Слайд 1«Избавляемся от иррациональности»
Презентацию подготовили
Ученики 10 «Б» класса
МОУ СШ № 54
Стеканов Вадим
Трохин
Никита
Учитель: Раева Е.В.
Слайд 2В математике не принято оставлять корень или иррациональное число в знаменателе
дроби. Если в знаменателе находится корень, умножьте дробь на некоторый член или выражение, чтобы избавиться от корня. Современные калькуляторы позволяют работать с корнями в знаменателе, но образовательная программа требует, чтобы учащиеся умели избавляться от иррациональности в знаменателе.
Рассмотрим варианты возможных действий
Слайд 3История иррационального числа
Термин «рациональное» (число) происходит от латиноамериканского слова ratio
– отношение, которое является переводом греческого слова «логос» в отличие от рациональных чисел, числа, выражающие отношение несоизмеримых величин, были названы еще в древности иррациональными, т.е. нерациональными (по-гречески «алогос») правда, первоначально термин «рациональный» и «иррациональный» относились не к числам, а к соизмеримым и соответственно не соизмеримым величинам, которые пифагорейцы называли выразимыми и невыразимыми. √2
Слайд 4Иррациональные числа
Иррациональные числа – это числа которые невозможно представить в виде
, где m - целое число, n – натуральное число.
Иррациональные числа – это бесконечные непериодические десятичные дроби.
Слайд 51. Часть Одночлен в знаменателе
1. Изучите дробь.
Дробь является обыкновенной, если в
знаменателе нет корня. Если в знаменателе есть квадратный или любой другой корень, нужно умножить числитель и знаменатель на некоторый одночлен, чтобы избавиться от корня. Обратите внимание, что в числителе может стоять корень – это нормально
7√3
2√7
Здесь в знаменателе есть корень √7
Слайд 62. Умножьте числитель и знаменатель на корень, который находится в знаменателе.
Если
в знаменателе находится одночлен, рационализировать такую дробь довольно просто. Умножьте числитель и знаменатель на один и тот же одночлен (то есть вы умножаете дробь на 1).
Слайд 73.Упростите дробь (если возможно)
Вы рационализировали дробь.
Слайд 82 часть Двучлен (бином) в знаменателе
Слайд 92. Умножьте числитель и знаменатель на бином, сопряженный двучлену в знаменателе.
Слайд 103.Упростите дробь (если возможно).
Слайд 113. Часть Обратное выражение
1 .Изучите задачу.
Если нужно найти выражение, обратное данному,
которое содержит корень, придется рационализировать полученную дробь (и только потом упрощать ее). В этом случае используйте метод, описанный в первом или втором разделах (в зависимости от задачи).
Слайд 122 Запишите обратное выражение.
Для этого разделите 1 на данное выражение; если
дана дробь, поменяйте местами числитель и знаменатель. Помните, что любое выражение является дробью, в знаменателе которой находится 1.
Слайд 133 Умножьте числитель и знаменатель на некоторое выражение, чтобы избавиться от
корня.
Умножая числитель и знаменатель на одно и то же выражение, вы умножаете дробь на 1, то есть значение дроби не меняется. В нашем примере дан бином, поэтому умножьте числитель и знаменатель на сопряженный двучлен.
Слайд 144. Упростите дробь (если возможно).
Слайд 154 часть Кубический корень в знаменателе
Слайд 161. Изучите дробь.
В задаче могут встретиться кубические корни, хотя это довольно
редко. Описанный метод применим к корням любой степени
Слайд 172.Перепишите корень в виде степени.
Здесь нельзя умножить числитель и знаменатель на
некоторый одночлен или выражение, потому что рационализация осуществляется немного по-другому.
Слайд 18
3. Умножьте числитель и знаменатель дроби на некоторую степень, чтобы показатель
степени в знаменателе стал равен 1.
Слайд 194. Упростите дробь (если возможно).
Слайд 21Методы решения иррациональных уравнений:
Возведение обеих частей в степень.
Использование равносильных переходов.
Умножение левой
части на сопряженное выражение.
Введение новой переменной.
Слайд 221. Метод Возведение обеих частей уравнения в степень
При возведении в четную
степень возможно расширение области определения заданного уравнения. Поэтому при решении таких иррациональных уравнений обязательна проверка.
При возведении в нечетную степень обеих частей иррационального уравнения область определения не меняется.
Слайд 23 Рассмотрим уравнение
согласно определению корню квадратного, выражение выше означает
Нам удалось перейти от иррационального уравнения, к обычному линейному уравнению, которое решается очень просто, корнем которого является число x=10.
Мы возвели обе части уравнения в квадрат и получили более простое уравнение, такой способ называется методом возведения в квадрат. Данный метод решения очень прост, но к сожалению иногда могут возникнуть некоторые проблемы при решении таких уравнений.
Слайд 24 Рассмотрим уравнение
Возведем в квадрат обе части уравнения
Но к сожалению,
данное число не является решение исходного иррационального уравнения, давайте подставим -15 в исходное уравнение
Мы с вами умеем вычислять корни квадратные только из положительных чисел, в данном случае выражение не имеет смысл, но тогда какой же это корень уравнения? В таких случаях принято говорить, что получен посторонний корень. Рассмотренное иррациональное уравнение в таком случае не имеет корней.
В случае иррациональных уравнений, всегда проверяйте полученные корни!
Слайд 25Решим еще одно иррациональное уравнение
Воспользуемся методом возведения в квадрат
Воспользуемся теоремой
Виета, получим корни данного уравнения х=4 и х=-6.
Выполним проверку
У нас получилось, что только один корень подходит. Таким образом, опять же убедились в том, что проверку корней необходимо проводить всегда!
Слайд 282. метод Использование равносильных переходов
Слайд 313. Метод Умножение левой части на сопряженное выражение.
Выражения √ A +
√ B и √ A − √ B называются сопряжёнными. Произведение сопряжённых выражений, будучи разностью квадратов, не содержит знаков квадратного корня.
Слайд 334. Метод Введение новой переменной
В некоторых задачах бывает полезно сделать замену
переменной, обозначив новой буквой имеющийся корень из некоторого выражения.
Слайд 34 Пример . Решить уравнение
Решение. При решении данного уравнения воспользуемся методом введения
новой переменой, представим , тогда исходное уравнение примет вид
Введя обратную замену
Из первого выражения х=49, а второе не имеет смысла.
Ответ: х=49.
Слайд 35Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.
При возведении
обеих частей уравнения
• в четную степень (показатель корня – четное число) – возможно появление постороннего корня (проверка необходима).
• в нечетную степень (показатель корня – нечетное число) – получается уравнение, равносильное исходному (проверка не нужна).
Решая иррациональные уравнения с помощью равносильных преобразований – проверка не нужна.
ВЫВОД