaurs, …?
Which part of the text helped you decide?
Слайд 15Приемы текстового этапа
« ЗХУ» (Знаем / хотим узнать / узнали)
«Пометки на
полях»
Тонкие и толстые вопросы
«Инсерт»
Чтение текста с остановками
«Верные и неверные утверждения»
« 5 W»
"Учимся вместе”
Слайд 16Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
Слайд 17“5-W” Example: Module 5, Spotlight-6
Text “Highland Games”
Инсерт
Прием маркировки текста следующими значками:
“V” –уже знал;
«-» -думал иначе;
«+» - узнал новое;
«?» -не понял, есть вопросы.
Слайд 19Учимся вместе
Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры
одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, " учитель”:
суммирует содержание абзаца;
придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
объясняет то, что для других осталось неясным;
даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
даёт задание на чтение следующего абзаца
Слайд 20III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации
в соответствии с авторским замыслом. Контроль понимания прочитанного.
Это - стадия рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме.
Слайд 21
Read the extract, then put the events in order they happened.
Check with a partner. Use your plotline to give your partner a summery of the extract.
Portfolio: Imagine that you have just been on a journey in a time machine. Write a short description of your journey.
Слайд 22Приемы послетекстового этапа
Синквейн
Шесть шляп мышления
Достраивание кластера из ключевых слов
Ответы на поставленные
вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий.
Написание творческих работ.
Слайд 23Творческие задания
Пересказать текст от лица различных персонажей
Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не
рисуя ее, а просто описать, что там будет;
Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста
Подобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста
Дать совет герою , написать эссе
Написать синквейн
Слайд 24Синквейн
Правила написания синквейна
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая
строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 25Example: Module 8, Spotlight-5
Birthday
Happy and funny
Play, sing and dance
The guests give
me presents
Party
Слайд 26Example: Module 8, Spotlight-7
Earth
Beautiful, blue
Live, produce, pollute
Can be kind, can
produce
Planet
Слайд 27«Шесть шляп мышления»
Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету.
Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.
Слайд 28Шесть шляп мышления
Белая – перечень фактов из текста
Красная
шляпа предполагает
выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.
Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.
Черная – выявление негативных фактов в тексте
Зеленая шляпа – найти где и как применить изученный материал
Синяя шляпа предполагает общий вывод из текста
Слайд 29Заключение
Применение на уроках ИЯ таких методов и приемов достаточно эффективно и
дает хорошие результаты и способствует формированию УУД. Ученик переходит из стадии заучивания к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее интерпретации, что приведет к развитию познавательных навыков.