Слайд 1Формирование речевых навыков на основе условно-речевых и речевых упражнений
Доклад на заседании
ШМО учителей иностранного языка
Слайд 2Основоположник коммуникативного метода в обучении иноязычной культуре – профессор Пассов Ефим
Израеливич
Слайд 3Первый принцип построения условно-речевых упражнений
Принцип исполнения речевой задачи говорящего в качестве
установки.
Выдвижение на передний план речевой задачи создаст в упражнении условия, адекватные речевым, которые будут действительно речевыми действиями, обеспечит комплексность усвоения лексической, грамматической и произносительной стороны речевой деятельности.
Слайд 4Стимул для ученика высказываться в процессе реальной коммуникации
Технология общения жизненно
важна для учителя. Поэтому необходимо формулировать установки так, чтобы они выражали стимул, побуждающий ученика высказываться в процессе реальной коммуникации.
Слайд 5Примеры установок
К примеру: Вместо "Rewrite the sentences using Past Simple" попробуйте
сказать "I'm going to tell you what I usually do. And you should ask me about my yesterday activities".
Teacher: Every morning I get regular exercise.
Student: Did you do your morning exercise yesterday morning?
Teacher: Of course!
Вместо "Complete the sentences using should\shouldn't" можно сказать: "Try to advise me not to refuse".
Teacher: I don't want to get regular exercise.
Student: You should get regular exercise in order to keep fit and feel great.
Teacher: I want to eat a lot of ice-cream.
Student: You shouldn't eat a lot of ice-cream because you can get sore throat.
Слайд 6Второй принцип построения условно-речевых упражнений
Принцип аналогии в образовании и усвоении грамматических
форм.
Выполняя речевую задачу, ученик конструирует свои реплики по аналогии с образцом, который обычно предъявляет учитель в реплике или на доске.
Слайд 7Третий принцип построения условно-речевых упражнений
Принцип параллельного усвоения формы и функции при
ведущей роли последней
Диапазон типов упражнений, которые могут применяться в рамках коммуникативного подхода, практически не ограничен. Предполагается, что это такие упражнения, которые обеспечивают достижение коммуникативных целей, вовлекают обучаемых в процесс общения и предполагают употребление таких коммуникативных процессов как обмен информацией, обсуждение, взаимодействие.
Слайд 8
упражнения для обучения говорению
Слайд 91 вид условно-речевых упражнений, предложенный Е. И. Пассовым
1. Имитативные.
При выполнении
таких упражнений учащийся использует речевой образец, который он воспринял в реплике учителя.
Teacher' s task: Tell me that you like doing the same.
Teacher: I enjoy travelling.
Student: I also enjoy travelling.
Слайд 102 вид условно-речевых упражнений, предложенный Е. И. Пассовым
2. Подстановочные.
Учащийся осуществляет действие
по подстановке ЛЕ в грамматическую структуру, также предъявляемую в реплике учителя.
Teacher' s task: Try to object me if it's wrong.
Teacher: You like watching soap operas, don't you.
Student: I don't like watching soap operas. I enjoy watching comedies.
Слайд 113 вид условно-речевых упражнений, предложенный Е. И. Пассовым
3. Трансформационные.
Предполагают трансформацию реплики
учителя.
Teacher' s task: Tell me that you want to do something else.
Teacher: I read a novel of Daphne du Maurier every day.
Student: I'm going to read poems of Ahmatova.
Слайд 124 вид условно-речевых упражнений, предложенный Е. И. Пассовым
4. Собственно-продуктивные.
Учащиеся самостоятельно воспроизводят
лексические единицы в высказываниях.
I enjoy holidays and I travel a lot. Travelling broadens my mind and I feel great.
Слайд 13Речевые упражнения
Е. И. Пассов организует данные упражнения в 3 группы.
1. Упражнения
в передаче содержания: пересказ, сокращённо-выборочное изложение и другие виды упражнений.
2. Упражнения в описании чего-либо: описание элементарных изображений, сюжетов, объектов.
3. Упражнения в выражении отношения и оценки: дискуссия, комментирование.
Особый вид упражнений - упражнения имитирующие общение, позволяющие работать в быстром темпе, психологически простые по способу выполнения. По характеру они могут быть речевые, по методической направленности аспектными. Например: репликовые упражнения, условная беседа, вопросы учащихся, пресс-конференция, интервью, упражнения типа "обратись ко мне".