Слайд 1обучение
аудированию
на начальном этапе
Слайд 2Аудирование на иностранном языке относится
к числу умений, которые нельзя сформировать
раз и навсегда.
Оно требует постоянной тренировки с использованием постоянно усложняющегося материала
и в условиях нарастающей трудности.
Слайд 3Развитие умения аудирования возможно при условии, что в ходе обучения у
учащихся должны формироваться аудитивные навыки, навыки вероятностного прогнозирования и увеличение объёма памяти при употреблении определённой системы упражнений
Слайд 4При обучении аудированию на начальном этапе наибольший эффект приносит обучение в
играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным.
Слайд 5Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности, поэтому на основе
его расширенного применения можно сделать обучение иностранному языку гораздо эффективнее.
При обучении аудированию мы решаем задачи развивать речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенции.
Слайд 6Основным средством обучения аудированию как цели является аудиотекст и умелая организация
работы с ним призвана решить ряд важнейших задач обучения пониманию иноязычной речи на слух.
Слайд 7Приемы и методы обучения аудированию на различных этапах работы с текстом.
Для
эффективного обучения аудированию важен выбор аудиотекста. Существует ряд требований к текстам для аудирования:
воспитательная ценность, интересный сюжет, информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов, соответствие возрастному уровню развития ученика и конкретным целям обучения на разных этапах, аутентичность текста.
Слайд 8Авторы УМК «Rainbow English» предлагают разбить работу над текстом на три
этапа
Слайд 91) До прослушивания
Pre-listening
-установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь
- дать представление, о чем пойдет речь.
-попросить учеников сформулировать собственные цели аудирования данной информации, в случае необходимости помочь ученикам в постановке верной цели Pre-listening
-познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. С учётом требований ГОС, конечно, сделать это нужно, используя беспереводной способ семантизации слова, для того, чтобы ученик самостоятельно догадался о значении.
-активизировать лексику по теме
-актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они...? Что это такое?
-вызвать интерес к теме - возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте.
-прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойти речь, как могут развиваться события.
Слайд 10Предварительная инструкция создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу.
Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель должен снять возможные трудности. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание, какие возникнут трудности и как в связи с ними организовать свою работу.
Слайд 112) Во время прослушивания
While-listening:
Listening for gist, или аудирование для понимания
общего содержания текста, без концентрации внимания на конкретных деталях.
Listening for specific information, или аудирование для понимания определённых деталей текста.
Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях
прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений
прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.
закончить следующие предложения.
прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.
прослушать текст и найти русский/ английский эквивалент слов.
Слайд 123) После прослушивания
Post-listening. Реакция на текст.
– задания на творческую
переработку воспринятой информации;
– задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности
Примеры заданий на контроль понимания после прослушивания:
подтвердить или опровергнуть высказывания;
подобрать иллюстрации к тексту;
упорядочить пункты плана;
выполнить тест множественного выбора (из 3-4 утверждений – одно правильное, остальные – дистракторы – отвлекающие);
выполнить тест восстановления (учащиеся слушают текст дважды. Второй раз текст предъявляется с пропусками с определенными заранее интервалами. Задача учеников – записать по порядку пропущенные слова.);
выполнить альтернативный тест (да – нет, “+”, “-”);
выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов;
определить количество смысловых частей;
изобразить услышанное в виде рисунка.
Слайд 13В настоящее время система упражнений по развитию навыков аудирования, предоставленная УМК
«Rainbow English», включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как цели обучения, и как средству овладения другими видами речевой деятельности.
К достоинствам системы можно отнести:
аудиотексты представляют собой рационально отобранные, и законченные фрагменты звучащей речи. Они обладают смысловой завершенностью, смысловой структурной целостностью, композиционной оформленностью.
Что касается выбора правильных аудиотекстов, то можно сделать вывод о том, что они соответствуют критериям подбора материалов по аудированию для младших школьников:
Длина текста для аудирования составляет не более 1-2 минут. Содержание текста соответствует языковому уровню учащихся начальной школы. Тематика текстов подобрана в соответствии с возрастными интересами учащихся. Диктор произносит текст четко, внешние шумы отсутствуют. Представлены четкие изучаемые языковые модели.
Слайд 14Недостатками являются:
превышение нормы скорости чтения текста диктором. Но при помощи пауз
в прослушивании можно минимизировать эту проблему.
тексты, предоставленные разработчиками УМК «Rainbow English», начитываются русскоязычными дикторами, взрослыми людьми, в то время как иногда требуется голос сверстника. Но благодаря возможностям интернета можно найти, скачать и показать детям абсолютно аутентичный материал, так как многие тексты взяты из оригинальных источников.
Слайд 15 Дети младшего школьного возраста очень любят
рисовать и с удовольствием выполняют задания по аудированию, где необходимо дорисовать рисунок или раскрасить его в соответствии со звучащим текстом.
Задания на аудирование разнообразны и за счет игр, требующих повышенного внимания. Такие игры помогают учащимся не только повеселиться, но требуют от них внимательно вслушиваться в слова диктора.
Слайд 16Игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:
1) научить учащихся понимать смысл
однократного высказывания;
послушай и отметь ту фразу, которую не произносит диктор
2) научить выделять главное в потоке информации;
послушай рифмовку и закончи её при помощи вопросительных слов
3) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
послушай словосочетания и отметь те из них, которые произносит диктор
4) развивать слуховую память учащихся;
послушай и отметь, какое время называет диктор
5) развивать слуховую реакцию.
послушай и выполни команду
Слайд 17 Самый простой пример такой игры True or false. Учитель просит
детей внимательно слушать, что будет говорить диктор. Если то, что он скажет верно, учащиеся хлопают один раз, если нет, два раза.
Так как младшие школьники как правило творчески подходят ко всем задяниям и любят рисовать, то предлагаются такие варианты игр:
Раскрась рисунок в тот цвет, который назовет диктор
Последовательно соедини точки, чтобы получился рисунок, и сделай к нему подпись. Раскрась рисунок.
Послушай названия предметов и нарисуй их.
Слайд 18 Вышеуказанные задания способствуют развитию навыков аудирования. Учебный
процесс становится более привлекательным и разнообразным. Во время урока игры позволяют переходить с одного вида деятельности на другой. Аудитивные игры учитывают психологические особенности детей младшего школьного возраста. Игры имеют и воспитательное значение: позволяют воспитывать такие качества как умение работать в коллективе, дружелюбие, внимательность.
Слайд 19 Приведенное выше разнообразие заданий по
аудированию доказывает, что учебный процесс может быть очень интересен и занимателен. Недооценка аудирования приводит к неправильному фонетическому оформлению самостоятельных речевых действий, к проблемам составления речевых высказываний, к неумению слушать собеседника и активно участвовать в общении.