Презентация, доклад Типы современных образовательных разработок. Шевчик О.Д.

Содержание

При естественнонаучном подходе (объект «предзадан», существует независимо от нас, подобно физической материи в естественных науках) образовательной практики мы имеем дело как бы с «двойным» объектом, своего рода «кентавр-объектом». В педагогической культуре есть достаточное количество

Слайд 1Типы современных образовательных разработок

Типы  современных  образовательных разработок

Слайд 2 При естественнонаучном подходе (объект «предзадан», существует независимо от нас, подобно

физической материи в естественных науках) образовательной практики мы имеем дело как бы с «двойным» объектом, своего рода «кентавр-объектом».
В педагогической культуре есть достаточное количество описаний, имеющих отношение к образованию объектов, однако эта работа велась в основном со статическими объектами.
При естественнонаучном подходе (объект «предзадан», существует независимо от нас, подобно физической материи в естественных науках) образовательной

Слайд 4 Рассмотрим образовательную практику и соответствующие типы знаний в инженерном, искусственно-техническом,

подходе.
Работа в другом, инженерном (проектном) залоге предполагает анализ следующих вопросов:
-в чем состоит образовательный опыт, т.е. какова реальная ситуация в образовании?
-что должно быть в результате образовательной деятельности (описание объекта) ?
-как надо работать, чтобы достигнуть описанного результата (нормативное описание деятельности) ?
Рассмотрим образовательную практику и соответствующие типы знаний в инженерном, искусственно-техническом, подходе.  Работа в другом, инженерном

Слайд 6Образовательная практика - это совокупность нетрадиционных (инновационных) подходов, методов и приемов, обеспечивающих решение актуальных задач образовательного процесса,

направленных на развитие образовательной системы и пригодных для трансляции, то есть использования в новых условиях. Во втором фокусе мы имеем дело с той или иной мыслительной культурой как средством порождения педагогического знания.
Исследование в этом фокусе носит рефлексивный характер: требуется постоянная фиксация методов и культурно-исторических форм мыслительной деятельности как оснований того или иного педагогического знания, запечатленного в концепции, методической разработке, описании опыта и пр.

Образовательная практика - это совокупность нетрадиционных (инновационных) подходов, методов и приемов, обеспечивающих решение актуальных задач образовательного процесса, направленных на развитие образовательной системы и пригодных для

Слайд 7Работая в этом подходе к образованию, можно выделить следующие проблемы:

1) нет распредмечивания основных педагогических и образовательных концепций и понятий, отсюда – невозможность деятельностного отношения к проблемам образования: непонятно, на каких философских и социокультурных основаниях строить «проекты» человека, учебных предметов, образовательных заведений и пр.;
2) отсутствуют типодеятельностные представления в образовании.
Работая в этом подходе к образованию, можно выделить следующие проблемы:  1) нет распредмечивания основных педагогических и

Слайд 8Методическое знание.

Методическое знание – это тип знания, устанавливающий нормы и

предписания деятельности, в данном случае – педагогической. (Собственно педагогическая деятельность по понятию предусматривает передачу от учителя ученику некоторого содержания, определяемого культурой, государством, отдельным субъектом и т.п.).
В.Розин, анализируя ситуацию рождения методики как культурного явления, говорит о четырех идеях и смыслах понятия «методика»: определенной организации предметного материала, нормативности методики, обоснованности методики, общезначимости методики.
Методическое знание. Методическое знание – это тип знания, устанавливающий нормы и предписания деятельности, в данном случае –

Слайд 9Г.Щедровицкий выделяет следующие виды методического знания:
1)описание, «проект» человека,
2)цели образования,


3)содержание образования,
4)методы и средства,
5) отдельные приемы и техники педагогической деятельности.
Как видно, в данном случае методическое знание нормирует весь процесс образования, включая замысел и целеполагание. Российская методика, складывающаяся со второй половины Х1Х века, определяла, говоря современным языком, содержание и методы образования, причем предъявляла философские, научные и психологические основания. Современные методические разработки содержат сценарии, конкретные задания и пр., хотя обосновывающая часть, как правило, отсутствует.
Г.Щедровицкий выделяет следующие виды методического знания: 1)описание, «проект» человека, 2)цели образования, 3)содержание образования, 4)методы и средства, 5)

Слайд 10Георгий Петрович Щедровицкий

(1929-1994), русский философ

Георгий Петрович Щедровицкий (1929-1994), русский философ

Слайд 11Итак, методическое знание в образовании отвечает на следующие вопросы:
каков должен

быть продукт деятельности, т.е. какая часть объекта, относительно которого совершается искусственно-техническая работа, подлежит изменению и какому;
каким образом должны происходить эти изменения (с помощью кого или чего они осуществляются);
каково содержание деятельности, приводящей к этим изменениям;
какова последовательность и логика предметных и деятельностных содержаний;
как должен действовать педагог, чтобы получить конкретный продукт (принципиальное описание образовательной ситуации и алгоритма действий, в современной терминологии).
Итак, методическое знание в образовании отвечает на следующие вопросы: каков должен быть продукт деятельности, т.е. какая часть

Слайд 13Каковы же особенности и характеристика
методического знания?
Во-первых, это знание

синтетическое, при его построении используются средства науки, философии, психологии и т.д.
Во-вторых, построение знания осуществляется по двум смысловым уровням: в слое предметных представлений и конструкций, в слое внепредметных (обосновывающих) представлений и конструкций, причем последний уровень «отвечает» за сближение индивидуальных способов деятельности.
В-третьих, методическое мышление многоплоскостное: методист имеет дело с предметно-профессиональными описаниями, обосновывающими знаниями, внепредметными и рефлексивными дисциплинами и т.п.
Отсюда необходимость «увязать» различные смыслы и значения, создать своего рода «конфигураторы».
Каковы же особенности и характеристика методического знания?  Во-первых, это знание синтетическое, при его построении используются средства

Слайд 14Однако в реальности в методическом знании таких конфигураторов практически нет, а

функцию конфигурирования
(и понимания) выполняет совокупность разных описаний, каждое из которых отвечает определенным требованиям и несет определенную смысловую и коммуникационную нагрузку.
Эта совокупность и составляет методику.
Однако в реальности в методическом знании таких конфигураторов практически нет, а функцию конфигурирования (и понимания) выполняет совокупность

Слайд 15Различим несколько типов инженерного знания в педагогике.
Собственно инженерное знание.
Педагогическая инженерия

имеет дело с конструированием и проектированием образовательных систем, в том числе конкретных учебных заведений.
Продуктом деятельности педагогического инженера является создание машин, автоматов, технических устройств, технологий, непосредственно связанных с человеческим материалом.
Отсюда специфика инженерной деятельности такого рода, заключающаяся в самоопределении инженера внутри проектируемой им системы деятельности с учетом постоянно происходящих изменений.
Различим несколько типов инженерного знания в педагогике.Собственно инженерное знание. Педагогическая инженерия имеет дело с конструированием и проектированием

Слайд 17 Педагогическую инженерию можно рассматривать как науку и как практику.

Функция педагогической инженерии как науки – в создании пространства норм и требований относительно процессов конструирования и проектирования и их результатов.
Это практико ориентированная наука, имеющая в качестве материала для концептуализации, теоретической работы следующие альтернативные представления:
1) предметный принцип организации знаний;
2) гуманитарное знание;
3) между системой мышления и порождаемым ею представлением об объекте имеется рефлексивная связь.
Педагогическую инженерию можно рассматривать как науку и как практику.  Функция педагогической инженерии как науки –

Слайд 21 Позиция педагогического инженера-практика «отвечает» за работу с новыми понятиями, системами

знаний, деятельность соответствующего профессионального сообщества.
Такой инженер должен строить проектируемые единицы деятельности (это очень серьезная проблема – по каким основаниям их выделять) и четко обозначать их функции, механизм и способ работы.
Приведем примеры технических заданий, которые может выполнять педагогический инженер:
-разработка нового содержания образования;
-формирование новой дидактики;
-создание образовательной среды и т.п.
Позиция педагогического инженера-практика «отвечает» за работу с новыми понятиями, системами знаний, деятельность соответствующего профессионального сообщества.

Слайд 25Как известно, запросы на новый тип образования и, следовательно, на работу

в сфере педагогической инженерии, возникают в период социокультурных кризисов.
Сегодняшняя ситуация в стране – яркий тому пример.
Как известно, запросы на новый тип образования и, следовательно, на работу в сфере педагогической инженерии, возникают в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть