Презентация, доклад на тему Действительные причастия настоящего времени

На пристани толпились пассажиры ожидающие посадки на катер.Синтаксический разбор предложения- Подчеркните грамматическую основу предложения.- Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное.- Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия.- От какого глагола образовано данное причастие?

Слайд 1Действительные причастия настоящего времени
Выполнила:учитель русского языка и литературы
Щербачёва Ольга Андреевна

Действительные причастия настоящего времениВыполнила:учитель русского языка и литературыЩербачёва Ольга Андреевна

Слайд 2На пристани толпились пассажиры ожидающие посадки на катер.
Синтаксический разбор предложения
- Подчеркните

грамматическую основу предложения.
- Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное.
- Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия.
- От какого глагола образовано данное причастие?
На пристани толпились пассажиры ожидающие посадки на катер.Синтаксический разбор предложения- Подчеркните грамматическую основу предложения.- Найдите причастный оборот,

Слайд 3Чтобы узнать спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в

неопр. форму и посмотреть, на что оканчивается глагол.

Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения

1 спряжение

2 спряжение



Чтобы узнать спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в неопр. форму и посмотреть, на что

Слайд 5Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия

настоящего времени.

Задание
Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку:

Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.ЗаданиеЗаписать глаголы в 3-м лице

Слайд 6ДУМАЮТ
ДУМАЮЩИЙ
БРЕЮТ
БРЕЮЩИЙ
ЛЕЛЕЮТ
ЛЕЛЕЮЩИЙ
СЕЮТ
СЕЮЩИЙ
КАЮТСЯ
КАЮЩИЙСЯ
КЛЕЯТ
КЛЕЯЩИЙ
ГОНЯТ
ГОНЯЩИЙ
ЛЕЧАТ
ЛЕЧАЩИЙ
ЛЮБЯТ
ЛЮБЯЩИЙ
СТРОЯТ
СТРОЯЩИЙ

ДУМАЮТДУМАЮЩИЙБРЕЮТБРЕЮЩИЙЛЕЛЕЮТЛЕЛЕЮЩИЙСЕЮТСЕЮЩИЙКАЮТСЯКАЮЩИЙСЯКЛЕЯТКЛЕЯЩИЙГОНЯТГОНЯЩИЙЛЕЧАТЛЕЧАЩИЙЛЮБЯТЛЮБЯЩИЙСТРОЯТСТРОЯЩИЙ

Слайд 7Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола

(в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола 1-го спряжения, в суффиксе
пишем –УЩ-, -ЮЩ-,
если от глагола 2-го спряжения - -АЩ-, -ЯЩ-.

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого

Слайд 8Выписать словосочетания: 1вариант-с дейст.причастиями, 2вариант-со страд.причаст.
Ученик, выступающий на собрании;

школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; бушующее море; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; лечащий врач; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег; залитый пол.
Выписать словосочетания: 1вариант-с дейст.причастиями, 2вариант-со страд.причаст.  Ученик, выступающий на собрании; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная

Слайд 9Проверим:
1 вариант
Ученик, выступающий на собрании; школьники, помогающие убрать урожай;

борющиеся за первенство спортсмены; бушующее море; лечащий врач; сверкающий на солнце снег.

2 вариант
Модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; залитый пол.

Проверим:1 вариант  Ученик, выступающий на собрании; школьники, помогающие убрать урожай; борющиеся за первенство спортсмены; бушующее море;

Слайд 10Суффиксы причастий.

Суффиксы причастий.

Слайд 11Запишите, объяснив графически:
Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство;

стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали; пен..щиеся струи фонтана; чувству..щий холод; леч..щий врач; на та..щем снегу; бушу..его моря; колебл..щиеся языки пламени; чин..щие сети рыбаки; прекраща..щийся ливень; вид..щие во тьме; слыш..щие шум.
Запишите, объяснив графически:Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына

Слайд 125. Тестовое задание.

В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

пен…щиеся

потоки, травы колыш…тся

2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т

3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль

3

5. Тестовое задание.В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?пен…щиеся потоки, травы колыш…тся2) гвозди держ…тся, птицы

Слайд 132. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?

леч…щий врач,

зна…щий правила

2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены

3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды

2

2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?леч…щий врач, зна…щий правила2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены3)

Слайд 143. В каком ряду в обоих случаях пропущена
буква Ю?

успокаива…щая музыка,

вас не остав…т в покое

2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость
Песня

3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение.

3

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое2) охотники

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть