Слайд 2
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА – специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического
материала, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно. Фонетическая зарядка незаменима при становлении не только произносительных, но также и лексических навыков.
Слайд 3
ЦЕЛЬ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ:
- Предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого
порядка — слуховых, произносительных, ритмико-интонационных.
- Отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались, недостаточно сформированными.
Слайд 4
СОДЕРЖАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ
чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;
чтение
сложных в фонетическом отношении частей предложения, словосочетаний с нанизыванием слов поочередно с начала или с конца;
слушание с целью определения ошибок;
распознавание диалектов;
определение отношения к чему-либо по интонации;
произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи;
повторение в паузу;
повторение синхронно за диктором/учителем/товарищем;
узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение и т. д.
Слайд 6
МЕСТО ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКЕ
У фонетической зарядки нет и
не может быть фиксированного места на уроке. Не вызывает сомнения тот факт, что фонетическая зарядка тяготеет к началу урока, так как в данном случае она нейтрализует влияние звуковой среды родного языка, способствует созданию атмосферы иноязычного общения, предупреждает появление фонетических ошибок по материалу всего урока.
Слайд 8
Но фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи:
развитие речевого аппарата;
снятие
напряжения;
учет индивидуальных особенностей учащихся.
Слайд 9
Работа над фонетикой более результативна, если она сочетается с другими видами
деятельности. Место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач, стоящих перед нею. Ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями. Фонетическая зарядка помогает их предвосхитить и избежать. Это может быть контрольное чтение вслух или наизусть, декламация стихотворения или драматизация диалога, употребление новой лексики, аудирование и т. д.
Слайд 10В учебном процессе фонетические зарядки можно использовать при работе над:
1. фонетическим
материалом – традиционная фонетическая зарядка;
2. Лексическим материалом – лексическая фонетическая зарядка;
3. Аудированием
4. Говорением
5. Чтением
6. Письмом
Слайд 11
7. Грамматическим материалом – грамматическая фонетическая зарядка. Целью лексической фонетической зарядки
является отработка произношения и интонации при ознакомлении с лексическим материалом. Такой вид фонетической зарядки называется тематическая, когда слова объединены одной темой. Проведение такой зарядки возможно по истечении серии уроков, в завершение работы по определенной теме, когда необходимо освежить фонетический аспект усвоенного лексического материала.
8. Снятие напряжения и усталости – релаксационная фонетическая зарядка;
9. Общим развитием – общеобразовательная фонетическая зарядка (фонетическая отработка реалий страны изучаемого языка).
Слайд 13
ВИДЫ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ:
1) Фонематическая фонзарядка
Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного
звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе. Например, звук [r].
[r]
right – That’s right!
wrong – That’s wrong!
Is it right? Is it wrong?
It is right! It is wrong!
Who is right? Who is wrong?
Peter is right. Peter is wrong.
Слайд 14
2) Лексико-фонетическая фонзарядка.
Данная фонзарядка направлена на фонетическую отработку вокабуляра по определенной
теме с одной стороны, и на закрепление лексики с другой. Учитель обращает внимание учащихся на произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется.
Например, лексико-фонетическая зарядка по теме «Asking the way» (5 класс) выглядит следующим образом:
turning, the first turning, the first turning to the left. Take the first turning to the left.
crossing, a street crossing. Stop at a street crossing.
В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи.
Слайд 15
3) Грамматико-фонетическая зарядка
Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать различные грамматические структуры
и явления. Как правило, эти явления уже знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя. Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают и могут правильно ее перевести на русский язык. Приведем пример грамматико-фонетической зарядки в виде рифмовки, в которой отрабатывается время Present Continuons (5 класс):
One, two, three, four.
Tom is sitting on the floor.
One, two, three, four.
Who is sitting on the floor?
По образцу можно попросить учащихся самих придумать подобные рифмовки и проверить, насколько хорошо они усвоили отрабатываемую грамматическую структуру.
Слайд 16
4) Фонзарядки на мелодику, ритм и ударение.
Вначале предъявляются предложений различного типа,
снимаются языковые трудности, учащихся просят с помощью жестов показать, поднимается ли голос вверх или падает вниз. Затем происходит индивидуальная и хоровая отработка интонационных моделей:
The town is ‘far from ↓Moscow.
How ‘far is it from ↓Moscow?
Is it ↑far from Moscow?
It is ↓far from Moscow, ↑isn’t it?
Is it ↑far from Moscow or ↓near it?
Слайд 17
Фонетическую зарядку нужно проводить систематически, варьировать ее место в структуре урока
исходя из методической целесообразности, задач, уровня обученности учащихся и этапа обучения.