Слайд 1Аудирование как вид речевой деятельности
Котова С.С.
учитель англ. языка лицея № 281
Слайд 2Цель обучения ИЯ
Целью обучения ИЯ на всех этапах является развитие иноязычной
коммуникативной компетенции, которое происходит по мере овладения разными аспектами языка (грамматики, фонетики и лексики), а также развитие умений в различных видах речевой деятельности, одним из которых является аудирование.
Слайд 3Аудирование -
это понимание воспринимаемой на слух речи. Аудирование составляет основу общения,
с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
Слайд 5Цель аудирования
Обучая аудированию, как и другим видам речевой деятельности, мы
преследуем цель развивать речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.
Слайд 6Развитие компетенций в процессе аудирования
Слайд 7Аудирование
Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Овладение
аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели, а также формирует умение предвосхищать смысловое содержание.
Слайд 8Связь между аудированием, говорением и письмом
Слайд 9Последовательность обучения видам коммуникативной деятельности
Слайд 11Этапы обучения аудированию
начальный этап обучения (2 - 6 классы)
творческий этап обучения (7 -
11 классы)
Слайд 12Начальный этап обучения (2 - 6 классы)
Считается наиболее трудным для детей
из-за сильного интерферирующего влияния родного языка и отсутствия опыта в изучаемом языке.
В этот период:
закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности,
формируются слухо-произносительные и орфографические навыки и речевой слух,
устанавливаются звукобуквенные и буквенно-звуковые связи,
приобретается минимально необходимый запас языкового материала.
В это же время закладывается основа развития всех видов речевой деятельности, что выражается в формировании базовых умений и навыков.
Слайд 13Шесть основных умений, составляющих уровень владения аудированием
Слайд 14Аудирование на творческом этапе (7-11-е классы)
Аудирование речи на творческом этапе, которому
предшествует этап становления речевых навыков, находится в прямо пропорциональной зависимости от степени автоматизации речевых образцов в громкой речи говорящего.
Слайд 15Рекомендации отечественных и западных методистов
Слайд 18Задания на развитие умения передавать услышанное своими словами
Слайд 19Контроль качества сформированности умений аудирования на начальном этапе
Слайд 20Контроль качества сформированности умений аудирования
Слайд 21Упражнения для обучения аудированию
Слайд 22Предтекстовые упражнения
Восприятие и проговаривание за диктором слов, словосочетаний, фраз, предложений, пословиц.
наиболее
интенсивно управляют процессом восприятия иноязычной речи;
способствуют созданию у обучающихся мотивации, настроя на прослушивание текста определённого содержания;
снятию языковых (лексических, грамматических и фонетических) трудностей, а также трудностей, касающихся страноведческой информации.
Слайд 23Текстовые упражнения
игры с цифрами и буквами,
упражнения для развития фонематического слуха,
визуальный диктант,
ориентация по плану,
определение верных высказываний,
выписывание отдельной информации и другие.
Слайд 24Послетекстовые упражнения
Послетекстовые задания выполняют, как правило, контролирующую функцию.
Слайд 25Задания для работы с текстом для развитие навыков аудирования
прослушай текст и
составь план содержания;
ответь на вопросы по содержанию;
выбери правильные ответы из ряда данных;
составь вопросы по содержанию;
дополни предложения;
исправь неверные утверждения;
проиллюстрируй тезисы примерами из текста;
упорядочи предложения в соответствии с логикой содержания услышанного;
выбери иллюстрации, соответствующие излагаемому в тексте материалу;
выпиши из текста слова и выражения по изучаемой теме;
озаглавь прослушанный текст;
перескажи текст.
Слайд 26Визуальный диктант
Обучающимся раздаются незаполненные планы квартиры или комнаты, в которых они,
ориентируясь на слух, должны расставить мебель. Предлоги места также предоставляют возможность использования данного вида упражнения.
Слайд 27Имитационные упражнения
Упражнения «слушай и повторяй» очень важны для совершенствования навыков произношения
и интонации.
Примеры:
прослушай скороговорку и скажи, сколько ты услышал слов, начинающихся со звука [t]:
Never trouble trouble untill trouble troubles you,only doubles trouble and troubles others too.
прослушай ряд слов и назови номера тех, в которых есть звук [e]:
bad, Ted, mat, sad, bear, red, fat, bed, Fred, cat, bed.
Слайд 28Упражнения, развивающие слух и произношение
Упражнения, в которых нужно прослушать и выбрать
правильный ответ на вопрос или верное высказывание из двух или нескольких вариантов.
Слайд 29Увеличение цепочки
Задания на расширяющее повторение. Такие упражнения тренируют память, помогают запоминать
все более длинные предложения.
Listen and repeat:
book;
interesting book;
read an interesting book;
to read an interesting book with friends;
like to read an interesting book with friends;
sisters like to read an interesting book with friends;
sisters like to read an interesting book with friends in the evening.
Слайд 30Упражнения, тренирующие языковые модели
1. подстановочные упражнения, где элемент подстановки дается в
виде подсказки и есть опора на текст, таблицу, схему или есть список слов и словосочетаний для подстановки;
Слайд 31Упражнения, тренирующие языковые модели
2. трансформационные упражнения, которые активизируют активность учащихся и
необходимы для выработки автоматизма в процессе проговаривания;
Например,
изучив Тhe Present Perfect Tense (настоящее завершенное время), можно предложить такое упражнение:
выслушай просьбу и скажи, что ты это уже сделал.
Дается образец:
Please, do your homework. I have already done it.
Слайд 32Упражнения, тренирующие языковые модели
3. упражнения на соединение 2-х и более моделей.
Например,
учащийся прослушивает два простых предложения и выполняет задание соединить их в одно сложноподчиненное с помощью союзного слова:
Запись: because I didnt write a letter. I was short of time
Ученик (в паузе): I didnt write a letter because I was short of time.).
Слайд 33Упражнения, тренирующие языковые модели
4. дифференцированные упражнения,
которые составляются по принципу противопоставления
лексических и грамматических структур.
Например,
противопоставление утвердительной и отрицательной формы в Present Progressive - настоящем длительном времени.
Учитель: Olga is reading a book now. And you?
Ученик: I am not reading a book now.
Слайд 344 группы упражнений для обучения аудированию
Эти задания позволяют формировать не только
умения слышать и понимать речь, но и вступать в общение, высказывать свое мнение, поддерживать беседу.
упражнения для контроля понимания текста;
упражнения для обучения навыкам передачи содержания текста;
упражнения для обучения первичному анализу текста, умения высказать личное впечатление о тексте на элементарном уровне, обосновать свою точку зрения;
упражнения для обучения творческой переработке текста.
Слайд 351. Упражнения для контроля понимания текста
назови действующих лиц сказки или рассказа;
найди
в тексте предложения, которые объясняют (доказывают), почему он (она) так поступил;
выбери соответствующие содержанию текста рисунки из ряда предложенных;
ответь на вопросы;
выбери правильный ответ на вопросы ( даны варианты ответов);
кто из героев сказал эти слова?;
Слайд 362. Упражнения для обучения навыкам передачи содержания текста
составление плана и использования
его в качестве опоры;
передача содержания текста одним предложением;
выбор из ряда предложенных одного высказывания, (не) соответствующего содержанию текста;
пересказ текста с высказыванием собственного мнения (2-3 дополнительных предложений).
Слайд 373. Упражнения для обучения первичному анализу текста, умения высказать личное впечатление
о тексте на элементарном уровне, обосновать свою точку зрения
простое высказывание о том, что понравилось ( не понравилось) в текст;
обсуждение действующих героев, которые понравились (не понравились);
доказать свою точку зрения;
подбор (выбор) заголовка к тексту и обоснование (с опорами) на русском языке или иностранном.
Слайд 384. Упражнения для обучения творческой переработке текста
придумать свое начало текста или
его конец;
придумать или выбрать новый заголовок к тексту.
Слайд 39Обучение аудированию в играх
Игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:
научить учащихся
понимать смысл однократного высказывания;
научить выделять главное в потоке информации;
научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
развивать слуховую память учащихся;
развивать слуховую реакцию.
Слайд 40Обучение аудированию в играх
Обучение аудированию в играх может помочь достижению следующих
целей аудирования:
научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
научить выделять главное в потоке информации;
научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
развивать слуховую память учащихся;
развивать слуховую реакцию.
Слайд 41«Simon Says»
Teacher: «Children, look at this man. His name is Simon.
And he is a teacher now. You must obey only his commands. Simon says, «Stand up!» Good! Simon says, «Hands up!» Good! Sit down! Why did you sit down? Simon did not say, «Sit down». Remember - Simon is a teacher».
Ребята поняли условия игры: они должны выполнять команду только в том случае, если ей предшествует слова «Simon says». Ученик, сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.
Слайд 42«We Can Eat Bread»
«Look, this is bread. I can eat it»
сказал
учитель, кладет в рот кусочек хлеба и съедает его. То же самое он делает с сыром. Затем берет авторучку и делает вид, будто пытается её съесть, при этом всё время повторяя: «We can eat a pen.» «No», закричали дружно все ученики. Тогда учитель раздает каждому по фишке и говорит, что при упоминании съедобного предмета ученики должны поднять руки, а если же кто поднимет руку при упоминании несъедобного предмета, он должен отдать фишку.
Teacher: We can eat butter. We can eat jam. We can eat chalk. Oh, Andy, give me your counter, please.
В дальнейшем можно использовать и другие зачины:
«We can drink tea (milk, coffee, sugar, water)».
«We can eat with a spoon (a fork, a pen, a knife)».
Слайд 43«Whose Picture is it?»
Как правило, ребята любят рисовать. Этим может воспользоваться
учитель, попросив учеников нарисовать к очередному уроку дом. Ученики выполняют задание, учитель собирает рисунки, проверяет их, ставит оценки и… «забыл» принести работы в класс. Учитель предлагает описание рисунка:
Teacher: I remember one picture. We see a house in the picture. The house is green It has 3 windows. The roof is red. The chimney is red, too.
Если ученики не узнают по описанию свои картинки, то учитель три-четыре такие картинки прикрепляет к классной доске. Ребята слушают рассказ учителя и должны определить, о каком рисунке идёт речь.
К этой игре учитель может обращаться часто, меняя сюжеты рисунков в зависимости от изучаемой темы.
Слайд 44«Introductions»
Учитель предлагает всем сесть в круг и объясняет, что ребята пришли
на вечер, где никто никого не знает. Надо познакомиться:
«Introduce yourselves to one another, and give yourselves numbers. Say, I am Victor, number one, I am Katya, number two, and so on».
Ребята садятся и начинают знакомиться. Одному из учеников стула не досталось - он водит, но у него самая интересная роль. Он ходит по кругу и говорит с играющими:
P: Number 3. - №3: I am Lena. - P: Number 3, sit down. Number 10. - №10: I am Kolya. - P: Number 10, sit down.
Едва водящий «притупил бдительность играющих», как
вдруг сказал: «Number 11, number 6 - change places».
Названные ученики выполняют команду, а водящий
старается быстро занять место одного из них.
Оставшийся без места водит.
Слайд 45«Follow My Directions»
Учитель напоминает учащимся хорошо известную игру «Холодно - жарко»
и предлагает один из её вариантов. Водящий выходит из класса, тем временем прячется какой-нибудь предмет - кусочек мела, пуговица, карандаш и т.д. Ученики хором приглашают водящего в класс:
«Ring the bell! Knock at the door! Draw the latch! Ting-a-ling! Rat-tat-tat! Click-clack! And walk right in!»
Между водящим и классом возникает шуточный диалог:
Silly Billy, silly Billy. Why is Billy silly? Silly Billy hid a shilling.
Isn't Billy silly?No.
Теперь ребята начинают говорить по очереди:
«Take 3 steps forward. Turn to the right. Turn to the left. Go up to Misha`s desk».
(Спрятанный мел находится где-то около парты, за которой сидит Миша, и водящий должен найти его.) Класс ему помогает:
«Сold. Colder. Warm. Warmer. Hot. Hotter. Very hot!»
Слайд 46«Right - Left»
Все встали в круг, выбрали водящего. Указывая на одного
из играющих, водящий говорит «Right!» и считает до 5. Это означает, что ученик, на которого указал водящий, должен назвать по имени своего соседа справа: «His (her) name is Kolya (Masha)». Если играющий не успевает это сделать на счёт 5, он становится водящим. После этого все меняются местами, игра продолжается.
Слайд 47«Draw a House and Colour It Brown»
«Children, take sheets of paper
and coloured pencils and listen to my commands».
Команды рекомендуется заранее записать на магнитную ленту:
«Draw a small house in the middle. Colour the house brown. Colour the roof red. The house has 2 windows and a door. You can see flowers in one of the windows. Draw a tree to the right of the house. Draw a bird flying over the house. Sign your name. Give the pictures to me.»
Слайд 48«Make It Logical»
Учитель предлагает игру. Суть её заключалась в следующем. На
магнитную ленту записан небольшой рассказ (5-6 предложений), в котором намеренно нарушена логика повествования. Ученики должны восстановить логику рассказа. За каждую правильную перестановку они получают одно очко. Вот один из текстов игры:
«It saved me. I went alone. Once I went to the forest. But the dog knew the way home very well. Only my dog was with me. Suddenly I lost my way»
После исправления текст звучит следующим образом:
«Once I went to the forest. I went alone. Only my dog was with me. I lost my way. But the dog knew the way home very well. It saved me»
Слайд 49«I know His Trade»
Игра заключается в следующем. На магнитную ленту записывается
5 -6 предложений, в которых говорится о том, что обычно делает человек той или иной профессии. Все предложения прослушиваются сразу, без остановки. Среди правильных утверждений попадаются 1-2 неверных или недостаточно точных по содержанию. За каждую замеченную ошибку или поправку даётся 1 очко. Вот предложения для разговора о профессиях:
Слайд 50«Solve Logical Problems»
Эта игра является своеобразной проверкой способности воспринимать речь на
слух. Каждая логическая задача требует не только понимания английской речи, но и умения, одновременно с восприятием услышанного, совершать мыслительную операцию. В этом, с нашей точки зрения, одна из целей аудирования. Все тексты должны быть записаны на магнитную плёнку. Высшая оценка даётся ученику, решившему задачу после первого прослушивания.
Данные тексты являются лишь примерами упражнений, учитель может дополнительно подобрать тексты подобного рода:
Five brothers have each a sister. How many children are there in the family? (6)
Two mothers and two daughters have three apples. Each gets an apple. Is it possible? (Yes, it is possible when one of the mothers is the daughter of the other mother).
In what month does a man speak least of all? (In February).
Six birds were sitting on a branch. A hunter shot at one of them. How many birds remained on the branch? (No birds remained on the branch).