Слайд 1Интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации
Слайд 2Школьное обучение требует от детей хранения в памяти огромного объема информации.
Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта.
Слайд 3ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ (МЕНТАЛЬНАЯ) КАРТА –
способ изображения процесса общего системного мышления с
помощью схем.
Слайд 4ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ
один из самых универсальных и простых в использовании приёмов
для увеличения эффективности умственной деятельности;
позволяют упорядочить материал;
позволяют сконцентрировать внимание на нужной информации.
Слайд 5
Будучи студентом, Тони Бьюзен обратил внимание, что традиционные методы запоминания и
конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени, усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов.
Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации.
Тони Бьюзен
автор методики
Слайд 6Эффективное и
плодотворное мышление
имеет нелинейный характер;
начинается с возникновения центрального образа, идеи;
распространяется
в разные стороны за счет активизации нейронов головного мозга.
Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти.
Слайд 7«Радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые
пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока.
В основе радиантного мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга).
Слайд 8Радиантное мышление
позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных
областей;
избежать явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому;
увидеть нестандартное решение.
Слайд 9Т. Бьюзен разработал способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.
Слайд 10Интеллект-карта
строится вокруг центрального объекта;
каждое слово и графическое изображение становятся центром очередной
ассоциации;
весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему.
Представляет собой трехмерную реальность:
в пространстве;
во времени;
в цвете.
Слайд 11ИНТЕЛЛЕК- КАРТА –
графическое выражение процесса радиантного мышления, является естественным продуктом
деятельности человеческого мозга.
Слайд 12Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы
ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности или решать разнообразные интеллектуальные задачи.
Слайд 13ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
Тони Бьюзен подчеркивал, что при рисовании интеллект-карт существенно включается в
работу
правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и целостный подход.
Интеллект-карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о
методе «целостного» мышления.
ЭСТЕТИКА
Слайд 14Отличительные черты
интеллект-карты:
Слайд 16Техника составления ментальных карт
Вместо линейной записи использовать радиальную:
главная тема, на которой
будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.
Записывать не все подряд, а только ключевые слова:
в качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы:
связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.
Слайд 17Техника составления ментальных карт
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Представляет собой режим свободных ассоциаций или «мозговой
штурм».
Необходимо взять лист бумаги и начать обдумывать свою идею или проект.
Записывать абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критиковать и не огранивать себя.
Слайд 18Техника составления ментальных карт
ВТОРОЙ ЭТАП
Непосредственно составление карты:
1. На листе бумаги нарисовать в
центре главную тему карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ изучаемой темы.
2. От главной темы провести несколько ветвей. На каждой из них написать одну идею (мысль, образ, понятие), связанную с главной темой из тех, которые сгенерировали во время мозгового штурма.
3. К основным идеям также подвести несколько ветвей, который связаны с ними.
Слайд 19ТРЕТИЙ ЭТАП
Техника составления ментальных карт
Отложить карту на период
от 2 часов
до двух дней.
Таким образом карта «устоится» в сознании.
Слайд 20Техника составления ментальных карт
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
«Оживление» карты
Задействовать как можно больше ассоциативных изображений
и форм для предания карте эмоциональной выразительности с использованием различных цветов.
Главное условие — чтобы созданный собственный язык образов четко передавал информацию с карты. Яркие образы карты дадут возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли.
Слайд 21ПЯТЫЙ ЭТАП
Техника составления ментальных карт
Отложить карту на период
от двух часов
до двух дней.
Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте.
После этого этапа карта готова. С течением времени возможно совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять
каким-либо новыми идеями.
Слайд 22Рекомендации Тони Бьюзена
по составлению интеллект-карт
Слайд 23Рекомендации Тони Бьюзена
по составлению интеллект-карт
Слайд 24Виды интеллект-карт
множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и
раскрытия собственной индивидуальности
стандартные карты
Слайд 25Рекомендации по составлению
ментальных карт
Уделять внимание:
переформулированию ветвей с большим количеством слов
в одно слово или переделке их в основные и второстепенные ветви;
анализу результатов от разбивки сложных слов;
контролю за повторениями;
периодическим проверкам возможности отображения проблемы при помощи символов и цвета;
использованию символов, которые можно добавлять позднее к уже имеющемуся ключевому понятию;
высвобождению своих идей и ассоциаций из «клетки» рационального мышления;
предупреждению загруженности слишком сложными темами;
получению удовольствия от составления карт.
Слайд 26Область применения интеллект-карт
запоминание материала, систематизация информации;
планирование деятельности, подготовка к выступлениям;
решение
творческих задач;
мозговой штурм;
презентации;
планирование и разработка проектов разной сложности;
составление списков дел;
общение;
проведение тренингов;
развитие интеллектуальных способностей;
поиск решений в сложной ситуации;
рассмотрение различных вариантов решения задач;
решение личных проблем.
Слайд 29Интернет-сервисы
– можно составить бесплатно 3 карты;
– англоязычный интерфейс;
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться
картой, отправить
по почте;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.
Слайд 30– бесплатный сервис;
– русскоязычный интерфейс реализован частично;
– сохранение карты как изображения;
–
можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможна совместная работа с картой нескольких человек.
Интернет-сервисы
Слайд 31– можно составить бесплатно 3 карты;
– русскоязычный интерфейс;
– расширенные возможности редактирования;
–
сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.
Интернет-сервисы
Слайд 32Программы для установки
на персональном компьютере
– интуитивно понятное управление;
– наличие основных
функциональных возможностей для построения Mind maps;
– возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.);
– необходимо перед инсталляцией программы установить Java;
– можно прикреплять собственные графические элементы.
Слайд 33Программы для установки
на персональном компьютере
- бесплатная программа по созданию ментальных
карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте;
- позволит организовывать сложную информацию и управлять ей;
- можно проводить совместные мозговые штурмы;
- после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе.
Слайд 34 - бесплатная программа для рисования ментальных карт, построена на векторной
графике.;
- построение ментальных карт напоминает сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик;
- много вариантов дизайна графических элементов;
- большой простор для творчества.
Программы для установки
на персональном компьютере
Слайд 35В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении
школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.