Слайд 1Методологические аспекты выбора учебника иностранного языка
Слайд 2 Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом,
и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования. XXI век – время, когда общество справедливо называется информационным, когда информированность, умение «расшифровать» научные и культурологические факты и «цепочки» являются чертой современного образованного человека. Задача современной образовательной системы — не «напичкать» ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний.
Слайд 3Основные характеристики современного учебника английского языка (ФГОС):
Преемственность – опора на передовой
опыт российской школы и лучший мировой опыт, воспитание гражданина
Инновационность – системно-деятельностный подход, формирование четких требований К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты:
НШ - внутренняя оценка (учитель, ученик, родители)
ОШ, СШ - внешняя оценка (государство, общественные службы): ГИА и ЕГЭ.
Слайд 4Содержание современного учебника определяется следующими принципами:
гуманитаризации – основой содержания образования является
человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
научности - предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;
целостности картины мира - предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет ученику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями;
Слайд 5культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной,
общечеловеческой культуры народов России;
непрерывного общего развития каждого ребенка - предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;
наглядности - определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации); с огромным количеством фактов, примеров, статистики – для того, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор; с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем; со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста;
Слайд 6инструментальности — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это
не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации; это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
интерактивности — прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации.
Слайд 7Критерии выбора учебника:
является ли данный курс полным учебно-методическим комплектом (УМК) или
к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;
соответствует ли данный курс требованиям отечественных программ по ИЯ;
соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;
развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;
доступен ли данный курс учителю и ученикам.
Слайд 8В настоящее время создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому,
французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по ИЯ.
Слайд 9«Английский в фокусе» (SPOTLIGHT)
Слайд 10УМК “Английский в фокусе” является совместным проектом российского издательства “Просвещение” и
британского издательства “Express Publishing”. Он создан на основе Примерных программ по ИЯ с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта по ИЯ, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.
Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков).
Слайд 11Основные характеристики УМК для 5–9 классов:
аутентичность значительной части языковых материалов;
адекватность методического
аппарата целям и традициям российской школы;
интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;
личностная ориентация содержания учебных материалов;
включенность родного языка и культуры;
воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.
Слайд 12УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:
Учебник;
Рабочая тетрадь;
Языковой портфель;
Книга для учителя;
Книга для чтения (с CD);
Контрольные задания;
CD для работы в классе;
CD для самостоятельной работы дома;
Интернет-страница курса (www.spotlightinrussia.ru)
Слайд 13Заключение
Таким образом, выбирая учебник важно обеспечить личностную и социальную успешность обучающихся,
более полно учесть их индивидуальные потребности; согласовать образовательные запросы семьи, общества и государств; повысить эффективность, качество и доступность школьного обучения.
Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект (УМК), учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, своего менталитета.
Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны (И.Л. Бим).