Слайд 1Профориентация
в сельской школе
Секция :
Профориентация: опыт, проблемы, перспективы
07 декабря
2017 года
Слайд 2Об авторе
Кущенкова Марина Михайловна-
учитель технологии
МБОУ СОШ им. М.М. Осипова с.
Кондоль
Пензенского района
Слайд 3Ведущая идея данной работы «Где родился, там и сгодился».
Как удержать
сельского выпускника на селе, чтобы он жил дома, имел хорошо оплачиваемую работу по душе?
Задача нашей школы - помочь учащимся в самоопределении, самореализации и оказании помощи в выборе трудового пути.
Задача учителя заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, формирование определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду, морально-волевых и эмоциональных факторов, отражающих положительное отношение к систематической трудовой деятельности, а также твердость характера на пути к достижению цели.
Слайд 4Опыт педагога
Программа «Сельский дом и семья» Симоненко В.Д. предназначена для трудового
обучения в сельских школах, ориентирующихся на подготовку школьников к труду в сельскохозяйственном производстве с различными формами собственности (фермерское хозяйство, крестьянские усадьбы, кооперативы, арендные хозяйства и др.). Эта программа является структурным компонентом предметной области «Технология».
Слайд 6Технология обработки
ткани
Сельскохозяйственные работы:
Уход за растениями
Сельскохозяйственные работы:
Уборка урожая свеклы
Слайд 7Опыт педагога
В 9 классе учащиеся обучаются по программе «Основы выбора
профиля обучения».
Цель программы представляет собой систему педагогической, психологической,
информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
Данная программа даёт школьникам представления об общих основах выбора профиля обучения и обеспечивает принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Слайд 8Работа по проекту «Обучение через предпринимательство»
Экскурсия на производство
Слайд 9Анализ трудоустройства выпускников 9 класса.
Слайд 10Анализ трудоустройства выпускников 11 класса.
всего было в 2015 году- 25
человек,
в 2016 году -21 человек,
в 2017 году- 16 человек-выпускников 11 класса.
И так, в 2015 году 48%,
в 2016 году 57%,
а в 2017 году 75% выпускников поступили в вузы.
Слайд 11Качественные характеристики выбора профессии
Выпускники 9 класса , которые слабо учились, выбирают
профессии начального профессионального образования, такие как повар-кондитер, автомеханик, водитель. Дети, у которых были средние способности в учебе, выбирают специальности в системе среднего специального образования, такие как профессии в области IT-технологий, архитектуры и дизайна, землеустройства и кадастра и другие. Выпускники , у которых в школе были способности выше средних, поступают в медицинский колледж, педагогический, юридический, экономический.
Слайд 12Качественные характеристики выбора профессии
Выпускники 11 класса , успешно сдавшие ЕГЭ, в
основном поступают в ПГУ, ПГУАС, в Саратовскую академию права, в московские вузы. За последние 3 года ни одного человека из нашей школы не пошли учиться в сельскохозяйственные вуз и ссуз.
Слайд 13Куда пойти работать?
На данный момент на сельскохозяственное производство требуются специалисты с
современным высшим образованием - ветврачи и агрономы, инженеры-энергетики, рабочие плодоовощеводы, трактористы, водители, электромонтеры; для торговой базы «Магнит» требуются бухгалтеры со знанием программ «1С», «Склад», водители категории С, Д, Е; Для дорожного участка требуются мастер-дорожник, машинист бульдозера; для сельских ФАПов требуются фельдшеры, медсестры; для ЦРБ – врачи-педиатры, врачи-терапевты, врачи-специалисты; на других местах вакансии возникают и по мере возможности закрываются.
Слайд 14Куда пойти работать?
Специалисты ЦЗН называют беспроигрышные варианты выбора профессии – медицина,
IT-технологии, технические инженерные рабочие специальности.
Есть еще одна альтернатива найти себе применение –предпринимательство. Но это для самых сильных выпускников, или для тех у кого в семье уже занимаются бизнесом.
Слайд 15Проблема 1
Пассивность молодого человека, его потребительское воспитание, нежелание трудиться за малую
зарплату, и как следствие отсутствие какого-либо опыта. Каждый работодатель хочет нанять опытного работника, а молодые специалисты ,вышедшие из учебного заведения, как правило, ни разу нигде не были на практике и свою профессию изучают по учебникам и картинкам. Обучение практикой кануло в лету. Правило «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, а еще лучше потрогать и попробовать » забыто по ряду причин.
Слайд 16Проблема 2
Экономическая. Нет стабильности работы предприятий, всё быстро меняется, частные предприятия
быстро закрываются, потом вновь открываются, быстро меняется спрос на специалистов. Бывает и такое, что когда человек поступает на обучение, профессия популярна, а к концу срока обучения, например через 3,4,5 лет, ситуация меняется и профессия становится не востребованной, и приходится приспосабливаться и осваивать какие-то смежные профессии.
Слайд 17Проблема 3
В сельской местности существует дефицит рабочих мест. Не секрет, что
трудоспособное население выезжает в город на работу, тем самым показывая пример детям, что надо выезжать из села за «лучшей долей». На самом деле в нашем селе стоит разрушается маслозавод, не пашутся земли сельскохозяйственных угодий, разрушены животноводческие фермы в каждом бывшем хозяйстве, разрушены базы таких организаций, как сельхозхимия, коммунальное хозяйство, гидрострой, агросервис. Без поддержки государства село не поднять. А люди на селе есть и никуда бы они не уехали, если бы засевались поля, возродилось животноводство, работал маслозавод на своем сырье, и все организации были бы звеньями одной цепи.
Слайд 18Вывод
В селе много молодежи, и не всем хочется уезжать из села.
Экономическая ситуация вынуждает получать «городские» профессии. И опыт там приходится набирать. Как же вернуть молодежь в село? Только через создание рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. И к нам вернутся наши ветеринары, агрономы, энергетики, экономисты, технологи-пищевики, повара-кондитеры, инженеры IT-технологий, врачи, учителя, юристы и ещё много разных специалистов.