Презентация, доклад на тему Презентации к урокам на тему Комплексные числа

Содержание

СодержаниеУрок 1.Урок 3.Урок 2.Урок 4.Контрольная работаУрок 5.Урок 6.

Слайд 1"Комплексные числа"
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования муниципального района Бураевский район
МОБУ Гимназия

№2 с. Бураево

Урок разработан по предмету математика для учащихся профильного 11 класса

Садикова Э.Ф.
учитель математики


Выход


Слайд 2Содержание
Урок 1.
Урок 3.
Урок 2.
Урок 4.
Контрольная работа
Урок 5.
Урок 6.

СодержаниеУрок 1.Урок 3.Урок 2.Урок 4.Контрольная работаУрок 5.Урок 6.

Слайд 3Урок 1
1.История возникновения комплексного числа
2.Определение комплексных чисел и действия над ними


Урок 11.История возникновения  комплексного числа2.Определение комплексных чисел  и действия над ними

Слайд 4В XVI веке в связи с изучением кубических уравнений оказалось необходимым

извлекать квадратные корни из отрицательных чисел. В формуле для решения кубических уравнений вида х3+px+q=0 кубические и квадратные корни:

Х=

Эта формула безотказно действует в случае, когда уравнение имеет один действительный корень (х3+3х-4=0), а если оно имеет три действительных корня (х3-7х+6=0), то под знаком квадратного корня оказывалось отрицательное число.Получалось, что путь к этим корням ведет через невозможную операцию извлечения квадратного корня из отрицательного числа



В XVI веке в связи с изучением кубических уравнений оказалось необходимым извлекать квадратные корни из отрицательных чисел.

Слайд 5Итальянский алгебраист Дж.Кардано в 1545 г. предложил ввести числа новой природы.

Он показал, что система уравнений не имеющая решений во множестве действительных чисел, имеет решения вида , нужно только условиться действовать над такими выражениями по правилам обычной алгебры и считать что

Кардано называл такие величины «чисто отрицательными» и даже «софистически отрицательными», считал их бесполезными и старался их не употреблять.

В 1572 году вышла книга итальянского алгебраиста Р.Бомбелли, в которой были установлены первые правила арифметических операций над такими числами.



Итальянский алгебраист Дж.Кардано в 1545 г. предложил ввести числа новой природы. Он показал, что система уравнений не

Слайд 6Название «мнимые числа» ввел в 1637 году французский математик и философ

Р. Декарт, а в 1777 году российский ученый Л.Эйлер предложил использовать первую букву французского слова

imaginaire (мнимый) для обозначения числа (мнимой единицы). Этот символ вошел во всеобщее употребление благодаря К.Гауссу. Термин «комплексные числа» был введен Гауссом в 1831 году.

Постепенно развивалась техника операций над мнимыми числами. На рубеже XVII и XVIII веков была построена общая теория корней n-ых степеней сначала из отрицательных, а затем из любых комплексных чисел, основанная на следующей формуле английского математика А.Муавра (1707): (cosϕ+isinϕ)n=cos(ϕn)+isin(ϕn).
Л.Эйлер вывел в 1748 году замечательную формулу:
eiπ=cosx+isinx, которая связала воедино показательную
функцию с тригонометрической.



Название «мнимые числа» ввел в 1637 году французский математик и философ Р. Декарт, а в 1777 году

Слайд 7Абрамах Муавр (Moivre) (1667 – 1754)
Абрахам Муавр – английский математик. Муавр нашел

(1707) правила возведения в n – ю степень и извлечения корня n – й степени для комплексных чисел.


Абрамах Муавр (Moivre) (1667 – 1754)Абрахам Муавр – английский математик. Муавр нашел (1707) правила возведения в n

Слайд 8Карл Фридрих Гаусс (Gauss) (1777 – 1855)
Карл Фридрих Гаусс – немецкий математик.

Работы Гаусса оказали большое влияние на развитие теории чисел.


Карл Фридрих Гаусс (Gauss) (1777 – 1855)Карл Фридрих Гаусс – немецкий математик. Работы Гаусса оказали большое влияние

Слайд 9Леонард Эйлер (Eular) (1707 – 17830)
Леонард Эйлер -
математик,

академик Петербургской академии наук. В его трудах многие математические формулы и символика впервые получают современный вид (ему принадлежат обозначения для e, π, i)


Леонард Эйлер (Eular) (1707 – 17830) Леонард Эйлер -   математик, академик Петербургской академии наук. В

Слайд 10Во множестве натуральных чисел выполняется 5 законов:
Коммутативный (переместительный) закон сложения

m + n = n + m

2. Коммутативный (переместительный) закон умножения
m * n = n * m
3. Ассоциативный (сочетательный) закон сложения
(m + n) + k = m + (n + k)
4. Ассоциативный (сочетательный) закон умножения
(m * n) * k = m * (n * k)
5. Дистрибутивный (распределительный) закон умножения относительно сложения
(m + n) * k = m * k + n * k



Во множестве натуральных чисел выполняется 5 законов:Коммутативный (переместительный) закон сложения     m + n

Слайд 11Опр.: множество чисел, в котором всегда выполнимы действия + и *,

подчиненные пяти основным законам, а также действия – и / (кроме деления на 0), называется полем

Вывод: множество всех действительных чисел образует поле



Опр.: множество чисел, в котором всегда выполнимы действия + и *, подчиненные пяти основным законам, а также

Слайд 12Решение квадратных уравнений
a · x² + b · x + c

=0
При D<0 действительных корней нет



Решение квадратных уравненийa · x² + b · x + c =0При D

Слайд 13
Комплексные числа
N ⊂ Z ⊂ Q ⊂ R ⊂ C
C

– множество комплексных чисел



Комплексные числаN ⊂ Z ⊂ Q ⊂ R ⊂ C C – множество комплексных чисел

Слайд 14Вид комплексного числа
Х²=-1
Х=i -корень уравнения
i- комплексное число, такое ,

что
i²=-1

a и b – действительные числа
i- некоторый символ , такой, что i²= -1
a – действительная часть
b – мнимая часть
i – мнимая единица

a+bi



Вид комплексного числаХ²=-1Х=i   -корень уравненияi- комплексное число, такое , чтоi²=-1a и b – действительные числаi-

Слайд 151

Сложение
Опр.: суммой 2-х комплексных чисел a+bi и c+di называется комплексное число

(f+c)+(b+d)i
Пример 1. (1+i)+(2+3i)=3+4i

2


Вычитание

Опр.: разность 2-х комплексных чисел z1=a+bi и z2=c+di называется такое комплексное число z3 равно х+уi, которое в сумме с z2 дает z1
Пример 2. (5+6i)-(3+7i)=2-i

Примеры для самостоятельного выполнения


1СложениеОпр.: суммой 2-х комплексных чисел a+bi и c+di называется комплексное число (f+c)+(b+d)iПример 1. (1+i)+(2+3i)=3+4i

Слайд 162.Геометрическое изображение комплексных чисел
Урок 2
1.Умножение и деление комплексных чисел.


2.Геометрическое изображение  комплексных чиселУрок 21.Умножение и деление  комплексных чисел.

Слайд 173
Умножение
Опр.: произведением 2-х комплексных a+bi и c+di называется комплексное число (ac-bd)+(ad+bc)i
4
Пример

4.


Пример 3. (3+4i)*(6-5i)=(18+20)+(-15+24)i=38+9i
Деление

Опр.: комплексные числа z=a+bi и z’=a-bi называются сопряженными.

Опр.: частным от деления комплексного числа z1на z2, не равное (0+0i), называется такое комплексное число z3, которое при умножении на z2 дает z1.

Примеры для самостоятельного выполнения



3УмножениеОпр.: произведением 2-х комплексных a+bi и c+di называется комплексное число (ac-bd)+(ad+bc)i4Пример 4. Пример 3. (3+4i)*(6-5i)=(18+20)+(-15+24)i=38+9i

Слайд 18Наглядно представить мнимые числа впервые попытался еще в XVII в. английский

ученый Джон Валлис.

В 1799 г. датский математик Каспар Вессель предложил простую геометрическую интерпретацию комплексных чисел, однако его работа осталось незамеченной. Лишь через три десятка лет К.Гаусс выпустил в свет труд «Теория биквадратных вычетов», в котором дал такое же геометрическое представление, как и Вессель.

Немножко из истории


Взяты две оси, названы соответственно действительная ось и мнимая ось и расположены перпендикулярно друг другу – так, что они пересекаются в нулевой точке.
Комплексные числа «размещаются» по всей плоскости, в которой лежат числовые оси.



Наглядно представить мнимые числа впервые попытался еще в XVII в. английский ученый Джон Валлис.В 1799 г. датский

Слайд 19Комплексное число a+bi изображено точкой М, абсцисса которой равна – a,

т.е. действительной части комплексного числа, а ордината – мнимой.

Точка А с абсциссой х=3 и ординатой у=5 изображает комплексное число 3+5i. Точка В(-4;-5) изображает комплекс-ное число –4-5i

Сопряженные комплексные числа изображаются парой точек, симметричных относительно оси абсцисс, например точки А и А/ изображают сопряженные числа 3+5i и 3-5i.
Вывод: множество всех комплексных чисел находится во взаимно однозначном соответствии с множеством всех точек плоскости



Примеры для самостоятельного выполнения

Комплексное число a+bi изображено точкой М, абсцисса которой равна – a, т.е. действительной части комплексного числа, а

Слайд 20

Степени мнимой единицы

i4n = 1
i4n+1 = i
i4n+2 = -1
i4n+3 = -i
Примеры

для самостоятельного выполнения


Степени мнимой единицыi4n = 1i4n+1 = ii4n+2 = -1i4n+3 = -iПримеры для самостоятельного выполнения

Слайд 21Урок 3
2.Извлечение корней квадратных из отрицательных чисел
1.Дествительные и чисто мнимые числа
3.Двучленные

уравнения 3-й и 4-й степеней с дествительными коэффицентами



Урок 32.Извлечение корней квадратных  из отрицательных чисел1.Дествительные  и чисто мнимые числа3.Двучленные уравнения 3-й и 4-й

Слайд 22Действительные и чисто мнимые числа
a + 0i = a – действительное

число
0 + bi = bi – чисто мнимое число


а = a + bi = a – bi
Сопряженные числа равны друг другу, только в том случае, если это число действительное.

Произведение двух взаимно сопряженных комплексных чисел есть число действительное чисел есть число



Действительные и чисто мнимые числаa + 0i = a – действительное число0 + bi = bi –

Слайд 23Извлечение квадратных корней

из отрицательных чисел. Решение квадратных уравнений с отрицательными дискриминантами.



Извлечение квадратных корней

Слайд 24Двучленные уравнения 3-й степени с действительными коэффициентами
Опр.: уравнения вида ax3+b, где

a и b – произвольные действительные числа, отличные от нуля, называются двучленными уравнениями 3-й степени.



Двучленные уравнения 3-й степени с действительными коэффициентамиОпр.: уравнения вида ax3+b, где a и b – произвольные действительные

Слайд 25Двучленные уравнения 3-й степени с действительными коэффициентами
Опр.: уравнения вида ax4+b, где

a и b – произвольные действительные числа, отличные от нуля, называются двучленными уравнениями 4-й степени.


Примеры для самостоятельного выполнения

Двучленные уравнения 3-й степени с действительными коэффициентамиОпр.: уравнения вида ax4+b, где a и b – произвольные действительные

Слайд 26Урок 4
1. Основная теорема алгебры
2. Тригонометрическая форма комплексных чисел


Урок 41. Основная теорема алгебры2. Тригонометрическая форма  комплексных чисел

Слайд 27Основная теорема алгебры


Теорема Гаусса (1799 г.): любое алгебраическое уравнение n-ой степени

имеет ровно n комплексных корней, если каждый корень считать столько раз какова его кратность.

a0xn + a1xn-1 + a2xn-2 + … + an-1x + an = 0
a0 = 0
A0 (x – x1) * (x – x2) * … * (x – xn) = 0



Основная теорема алгебрыТеорема Гаусса (1799 г.): любое алгебраическое уравнение n-ой степени имеет ровно n комплексных корней, если

Слайд 28

М
N
Возьмем произвольное комплексное число z=a+bi и изобразим его в виде вектора

ОМ на комплексной плоскости. Пусть N-проекция точки М на действительную ось. В прямо-угольном треугольнике ОМN длины катетов ОМ и ММ равны соответ-ственно а и b, а длина гипотенузы


ОМ равна



МNВозьмем произвольное комплексное число z=a+bi и изобразим его в виде вектора ОМ на комплексной плоскости. Пусть N-проекция

Слайд 29Число r называется модулем комплексного числа
⎢z ⎢= r
Угол ϕ - аргументом

комплексного числа
Arqz = ϕ

Любое комплексное число a+bi можно представить в виде:


Число r называется модулем комплексного числа⎢z ⎢= rУгол ϕ - аргументом комплексного числаArqz = ϕЛюбое комплексное число

Слайд 30Урок 5
Умножение и деление комплексных чисел заданных в тригонометрической форме


Урок 5Умножение и деление  комплексных чисел заданных в  тригонометрической форме

Слайд 31Теорема 1.: модуль произведения двух комплексных чисел равен произведению их модулей,

а аргумент – сумме их аргументов.

z1= r1 (cos φ1+ i sin φ1)
z2= r2(cos φ2+ i sin φ2)
z1 * z2= r1r2(cos( φ1+ φ2)+isin ( φ1+ φ2))

Замечание: теорема 1 справедлива для любого числа сомножителей. В том числе когда сомножители равны между собой получим

Формула Муавра

При r = 1, (cosϕ+isinϕ)n = cos nϕ + I sin nϕ



Теорема 1.: модуль произведения двух комплексных чисел равен произведению их модулей, а аргумент – сумме их аргументов.z1=

Слайд 32Теорема 2.: модуль частного двух комплексных чисел равен частному их модулей,

а аргумент частного двух не равных нулю комплексных чисел равен разности аргументов делимого и делителя



Теорема 2.: модуль частного двух комплексных чисел равен частному их модулей, а аргумент частного двух не равных

Слайд 33Пример:
Решить уравнение:

Примеры для самостоятельного выполнения

Пример:Решить уравнение:Примеры для самостоятельного выполнения

Слайд 34Урок 6
Решение задач


Урок 6Решение задач

Слайд 351. Решить уравнение
2. Вычислить
3. Доказать равенство
4. Дать геометрическую интерпретацию


1. Решить уравнение2. Вычислить 3. Доказать равенство4. Дать геометрическую интерпретацию

Слайд 365. Вычислить
6. Найти сумму корней уравнения
7. Найти произведение корней уравнения
8.

Вычислить

9. Найти произведение и частное чисел


5. Вычислить 6. Найти сумму корней уравнения7. Найти произведение корней уравнения8. Вычислить9. Найти произведение и частное чисел

Слайд 37Решитьуравнение
Вычислить

Решитьуравнение Вычислить

Слайд 41Решить уравнения
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:

Решить уравненияОтвет:Ответ:Ответ:Ответ:

Слайд 43Контрольная работа


Контрольная работа

Слайд 44Вариант 1
Вычислить:
а) ; б)

; в)

2. Найти действительные числа х и у из уравнений:
а) (0+3i)-(10x+2yi)=-5+3i; б) (x-5yi)+(2x-yi)=6+3i
3. Дать геометрическую интерпретацию формулы
(2+4i)+(6+3i)=8+7i 6. Выполнить действия:
4. Вычислить: а)
i12+i16+i19+i50 б)
5. Решить уравнения: в)
а) х3=3; б) х4=-36



Вариант 1Вычислить:а)      ; б)

Слайд 45Вариант 2
Вычислить:
а) ; б)

; в)

2. Найти действительные числа х и у из уравнений:
а) (х+3yi)+(1.5y+2xi)=4+8i; б) (2x-5i)+(7y+2xi)=-12+3yi
3. Дать геометрическую интерпретацию формулы
(4+2i)+(3+5i)=7+7i 6. Выполнить действия:
4. Вычислить: а)
i13+i15+i36+i74 б)
5. Решить уравнения: в)
а) х3=5; б) х4=-25


Вариант 2Вычислить:а)     ; б)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть