Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
Попова И.Д. преподаватель 1 категории, колледж КамчатГТУ
Слайд 2ФГОС СПО (иностранный язык)
Обучающийся должен
уметь:
общаться (устно и письменно) на
иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарём) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас,
знать:
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарём) иностранных текстов профессиональной направленности.
Слайд 3Классификация видов чтения
по форме прочтения: чтение про себя; чтение вслух;
по использованию
логических операций: аналитическое и синтетическое чтение;
по глубине проникновения в содержание текста: интенсивное и экстенсивное чтение;
по целевым установкам: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое чтение;
по уровням понимания: полное/детальное понимание; общее/глобальное понимание.
Слайд 4Просмотровое чтение
- это беглое, выборочное чтение текста для более подробного ознакомления
с его «фокусирующими» деталями и частями
цель: получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте
требует от обучающегося довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала
для обучения этому виду чтения предлагается подбирать ряд текстов, тематически связанных между собой.
Слайд 5Ознакомительное чтение
- это познающее чтение, при котором предметом внимания обучающихся становится
все речевое произведение без установки на получение определенной информации
основная коммуникативная задача: извлечь в результате быстрого прочтения всего текста содержащуюся в нем основную информацию
требует умения различать главную и второстепенную информацию
используются сравнительно длинные тексты, лёгкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации
Слайд 6Изучающее чтение
-это вдумчивое и неспешное чтение, которое предполагает анализ содержания читаемого
с опорой на языковые и логические связи текста
целесообразно выделение наиболее важных тезисов и неоднократное проговаривание их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения
для обучения этому виду чтения следует подбирать тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении
Слайд 7Поисковое чтение
- ориентированно на чтение газет и литературы по специальности
цель:
быстрое нахождение в тексте конкретной информации (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний и т.д.)
поисковое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, определить жанр текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме
Слайд 8
В основе каждого вида чтения лежат следующие умения:
понимание общего содержания: получать
общее представление о прочитанном; определять, есть ли в тексте интересующая читателя информация;
понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь (логическую, хронологическую) событий, фактов; предвосхищать возможное развитие (завершение) действия, событий; обобщать изложенные в тексте факты; делать выводы по прочитанному и т.д.;
Слайд 9извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты, детали,
выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно-следственные отношения между ними, определять главную идею, сравнивать, сопоставлять информацию и др.;
понимание необходимой (интересующей) информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выявлять информацию, относящуюся к какому-либо вопросу, определять важность (ценность) информации и др.
Слайд 10Вывод
чтение на иностранном языке является видом речевой деятельности, позволяющим не имитировать,
а воспроизводить одну из форм реального иноязычного общения;
в результате чтения осуществляется процесс получения информации, а это, в свою очередь, имеет практическую значимость для будущей профессиональной деятельности специалиста;
основными факторами, стимулирующими познавательный интерес к овладению навыками чтения, являются страноведческая насыщенность и профессиональная направленность учебного материала, эмоциональная окрашенность текстов, разнообразие тем и жанров, аутентичность текстового материала, коммуникативная направленность заданий.
Слайд 11Литература
Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В.
Муштавинская. - СПб.: СПб ГУПМ, 2003.
Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова.- Орел:ОГУ, 2005. - 114 с.
Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. – М.: Высшая школа, 2005.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 № 443