Презентация, доклад на тему ФОРМИРОВАНИЕ УУД КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Содержание

План: 1. Актуальность проблемы развития универсальных учебных действий, ее факторы.2. Анализ понятия «универсальные учебные действия». Виды УУД.3. Функции универсальных учебных действий.

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ УУД КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 2 План:
1. Актуальность проблемы развития универсальных учебных действий, ее факторы.
2. Анализ понятия

«универсальные учебные действия». Виды УУД.
3. Функции универсальных учебных действий.
План: 1. Актуальность проблемы развития универсальных учебных действий, ее факторы.2. Анализ понятия «универсальные учебные

Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под редакцией А.Г. Асмолова. М. – Просвещение, 2010.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.В. Карабанова], М. – Просвещение , 2010.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.
4. Битянова М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия – новые задачи. Информационный бюллетень. - №5, 2011.
5. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: под общей ред. Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.

ЛИТЕРАТУРА  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для

Слайд 4В чем заключается отличие в целях образования прошлых лет и сегодняшнего

образования?

В том, что сегодняшнее образование закладывает основы формирования учебной деятельности:
формировании системы учебных и познавательных мотивов;
умение принимать, реализовывать учебные цели;
планировать и оценивать учебные действия и их результат;
основу формирования нравственного развития;
основу преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального и среднего общего образования;
обеспечивает индивидуальное развитие обучающихся, в том числе одаренных и нуждающихся в специальных условиях детей.

В чем заключается отличие в целях образования прошлых лет и сегодняшнего образования? В том, что сегодняшнее образование

Слайд 5Целями современной школы являются:
развитие у детей способности самостоятельно ставить учебные цели;
проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Целями современной школы являются: развитие у детей способности самостоятельно ставить учебные цели;проектировать пути их реализации, контролировать и

Слайд 6Приоритетной задачей, решаемой ОУ, является выявление психологических условий формирования системы универсальных

учебных действий. В решении этой задачи ключевым моментом является разработка программы их психологического мониторинга.

Приоритетной задачей, решаемой ОУ, является выявление психологических условий формирования системы универсальных учебных действий. В решении этой задачи

Слайд 7Образовательная технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος —

слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Технологию отличает системность в наборе форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитания

Образовательная технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм,

Слайд 8Авторы концепции развития УУД А.Г. Асмолов др. рассматривают их как существенную

психологическую составляющую образовательного процесса, а технологии их измерения и проектирования признают как важное условие их формирования

Авторы концепции развития УУД А.Г. Асмолов др. рассматривают их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса, а технологии

Слайд 9 Актуальность проблемы развития УУД заключается:
в создании условий для достижения успешности;
в формировании

общекультурной и гражданской идентичности;
в сохранении единства образовательного пространства;
в необходимости конкретизировать требования к результатам образования;
в дополнении традиционного содержания образовательных программ;
в необходимости ускоренного совершенствования образовательного пространства;

Актуальность проблемы развития УУД заключается: в создании условий для достижения успешности;в формировании общекультурной и гражданской идентичности;в

Слайд 10УУД определяются как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных

предметных областях и мотивацию к обучению (О.А. Карабанова). Являются конечным результатом формирования навыков учебной деятельности.
УУД определяются как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях и мотивацию к обучению

Слайд 11УУД создают:
условия для личностного развития:
обеспечивают высокую социальную и профессиональную мобильность;
успешное усвоение

знаний, умений, навыков;
способствуют формированию компетентности в любой предметной области познания;
определяют развитие коммуникации с учителем и сверстниками.
УУД создают: условия для личностного развития:обеспечивают высокую социальную и профессиональную мобильность;успешное усвоение знаний, умений, навыков;способствуют формированию компетентности

Слайд 12 Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, компетентностного,

проблемно-ориентированного (Л.В. Занкова), личностно-ориентированного образования (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская).

Системно-деятельностный подход включает в себя:

учет индивидуальных, психологических, личностных, возрастных физиологических особенностей учащихся;
развитие личностных качеств, удовлетворяющих требования современного общества;
обеспечение преемственности между различными ступенями образования;
использование разнообразных организационных форм в процессе обучения в соответствии с ФГОС.

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, компетентностного, проблемно-ориентированного (Л.В. Занкова), личностно-ориентированного

Слайд 13 Что касается компетентностного подхода то, он связан с формированием компетентностей: познавательной,

коммуникативной и др. Компетентность предполагает результат когнитивного научения. Рассматривается как общая способность и готовность использовать ЗУН в реальной жизни. Компетентность - это знание в действии и означает способность устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, принимать решение в условиях неопределенности.


Принципами проблемно-ориентированного развивающего образования являются:
высокий уровень трудности обучения;
быстрый темп в изучении материла;
интенсификация обучения за счет включения эмоциональной сферы.

Что касается компетентностного подхода то, он связан с формированием

Слайд 14Виды УУД

Стандарт устанавливает три группы образовательных результатов:
личностные;
метапредметные;
предметные.

Виды УУДСтандарт устанавливает три группы образовательных результатов:личностные;метапредметные;предметные.

Слайд 15Личностные результаты включают:

самоопределение;
смыслообразование;
морально-этическая ориентация.

Личностные результаты включают:самоопределение;смыслообразование;морально-этическая ориентация.

Слайд 16 Содержание личностных результатов включает:
сформированность внутренней позиции школьника;
основ гражданской идентичности;
сформированность самооценки, включая

осознание своих возможностей в учении;
мотивацию учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные, любознательность, интерес к новым способам решения проблем);
знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений.
Содержание личностных результатов включает: сформированность внутренней позиции школьника;основ гражданской идентичности;сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в

Слайд 17Под самоопределением понимается сформированность внутренней позиции школьника, принятие новой социальной роли

ученика, становление гражданской идентичности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя, свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Под самоопределением понимается сформированность внутренней позиции школьника, принятие новой социальной роли ученика, становление гражданской идентичности, развитие самоуважения

Слайд 18Смыслообразование предполагает поиск и установление личностного смысла учения на основе устойчивой

системы учебно-познавательных и социальных мотивов, понимание ребенком границ того «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению этого разрыва.
Смыслообразование предполагает поиск и установление личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, понимание

Слайд 19Под морально-этической ориентацией понимается знание моральных норм и ориентация на выполнение

норм на основе понимания их социальной необходимости, способности к моральной децентрации, учета позиций мотивов, интересов участников моральной дилеммы и ее разрешения, развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Под морально-этической ориентацией понимается знание моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной

Слайд 20Личностные результаты достигаются за счет:

учебных предметов;
вариативной части основной образовательной программы.

Личностные результаты достигаются за счет:учебных предметов;вариативной части основной образовательной программы.

Слайд 21К планируемым личностным результатам отнесены:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации

к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции;
социальная компетентность.
К планируемым личностным результатам отнесены:готовность и способность обучающихся к саморазвитию;сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки

Слайд 22Внутренняя оценка личностных достижений включает:
характеристику достижений и положительных качеств личности обучающихся;
определение

приоритетных задач и направлений личностного развития (с учетом достижений и психологических проблем развития);
разработку системы психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач.
Внутренняя оценка личностных достижений включает:характеристику достижений и положительных качеств личности обучающихся;определение приоритетных задач и направлений личностного развития

Слайд 23Под метапредметными результатами понимаются следующие универсальные способы деятельности:

познавательные;
коммуникативные;
регулятивные.

Под метапредметными результатами понимаются следующие универсальные способы деятельности:познавательные;коммуникативные;регулятивные.

Слайд 24Познавательные УУД
можно назвать системой способов познания окружающего мира. Они включают

действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, ее структурирования.
Регулятивные УУД
отражают способность строить учебную деятельность, учитывая цель, мотив, оценку; обеспечивают управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля своих действий.
Познавательные УУД можно назвать системой способов познания окружающего мира. Они включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

Слайд 25Коммуникативные УУД предполагают способность осуществлять коммуникативную деятельность, эффективно общаться в учебных

и внеурочных ситуациях, обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать, понимать партнера, возможность договориться.
Коммуникативные УУД предполагают способность осуществлять коммуникативную деятельность, эффективно общаться в учебных и внеурочных ситуациях, обеспечивают возможность сотрудничества:

Слайд 26Функции УУД:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, использовать

необходимые средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармонизации развития личности и ее самореализации;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Функции УУД:обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, использовать необходимые средства их достижения, контролировать и

Слайд 27Виды универсальных учебных действий

Личностные действия:
личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;
смыслообразование (установление учащимися

связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Виды универсальных учебных действийЛичностные действия:личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и

Слайд 28Регулятивные действия
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и что неизвестно);
планирование (определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик);
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план);
оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить);
саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий).
Регулятивные действия целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что неизвестно);планирование (определение

Слайд 29Познавательные действия
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации,

применение методов информационного поиска;
структурирование знаний;
осознание и произвольное построение речевого высказывания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действия;
смысловое чтение;
постановка и формулирование проблемы;
моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель), преобразование модели;
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез;
постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы).
Познавательные действиясамостоятельное выделение и формирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;структурирование знаний;осознание и

Слайд 30Коммуникативные действия

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, способов

взаимодействия);
постановка вопросов (инициативность в совместном поиске и сборе информации);
разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск альтернативных способов разрешения конфликтов);
управление поведением партнера;
умение выражать мысли

Коммуникативные действияпланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, способов взаимодействия);постановка вопросов (инициативность в совместном поиске

Слайд 31Программа формирования УУД призвана способствовать реализации развивающего потенциала среднего образования. Уровень

сформированности УУД в полной мере зависит от организации учебной деятельности, сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической, коммуникативной деятельности школьника.
Программа формирования УУД призвана способствовать реализации развивающего потенциала среднего образования. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит

Слайд 32
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств выводит на необходимость создания

системы диагностики результатов образовательного процесса. Личностные результаты выпускников на ступени начального образования не подлежат итоговой оценке. Это является принципиальным моментом, отличающим оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.
К оценке личностных результатов привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психодиагностики.
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств выводит на необходимость создания системы диагностики результатов образовательного процесса. Личностные

Слайд 33ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДЛАГАЮТСЯ:
методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант методики

Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера);
методика «Кто Я» (модификация методики М. Куна);
шкала выраженности учебно-познавательного интереса (Г.Ю. Ксензеновой);
методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;
задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже);
анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм в модификации Е.А. Кургановой, О.А. Карабановой).
ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДЛАГАЮТСЯ:методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант методики Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л.

Слайд 34 Создание условий для формирования УУД может быть обеспечено: содержательной интеграцией разных предметных

областей начального образования; установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования; побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности; информационными технологиями (и как средствами организации учебной работы, и как особыми объектами изучения (на интегративной основе);
Создание условий для формирования УУД

Слайд 35обучением навыкам общения и сотрудничества;
поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в

себе;
расширением опыта самостоятельного выбора в учебной и других видах деятельности;
формированием учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

обучением навыкам общения и сотрудничества;поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;расширением опыта самостоятельного выбора в учебной

Слайд 36Далее будут перечислены образовательные технологии, направленные на формирование системы УУД учащихся:

информационно-коммуникационные технологии (компьютерные, мультимедиа, дистанционные, сетевые);
• технологии личностно-ориентированного обучения;
• технологии деятельностного типа (познавательной, творческой, художественно-этетической, коммуникативной деятельности, а также проектно-исследовательская, учебно-исследовательская технологии, тренинги);
• проблемного обучения;
• игровые технологии;
• коммуникативные (коллективные и групповые способы обучения);

Далее будут перечислены образовательные технологии, направленные на формирование системы УУД учащихся:•	 информационно-коммуникационные технологии (компьютерные, мультимедиа, дистанционные, сетевые);•	технологии

Слайд 37 технологии деятельностного типа (познавательной, творческой, художественно-этетической, коммуникативной деятельности, а также

проектно-исследовательская, учебно-исследовательская технологии, тренинги);
• проблемного обучения;
• игровые технологии;
• коммуникативные (коллективные и групповые способы обучения);
технологии деятельностного типа (познавательной, творческой, художественно-этетической, коммуникативной деятельности, а также проектно-исследовательская, учебно-исследовательская технологии, тренинги);•	 проблемного обучения;•

Слайд 38Образовательные технологии включают разнообразные методы и приемы: учебные ситуации (например, ситуация

– проблема, ситуация-оценка, ситуация-тренинг и др.), которые могут быть построены на предметном содержаниии могут носить надпредметный характер. Целесообразно использование системы индивидуальных или групповых заданий, обеспечивающих формирование регулятивных УУД. Такими заданиями могут явиться подготовка материалов для внутришкольного сайта, дневников самонаблюдений, ведения протоколов выполнения различных творческих заданий и т.д.
Образовательные технологии включают разнообразные методы и приемы: учебные ситуации (например, ситуация – проблема, ситуация-оценка, ситуация-тренинг и др.),

Слайд 39В рамках введения ФГОС перед психологической службой ОУ выдвигаются следующие задачи:
психологическое

проектирование УУД;
осуществление экспертизы и мониторинга условий и результатов образовательной деятельности;
участие в выстраивании индивидуальных образовательных траекторий и развивающих траекторий ОУ;
обеспечение психологической преемственности в формировании УУД на разных этапах обучения;
выявление одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществление индивидуально-ориентированной психологической помощи


В рамках введения ФГОС перед психологической службой ОУ выдвигаются следующие задачи:психологическое проектирование УУД;осуществление экспертизы и мониторинга условий

Слайд 40Роль психолога в ситуации введения ФГОС заключается:
в создании социально-психологических условий для

успешного обучения учащихся;
в диагностике метапредметных и личностных результатов;
поддержании их психического здоровья;
создании психологически безопасной и комфортной образовательной среды;
в психологической экспертизе профессиональной деятельности учителя

Роль психолога в ситуации введения ФГОС заключается:в создании социально-психологических условий для успешного обучения учащихся;в диагностике метапредметных и

Слайд 41 Диагностика учителя и психолога четко разведена. Психолог

диагностирует те виды УУД, которые можно измерить с помощью психодиагностических методик. Учителю предлагается проводить целенаправленное наблюдение на уроке, чтобы выявить сформированность некоторых УУД, поскольку не все виды можно измерить с помощью психологических методик.
Новым стало то, что измерение всего спектра характеристик в полном объеме стало обязательном. ФГОС систематизирует диагностико-коррекционную работу психолога и расставляет более четкие ориентиры в работе
Диагностика учителя и психолога четко разведена. Психолог диагностирует те виды УУД, которые можно

Слайд 42Основные элементы содержания деятельности психологических служб в рамках внедрения ФГОС:
выявление наиболее

важных особенностей образовательной деятельности;
организация развивающей работы с целью формирования потребности в получении новых знаний, возможностей их приобретения и реализации в деятельности и общения;
проведение консультационной работы, заключающейся в создании условий для формирования у учащихся способности выбирать и действовать по собственному усмотрению;
составление индивидуальных образовательных маршрутов;

Основные элементы содержания деятельности психологических служб в рамках внедрения ФГОС:выявление наиболее важных особенностей образовательной деятельности;организация развивающей работы

Слайд 43проведение просветительской работы с целью формирования потребности в психологических знаниях, желания

их использования в интересах собственного развития;
организация коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и развитии, профилактической работы направленной на предупреждение возникновения явлений дезадаптации
проведение просветительской работы с целью формирования потребности в психологических знаниях, желания их использования в интересах собственного развития;организация

Слайд 44Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога заключается
в психологическом проектировании УУД;
оказании качественной психологической и

социальной помощи участникам образовательного процесса;
в оценке психологической комфортности образовательной среды, уровня ее безопасности;
прогнозировании социальных рисков образовательного процесса и проведении профилактической работы;
в участии в разработке образовательной программы образовательного учреждения;
в экспертизе и мониторинге условий и результатов образовательной деятельности.
в обеспечении контроля за развитие учащихся.
Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога заключаетсяв психологическом проектировании УУД;оказании качественной психологической и социальной помощи участникам образовательного процесса;в оценке

Слайд 45 Таким образом, совершенно очевидно то, что для

реализации требований стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы. Основой психологического сопровождения ФГОС является единство требований, предъявляемых в школе, семье, а также зависимость точек соприкосновения психологической и методической служб образовательного учреждения.
Таким образом, совершенно очевидно то, что для реализации требований стандарта необходима активная и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть