Слайд 1Формы и методы работы с семьей и подростками «группы риска»
Слайд 2Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе
знания следующих нормативных документов:
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
Закон РФ «Об образовании»
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
Слайд 3Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая
специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.
Детей можно разделить на 2 группы:
Малолетние (до 14 лет)
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Слайд 4Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного,
что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать
Слайд 5Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных
обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Слайд 6Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:
Дети с
проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки
Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации
Слайд 7Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия
Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю
среду развития ребенка)
Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом
Слайд 8Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:
Пьянство одного или обоих
родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
Слайд 9Работа с детьми «группы риска» включает:
социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей,
постановка «социального диагноза»
выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Слайд 10Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся классным руководителем
совместно с социальным педагогом в соответствии с нормами профессиональной этики.
Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь.
В рамках своей компетенции классный руководитель может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов
Слайд 11Стадии работы с семьей и подростком
ВЫЯВЛЕНИЕ
1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося
в ТЖС
1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС
Слайд 12II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите
прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство
Слайд 13III. УСТРОЙСТВО И ДАЛЬНЕЙШАЯ ПОДДЕРЖКА
3.1 Оказание различных видов помощи семье
3.2 Семейное
устройство подростков, оставшихся без попечения родителей
3.3 Устройство детей-сирот в соответствующие государственные учреждения
Слайд 14Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах
жизнедеятельности:
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Проведение свободного времени
Отношение к труду и профессиональная ориентация
Поведение и поступки
Слайд 15Способы получения необходимой информации:
Анализ журналов групп
Опрос мнения преподавателей об обучающемся
Анализ учета
посещаемости занятий
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
Беседы с родителями обучающегося
Социометрические исследования
Наблюдения
Беседы с обучающимся
Запрос информации от психолога
Запрос информации с предыдущего места учебы
Слайд 16Методы исследования в работе классного руководителя:
Диагностический инструментарий классного руководителя включает в
себя как социологические, так и психологические методики
Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
Метод наблюдения
Анкетирование
Интервью
Тестирование
Анализ документов
Слайд 17Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:
Обнаружение семьи и
подростка
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
Изучение причин неблагополучия в семье
Составление карты семьи
Составление программы работы с семьей и подростком
Реализация программы работы
Текущие и контрольные посещения
Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком
Снятие семьи с социально-педагогического учета
Слайд 18На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:
Наблюдение
– метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
Опрос – устный и письменный (анкетирование)
Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра
Слайд 19На этапе оказания помощи семье и подростку «группы риска» применяются:
Метод воспитания
– способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Слайд 20Методы социально-психологической помощи:
Консультирование
Тренинг
Социальный патронаж
Слайд 21Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися
в ТЖС:
В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:
Устранению причин и условий неблагополучия
По оказанию конкретной помощи семье
По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе