Слайд 1“2 нче урта гомуми белем бирү мәктәбе”ТМР ТР
Әдәби уку дәресләрендә
тәнкыйди
фикерләү
үсеше технологиясен куллану
Г.М.Долгова
татар теле һәм әдәбияты укытучысы
Слайд 2Алты эшләпә методы
Метод шести шляп — это один из самых действенных
приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.
Слайд 3
ЦЕЛЬ: представить свою систему работы по организации познавательной деятельности обучающихся при
обучении татарскому языку и литературе на основе технологии развития критического мышления
ЗАДАЧА: внедрить в образовательную практику методы, приёмы и способы организации образовательной деятельности, основанные на развитии критического мышления; усилить метапредметную составляющую содержания обучения через апробацию и внедрение в работу компетентностных заданий
Слайд 4 Тәнкыйди фикерләү
Мәгълүматны актив кабул итү
Аңлаешлы, төгәл бяләү,
рефлексия
Фактларга
нигезләнеп, логик фикер йөртү
Слайд 5Бурычлар
Уку эшчәнлеген мотивлаш
тыру :
уку процессына карата кызыксынуны үстерү һәм
уку материалын актив кабул итү
Мәглүмати
грамотлы
лык:
Төрле катлаулылык
тагы мәгълүматка мөстәкыйль рәвештә бәя бирә белү
Социаль
компетентлы
лык:
коммуникатив эшчәнлекне формалаш
тыру һәм алар өчен җавап бирү
Слайд 6Технологик чылбыр
Белемнәрне актуальләштерү һәм гомумиләштерү
Яңа мәгълүмат алу, уйлау
Алган мәгълүмат белән эшләү
һәм аны гомумиләштерү
чакыру
фикер
ләү
рефлек
сия
Слайд 7Нәтиҗәләр
Сыйныфта бердәм эшләү атмосферасын, җаваплылык тудыру
Текстны кыскарту күнекмәләрен формалаштыру
Уйлап уку күнекмәләрен
формалаштыру
БДИ һәм БРТ иншасын язганда үз фикереңне төгәл, дөрес күрсәтә белү
Слайд 8* Метод «Шесть шляп мышления»
Ученики по-разному воспринимают информацию, мыслят, эту
особенность нужно учитывать как при работе с текстом, так и на стадии рефлексии.
Группа школьников делится на шесть команд. Каждой вручается одна из шести шляп, предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Уен өчен
Слайд 9Белая шляпа
Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.
Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Слайд 10 Жёлтая шляпа
Необходимо выделить в рассматриваемом явлении положительные
стороны и аргументировать, почему они являются таковыми. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Второстепенный персонаж из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» пёс Соколко относится к героям, олицетворяющим добро, потому что …»
Слайд 11Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно,
неясно, проблематично, негативно и объяснить почему. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Например, «Мы не изучаем немецкий язык, поэтому мы не можем сравнить балладу Ф. Шиллера «Водолаз» с её легендарной обработкой В. Жуковского «Кубок».
Слайд 12Красная шляпа
– эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с
теми или иными моментами рассматриваемого явления. Не нужно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. «Финал “Муму” вызвал у меня чувство растерянности и жалости/тоски».
Слайд 13Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно
было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».
Слайд 14Синяя шляпа
Это философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в
«синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке.