Слайд 1
«Комплекс эвристических ситуаций при проектировании современного урока в контексте ФГОС »
Презентацию выполнила
учитель английского языка МБОУ СОШ
п. Пионерский Белкова Н. В.
Слайд 2
Цель: использовать на уроке эвристические ситуации, тем самым развить творческий потенциал
детей;
Задачи:
Определить понятие «Эвристика»;
изучить особенности эвристического урока;
Создать эвристические ситуации и использовать их на уроках
«Правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, ручейки живой мысли.»
Ян Амос Коменский
Слайд 4Актуальность данной темы
Новый стандарт подчас ставит учителя в сложное
положение. Процесс обучения необходимо строить исходя из подходов:
Системно-деятельностного;
Компетентностного;
Метапредметного;
Личностно-ориентированного …
Всё это позволит реализовать такой тип инновационного урока, как эвристический урок. Сегодня я расскажу вам про основную составляющую эвристического урока – эвристические ситуации.
Слайд 5
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а
также методика обучения, основанная на открытии или догадке
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).
Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.
Слайд 6Эвристическая образовательная ситуация –
это ситуация образовательного напряжения,
возникающая спонтанно или
организуемая
учителем, требующая своего разрешения через
эвристическую деятельность всех её участников.
А. В. Хуторский
Слайд 7
Цель эвристической ситуации — обеспечить рождение учениками личного образовательного продукта в
ходе специально организованной деятельности. Причем сам продукт для учителя часто непредсказуем. Учитель задает лишь направления деятельности детей.
Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.;
Эвристический урок предполагает личностное целеполагание, рефлексию и создание личностно значимого образовательного продукта (как правило творческого).
Слайд 8Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации
проблемного обучения.
При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель.
Слайд 9Технология эвристической образовательной ситуации
Постановка цели
Выдвижение гипотез
Создание своего продукта
Презентация продукта
Сравнение с культурно-историческими
аналогами
Рефлексия
Слайд 10
Продолжительность образовательной ситуации колеблется от 15 минут до 3-х и более
дней.
Возможна целая цепочка взаимосвязанных ситуаций. Наиболее сильной в эвристическом отношении считается та образовательная ситуация, в которую оказывается включен в роли ученика и сам учитель, т.е. возникшая проблема является для него не “учебной”, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками.
Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными и отвечающими сути эвристики.
Слайд 11Виды эвристических ситуаций
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской
А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на
методологические,
когнитивные,
креативные.
Слайд 12Выполнение даже одного эвристического задания – большая работа, в ходе которой
учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:
когнитивные
(умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
креативные
(вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
оргдеятельностные
(способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
Слайд 13Формы эвристического обучения
эвристические уроки,
олимпиады,
погружения,
деловые игры,
очные и дистанционные проекты,
интерактивные формы
обучения,
творческие защиты.
Слайд 14Методы эвристического обучения
Метод “вживания”.
Метод смыслового
видения.
Метод символического видения.
Метод образного видения.
Метод придумывания.
Метод “Если бы…”
Метод эвристических вопросов
Метод гиперболизации.
Метод агглютинации.
“Мозговой штурм”
Метод синектики
Метод морфологического ящика
Метод инверсии
Слайд 15Наиболее актуальные для современного урока методы эвристического обучения по А. В.
Хуторскому
Метод эмпатии (вживания)
Метод эвристического наблюдения
Метод исследования
Метод конструирования понятий
Метод рефлексии (осознание деятельности)
Слайд 16Примеры эвристических ситуаций
Метод эвристического исследования.
Английский вокруг нас …
1) В
последние годы в связи с расширением международных контактов в наше окружение проникает все больше и больше элементов иностранной речи, особенно английской.
Прежде всего, это реклама, вывески магазинов, указания, и, объявления. Встречаются ли английские слова в вашей повседневной жизни? Если да, то всегда ли вы понимаете, что они означают? Исследуйте иностранные слова, которые вас окружают. Работу можете представить в любой творческой форме.
Слайд 17Метод придумывания
Английский вокруг нас …
2) Очень часто мы просто не обращаем
внимания на окружающие нас надписи. А ведь это так интересно (сделанные покупки – это различные названия моющих и косметических средств на английском языке)!
Составьте текст, рассказ или отдельные предложения, используя названия различных моющих, косметических средств, а также продуктов на английском языке. Например: Мама купила себе «голову с плечами». Итак, что же мама купила? Ответ:
Слайд 19Урок в 6 классе “Мой дом – моя крепость”
метод сравнения
Ребята,
а как по-английски звучит слово «дом»? Появляются 2 версии: house и home. Так какое же из них? Прочитайте предложения и сравните их.
I have a big house in the centre of the town. (У меня новый большой дом в центре города)
East or West home is best (В гостях хорошо, а дома лучше).
Russia is my home. (Россия – мой дом)
What colour is your country house? (Какого цвета ваш загородный дом?)
Слайд 20Метод “Если бы…”
Продолжите цепочку «Если бы я….., то мой дом….»
I
live in Pionerskiy town. So my home is in Zheleznodorozhnaya Street. But:
If I move to the nearest city, my home will be….
Демонстрация образовательного продукта (Ребята зачитывают ответ от каждой группы)
(street-town-city-district-region-country-continent-planet-Galaxy)
I live in Pionerskiy town. My home is in Zheleznodorozhnaya Street. But:
If I move to the nearest city, my home will be …. (Pionerskiy)
If I am in Khanty-Mansiysk, my home will be …(Sovetskiy district)
When I visit Moscow, I’ll say my home is …. (Tyumen Region, Khanty-Mansiysk-Ugra)
If I am in Finland, I’ll say my home is …. (Russia)
If I visit the Australian continent, I’ll say my home is …..(Eurasia)
If I flew to another planet and there would have met the aliens, I would say my home is ….
(The Earth)
If I flew to some Galaxy, I would say my home is …( The Milky Way Galaxy)
Слайд 21Как оценивать эвристические работы
Критерии оценки олимпиадных работ
Общие критерии:
оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть
на остальные ответы и известные сведения,
мировоззренческая глубина и обоснованность ответа,
нестандартность использованных способов решения,
степень творческой самореализации.
Кроме общих критериев применяются предметные критерии оценки работ, а также критерии, относящиеся к конкретному типу задания.
Каждое выполненное задание оценивается по 10-бальной шкале:
10 баллов — получают самые лучшие ответы, обычно таких не более 2—3 %.
8—9 баллов — выставляются за очень хорошие ответы.
7 баллов — ставится за работы, которые могут претендовать на звание лауреата олимпиады.
6 баллов и ниже — за остальные ответы.
По сумме набранных баллов составляется рейтинг всех участников олимпиады по каждой возрастной группе отдельно.
Слайд 22Фрагмент сводной ведомости по итогам защит творческих работ
Слайд 23Вывод
Ключевым элементом эвристического урока снова становится эвристическое задание (эвристическая ситуация).
Научившись создавать эвристические задания, учитель сможет перейти и к проектированию эвристических уроков.
По мнению самих учащихся, такой вид работы позволяет им учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение, когда они видят продукт своего собственного труда и они считают, что такой опыт пригодится им в будущем.
Слайд 24Элементы технологии преобразования традиционных заданий в открытые:
Начните с цели задания, ориентировав
ученика на создание реального образовательного продукта. Добавьте в задание интригу, сюжет…
Сформулируйте открытое задание. сформулируйте проблему, связанную с объектом, которая не имеет известного решения.
Дайте возможность решить задание каждому ученику. Создание образовательного продукта
Обеспечьте демонстрацию образовательных продуктов учеников
Сопоставьте образовательные продукты с культурно-историческими аналогами
Организуйте рефлексию учеников по осознанию и усвоению применённых способов познания
Слайд 25
Я считаю, что эвристическое мышление непосредственно влияет на становление и саморазвитие
человеческой индивидуальности, раскрытие творческих задатков, которые невозможно развить только традиционным путем обучения.
Поэтому эвристическое мышление школьников следует формировать, так как оно является неотъемлемой составляющей характеристики индивидуальности человека