Презентация, доклад по русскому языку Метафора, метонимия, синекдоха

ВСПОМНИМ ! ТРОП ( От греч. Tropos - оборот ) - употребление слов , фраз и выражений в переносном , образном смысле .

Слайд 1ТЕМА: «МЕТАФОРА, МЕТОНИМИЯ

И СИНЕКДОХА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Донской государственный технический университет»
в г. Волгодонске Ростовской области
(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)
Факультет «Технологии и менеджмент»
Кафедра «Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины»





Разработал: Группа ЗПО32.2В
Самотеева В.С.




Руководитель: Лабунская В.И

ТЕМА: «МЕТАФОРА,   МЕТОНИМИЯ         И  СИНЕКДОХА»МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2ВСПОМНИМ !

ТРОП
( От греч. Tropos - оборот ) - употребление слов , фраз и выражений в переносном , образном смысле . (А.П.КВЯТКОВСКИЙ « ШКОЛЬНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» )

виды тропов:
метафора ЭПИТЕТ ИРОНИЯ
СРАВНЕНИЕ ГИПЕРБОЛА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЛИТОТА
ВСПОМНИМ !             ТРОП ( От

Слайд 3Назови троп !
1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льёт печально свет она. (А.С.Пушкин )
2. Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде... ( С.А.Есенин )
3. Пока ещё последние колена
Последних соловьёв не отгремели
И смутно брезжит у твоей постели
Боярышника розового пена ... ( А.Тарковский )
список терминов:
1.эпитет 4. метафора
2. сравнение 5.гипербола
3. олицетворение



Назови троп ! 1.   Сквозь волнистые туманы пробирается луна,     На печальные

Слайд 4Метафора
 - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании

из сходства.
-Сходство может быть внешним и внутренним.

ПОЗНАКОМИМСЯ !

Метафора - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании из сходства.-Сходство может быть внешним и

Слайд 5Разновидность метафоры:
• сходство формы (начертить круг - спасательный круг);
• сходство внешнего

вида (вороной конь - гимнастический конь);
• сходство производимого впечатления (сладкий виноград - сладкий сон);
• сходство местоположения (кожаная подошва - подошва горы, белить потолок - три по русскому - его потолок);
• сходство в структуре оценок (легкий портфель - легкий текст, сын перерос отца, стал очень высоким - перерасти своего наставника);
• сходство в способе представления действий (охватить руками ствол дерева - её охватила радость, сваи поддерживают мост - поддержать кандидатуру Иванова);
• сходство функций (ртутный барометр - барометр общественного мнения).

Разновидность метафоры: • сходство формы (начертить круг - спасательный круг);• сходство внешнего вида (вороной конь - гимнастический

Слайд 6Основные черты метафоры
1. Она представляет собой сжатое сравнение.
2. Она имеет двойственную

семантическую природу
3. Метафора это загадка, требующая отгадки
4. Метафора это скачок из сферы языка в сферу знаний о внеязыковой действительности
5. В метафоре значимы постоянные и сущностные характеристики явлений
6. Метафору питают обыденные знания

Основные черты метафоры1. Она представляет собой сжатое сравнение.2. Она имеет двойственную семантическую природу3. Метафора это загадка, требующая

Слайд 7ПОЗНАКОМИМСЯ !

МЕТОНИМИЯ

( ОТ ГРЕЧ. Metonomadzo- переименование ) - перенос наименования с одного предмета на другой по принципу связи. ( А.П. КВЯТКОВСКИЙ « ШКОЛЬНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» )

ВИД ТРОПА, В КОТОРОМ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ ПРЕДМЕТ ОБОЗНАЧАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ СЛОВ И ПОНЯТИЙ. ПРИ ЭТОМ СОХРАНЯЮТСЯ СБЛИЖАЮЩИЕ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКИ ИЛИ СВЯЗИ ( КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.)


ПОЗНАКОМИМСЯ !          МЕТОНИМИЯ   ( ОТ ГРЕЧ.

Слайд 8 ВИДЫ МЕТОНИМИИ
1. ПЕРЕНЕСЕНИЕ СОДЕРЖАЩЕГО НА СОДЕРЖИМОЕ
Я ТРИ ТАРЕЛКИ

СЪЕЛ
( И.А.КРЫЛОВ )

2. УКАЗАНИЕ НА СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ
ГДЕ ХОХОЛ ПРОШЁЛ, ЕВРЕЮ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.

ВИДЫ МЕТОНИМИИ 1. ПЕРЕНЕСЕНИЕ СОДЕРЖАЩЕГО НА СОДЕРЖИМОЕ Я ТРИ  ТАРЕЛКИ  СЪЕЛ

Слайд 9ВИДЫ МЕТОНИМИИ
УКАЗАНИЕ НА ПРИЗНАКИ ЛИЦА ИЛИ ПРЕДМЕТА ВМЕСТО УПОМИНАНИЯ САМОГО ЛИЦА

ИЛИ ПРЕДМЕТА

У НАШИХ УШКИ НА МАКУШКЕ
( М.Ю. ЛЕРМОНТОВ )

УПОМИНАНИЕ ИМЕНИ АВТОРА ВМЕСТО ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ТРАУРНЫЙ ШОПЕН ГРОМЫХАЛ У ЗАКАТА.
( М. СВЕТЛОВ )

ВИДЫ МЕТОНИМИИУКАЗАНИЕ НА ПРИЗНАКИ ЛИЦА ИЛИ ПРЕДМЕТА ВМЕСТО УПОМИНАНИЯ САМОГО ЛИЦА ИЛИ ПРЕДМЕТАУ НАШИХ УШКИ НА МАКУШКЕ

Слайд 10Отличия метонимии от метафоры

• В метафоре сопоставляемые предметы обязательно похожи, при

метонимии такого сходства нет. Это чем же похожи фраки на людей, которые облачены в них?
• Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Например, бахрома инея – иней, как бахрома. Метонимию в сравнительный оборот преобразовать не удастся. "Все флаги в гости будут к нам", где флаги замещают страны.

Отличия метонимии от метафоры •	В метафоре сопоставляемые предметы обязательно похожи, при метонимии такого сходства нет. Это чем

Слайд 11ПОЗНАКОМИМСЯ!
СИНЕКДОХА
( ОТ

ГРЕЧ. SYNEKDOCHE - СООТНЕСЕНИЕ ) –

РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОНИМИИ, ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ОДНОГО СЛОВА НА ДРУГОЕ НА ОСНОВЕ ЗАМЕНЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
(КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ )
ПОЗНАКОМИМСЯ!        СИНЕКДОХА ( ОТ ГРЕЧ. SYNEKDOCHE - СООТНЕСЕНИЕ ) –

Слайд 12ВИДЫ СИНЕКДОХИ :
УПОТРЕБЛЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ВМЕСТО ЕДИНСТВЕННОГО:

РУКА БОЙЦОВ КОЛОТЬ УСТАЛА .
( М. ЛЕРМОНТОВ )














УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИ ВМЕСТО ЦЕЛОГО:
ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ.
( А.С. ПУШКИН )
ОТКОЛЕ, УМНАЯ, БРЕДЁШЬ ТЫ ГОЛОВА?
( И.А.КРЫЛОВ )

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВМЕСТО НЕОПРЕДЕЛЁННОГО:
ОДНУ МИНУТОЧКУ !

ВИДЫ СИНЕКДОХИ :   УПОТРЕБЛЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ВМЕСТО  ЕДИНСТВЕННОГО:

Слайд 13ЭТО ИНТЕРЕСНО!
МНОГИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОСНОВАНЫ

НА СИНЕКДОХЕ

БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА


ВОДИТЬ ЗА НОС




ВСТАВЛЯТЬ ПАЛКИ В КОЛЁСА

ЭТО ИНТЕРЕСНО!    МНОГИЕ   ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОСНОВАНЫ    НА СИНЕКДОХЕ

Слайд 14РОЛЬ МЕТОНИМИИ И СИНЕКДОХИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ

ПРЕДСТАВИТЬ

ЯВЛЕНИЕ ЯРКО, НАГЛЯДНО, КОНКРЕТНО

ПРИДАТЬ ИЗОБРАЖАЕМОМУ ОПРЕДЕЛЁННУЮ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОКРАСКУ.
РОЛЬ МЕТОНИМИИ И СИНЕКДОХИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИПРЕДСТАВИТЬ ЯВЛЕНИЕ ЯРКО, НАГЛЯДНО, КОНКРЕТНОПРИДАТЬ ИЗОБРАЖАЕМОМУ ОПРЕДЕЛЁННУЮ

Слайд 15ПОТРЕНИРУЕМСЯ !
1. Отметь пример , содержащий метонимию:
Чашка из

серебра.
Золото и серебро на столе.
Это старинное серебро.
Цепочка из серебра.
2. Отметь пример , содержащий синекдоху:
Студент нынче пошел не тот.
Часок! Я сейчас освобожусь.
И раб судьбу благодарил.
В сумерки луга похожи на море.

Ответы 1- 2; 2- 2.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ !   1. Отметь пример , содержащий метонимию:Чашка из серебра.Золото и серебро на столе.Это старинное

Слайд 16Потренируемся!
Выбери вариант, где в строке представлены все метафоры
1.кольцо дыма, спелое яблоко

,золотые кудри, шоколадный батончик , крыло самолёта
2.завыл ветер, хвост кометы, нос корабля, ясный стиль, черные мысли.
3. золотой медальон, ясные дни, хвост животного, зеленая молодеж, быстрый ум

Ответ : 2.

Потренируемся!Выбери вариант, где в строке представлены все метафоры1.кольцо дыма, спелое яблоко ,золотые кудри, шоколадный батончик , крыло

Слайд 17Список литературы и Интернет-ресурсы
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 8 класс. М.:

Дрофа 2003.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение 1988.
3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.:Дрофа 2003.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь.
5.Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка.- Ростов н/Д : Феникс, 2003.- 448с.
6.Мельникова Е.Л. Проблемный урок «Как открывать знания с учениками». Пособие для учителя.- И, 2002.- 168С.

Список литературы и Интернет-ресурсы1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 8 класс. М.: Дрофа 2003.2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть